Тема урока: Сложение и вычитание числа 3.
Цели урока:
1.
Развитие математического мышления учащихся, познакомить с приёмами сложения и вычитания числа 3 (используемые приёмы: с опорой на знание состава числа, на свойство числового ряда, по частям).
2.
Научить ученика получать радость от общения с учителем, учениками и от самой учебной деятельности. Подчеркивать силу коллектива в решении сложных задач, акцентировать внимание на том, что все люди разные, они по-разному видят и воспринимают окружающий мир, рассуждают, делают открытия тоже по-разному, и именно поэтому мы сильны в коллективе, вместе мы можем больше сделать, чем каждый в отдельности;
3.
Постепенно создавать интеллектуальную базу для успешного изучения математики каждым ребенком путем создания проблемных ситуаций и использования разнообразных развивающих заданий.
Тип урока: урок усвоения новых знаний;
Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; овладение первоначальными представлениями о ведущем математическом методе познания реальной действительности - математическом моделировании.
Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий;
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Оборудование, наглядность, ТСО: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этапы и структура урока.
1.
Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
2.
Актуализация знаний
1. Устный счёт
– Воспроизведи ряд чисел от 0 до 10; от 10 до 0; от 2 до 7; от 7 до 3; от 5 до 1
– Продолжи ряд чисел:
10, 7, …
9, 6 …
2. Игра “Угадай число”. Закрепление изученных случаев состава чисел.
6 + … = 8
… + 2 = 3
… – 2 = 7
7 – … = 6
9 = … + 2
10 = 8 + …
3. Игра “Молчанка”
Дети показывают числа, из которых состоит число 6, 7, 5, 3
4. Индивидуальная работа у доски
Работают 4 ученика. Закрепление умений решать примеры вида: …+ 1; – 1; + 2; – 2
5 + … = 7
6 + 2 = …
… – 2 = 5
4 + 2 = …
7 – 2 =…
6 + 1 + 1 =
8 + 1 + … = 10
10 – 2 =…
8 – 2 =
7 + 2 =
4 – … = 2
3 + 2 = …
… – 2 = 4
6 + … = 7
5 +… + 1 = 7
5. Игра “Угадай пример”
Работа с кассой. Дети показывают на наборном полотне любой вариант, могут показать несколько вариантов. Затем идет проверка выполненной работы детьми на доске с помощью сигналов.
6 = …+ …
7 = …+ …
3 = …+ …
+1 +2 - 1 - 1 +1 +1
2
День рожденья у лисицы,
Это кто к ней в дом стучится?
Волк, медведь, барсук, енот,
Даже серый Васька-кот.
Прискакала даже белка.
Сколько надо всем тарелок? 4+1+1=6
Я нашел в дупле у белки
5 лесных орешков белых.
Да еще один лежит
Мхом заботливо укрыт. 5+1=6
Ну и белка! Вот хозяйка!
Все орешки посчитай-ка!
5 синиц на ветку сели,
К ним 2 галки прилетели.
Сосчитайте быстро, детки,
Сколько птиц сидит на ветке? 5+2=7
3.
Постановка проблемы
Детям даётся задание.
– Решите задачу. На тарелке лежало 5 яблок. Положили еще 3. сколько яблок стало? Как вы будете прибавлять?
4.
Открытие нового знания
Дети говорят свои варианты прибавления трёх.
2. Работа с кассой
5 + 1 + 1 + 1
5 + 2 + 1
5 + 1 + 2
Вывод: число 3 можно прибавлять по частям.
– Мы знаем, что 3 это 1, 1, и 1; 3 это 2 и 1; 3 это 1 да 2
3. Работа на индивидуальных полотнах
– Положите 6 красных кружков. Справа положите 2 зелёных и один синий. Сколько кружков прибавили? Сколько стало? 6 + 2 + 1 = 9
– Как можно прибавить по другому? Можно к 6 красным кружкам прибавить 1 синий и 2 зелёных.
– Сколько кружков прибавили?
– Сколько их стало? 6 + 1 + 2 = ?
– А можно прибавить по одному? 6 + 1 + 1 + 1 = 9
Знакомство с приемом прибавления/вычитания числа 3 строится на основе выполнения детьми практических действий (упражнение №1). Учитель акцентирует внимание детей на том, сколько всего прибавили к числу, сколько всего отняли от числа. Далее обязательно делается вывод, что прибавить/отнять число 3 можно по-разному: по частям, двигаясь по числовому лучу или зная, что 3 – это 2 и 1. Каждый ребенок может выбрать удобный для себя способ и использовать его при вычислениях. Можно с этой целью провести игру «Соберем бусы» (см. указания к играм)
Следующим этапом работы является коллективное (или самостоятельное) составление таблицы +3 в рабочей тетради (упражнение №2). Для первичного закрепления выполняется упражнение №3, оно может быть выполнено с комментированием с места.
На этом же уроке дети вновь встречаются с задачей на нахождение разности (остатка). Подготовительную работу можно провести, решив 1-2 задачи в устной форме с опорой на наглядный материал. Это может быть серия сюжетных картинок, или при помощи счетного материала учитель иллюстрирует ситуацию. Например: в гараже стояли 6 машин, затем 2 из них уехали. Учитель задает вопрос: «Сколько машин осталось в гараже? Больше или меньше машин стало в гараже? Каким действием нужно узнать, сколько машин осталось?» Получив правильные ответы, учитель предлагает выполнить задание №4. Анализируя текст задачи, дети выделяют ее элементы. Далее оформляется краткая запись задачи. В тетради уже есть заготовка для краткой записи. При выборе действия для решения задачи учитель спрашивает детей: «Если 3 задачи девочка уже решила, то ей осталось решить больше или меньше задач, чем было?» (Меньше). «Каким действием мы будем решать задачу?» (Вычитанием). Решение и ответ задачи дети записывают с комментированием в тетради.
5.
Первичное закрепление
Работа по учебнику:
Задание №5 - классификация предметов, которую можно выполнить по разным признакам – по направлению движения и по способу передвижения.
Работа в тетради
Поскольку урок достаточно насыщен новым материалом, задания №3 и 5 являются резервными.
Динамическая пауза
6.
Самостоятельная работа.
Далее самостоятельное решение примеров и раскрашивание карточек с примерами.
3 + 2
8 – 2
9 – 2
6 – 0
4 + 2
7 – 2
8 – 2
4 + 3
Динамическая пауза.
Мы шли, шли, шли
Землянику нашли.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы идём искать опять.
7.
Повторение
Работа на доске
Учитель выставляет на полочку 7 яблок (предметные картинки) 3 из них отличаются цветом ( 4 яблока зелёных, 2 красных, 1 жёлтое).
– От 7 нужно отнять 3. Как мы можем отнять?
– Мы знаем. Что 3 это 2 и 1. Сначала можно взять 2 яблока. А потом еще 1. Взяли два красных яблока. Сколько осталось яблок? (7 – 2 = 5)
– Затем взяли еще 1 яблоко. Сколько яблок осталось? (5 – 1 = 4)
– Сколько яблок было сначала?(7)
– Сколько всего яблок взяли? (3)
– Как из 7 вычли 3?
– Можно было по другому брать яблоки? (Да. Сначала взять1, а потом ещё 2)
– Если взять 1 яблоко, сколько яблок останется? (6)
– Как получили 6? (7 – 1 = 6)
– Сколько яблок ещё нужно взять? (2)
– Сколько яблок останется? (4)
– Как получили 4? (6 – 2 = 4)
– Сколько яблок было сначала? (7)
– Сколько всего вычли из 7? (3)
– Как вычитали 3?
– Кто сможет повторить, как по частям можно вычесть 3.
8.
Рефлексия
– Вам понравился урок?
– Чему вы сегодня научились на уроке?
– В своих тетрадях нарисуйте личико, которое отобразит ваше настроение. Если хорошее – то личико смеется, если плохое, то оно плачет