"Комплекс артикуляционных упражнений для сонорных звуков"
"Комплекс артикуляционных упражнений для сонорных звуков"
Комплекс артикуляционных упражнений для совершенствования сонорных звуков, улучшения дикции у младших школьников и подготовки речевого аппарата к эффективному чтению. Комплекс артикуляционных упражнений для совершенствования сонорных звуков, улучшения дикции у младших школьников и подготовки речевого аппарата к эффективному чтению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Комплекс артикуляционных упражнений для сонорных звуков"»
Комплекс артикуляционных упражнений для сонорных звуков
[Р]-[Р’]
1. «ХОБОТОК»
Цель: развивать круговые мышц губ.
Краткое описание упражнения: Губы плотно сомкнуть и с напряжением вытянуть вперед до предела. Удерживать губы в таком положении под счет от одного до десяти.
В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри,
Г убки хоботком тяни.
2.«ИГОЛОЧКА»
Цель: Развивать умение выдвигать язык изо рта, напрягая мышцы, удерживать заданное положение.
Описание: Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 сек.
Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
3.«ИНДЮК»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, развивать подвижность его передней части.
Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится звук, похожий на БЛ-БЛ-БЛ…(как индюк болбочет).
Следить за тем, чтобы язык был широким и не сужался. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Широко открыт мой рот,
Язычок – назад-вперед.
Лижет «чашечкой» губу
И болтает на бегу.
4.«КАЧЕЛИ»
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, вырабатывать умение удерживать широкий распластанный язык за верхними и нижними зубами.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать язык в таком положении под счет от одного до пяти. Затем поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
А сейчас качели вверх Тянем, тянем до небес. Вниз теперь их полёт И никто не отстаёт.
5. «МАЛЯР»
Цель: Отрабатывать движения языка вверх, вырабатывать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком широкого языка твердое небо, делая движения языком вперед назад ( от горлышка к зубкам и обратно). Следить за тем, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны. Кончик языка должен доходить до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, а не высовываться изо рта. Повторить упражнение 10-15 раз.
Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
6. «ПОЧИСТИМ ЗУБКИ»
Цель: Укреплять мышцы кончика языка, учить детей удерживать кончик языка за зубами.
Описание:
А) Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубки с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, а потом делая движения снизу вверх.
Б) Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, а потом делая движения снизу вверх.
В) Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубки с внешней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Следить за тем, чтобы губы были неподвижны, находились в положении улыбки. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
Рот окрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубы верхние - смотри:
Чищу «чашкой» изнутри.
7.«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Цель: Укреплять мышцы передней части языка, вырабатывать движение широкой передней части языка вверх.
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Обязательно следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). Язык должен быть широким, а боковые края его должны касаться углов рта.
Губка верхняя в варенье Ах, неаккуратно ел. Вот облизывать придётся Будто нету других дел.
9.«ЛОШАДКА»
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к небу, а затем падал вниз. Цокать с переменным темпом (то медленно, то быстро).
Следить за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижна – работает только язык.
Скачем, скачем на лошадке. Очень цокать нам приятно. Ритм копыта отбивают, Язычок им помогает.
10.«ГРИБОК»
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к твердому небу, широко открыть рот (язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку).
Следить за тем, чтобы губы были в положении улыбки. Это упражнение повторять 5-10 раз.
Вырос гриб большой в лесу, В садик гриб я принесу. Раз, два, три, четыре, пять - Гриб мне надо удержать.
11. «ГАРМОШКА»
Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается уздечка). Губы находятся в положении улыбки.
Следить за тем, чтобы губы, при открывании рта, были неподвижны.
Также при открывании рта не должна провисать одна из сторон языка.
Выполнять это упражнение нужно медленно 5 -10 раз.
На гармошке мы играем. Рот пошире открываем, Челюсть вверх, челюсть вниз, Т ы, смотри, не ошибись.
[Л]-[Л’]
1. «ЗАБОРЧИК»
Цель: вырабатывать умение обнажать зубы, развивать круговые мышц губ.
Описание: Широко улыбнуться, верхнюю губу приподнять, а нижнюю опустить так, чтобы максимально обнажить зубы, зубы сомкнуть. Удерживать губы в таком положении под счет от одного до десяти.
Подъезжает шофёр, Ну, а впереди – забор. Тормозит и назад. И так восемь раз подряд.
2.«ЗМЕЙКА»
Цель: Развивать умение выдвигать язык изо рта, напрягая мышцы, а затем убирать язык, удерживая заданное положение. Улучшение координации и переключаемости речевого аппарата.
Описание: Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким (так, будто хотим поставить им точку). Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.
3.«КАЧЕЛИ»
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, вырабатывать умение удерживать широкий распластанный язык за верхними и нижними зубами.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать язык в таком положении под счет от одного до пяти. Затем поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
А сейчас качели вверх Тянем, тянем до небес. Вниз теперь их полёт И никто не отстаёт.
4. «НАРИСУЕМ КРУГ»
Цель: вырабатывать умение владеть языком, развивать подвижность языка, укреплять мышцы языка.
Описание: Рот открыть. Облизать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Облизывать губы сначала справа налево, затем направление поменять.
Сделать 5 «кругов» в одну сторону, затем 5 в другую.
5.«ПОСЧИТАЕМ ЗУБКИ»
Цель: Укреплять мышцы кончика языка, учить детей удерживать кончик языка за зубами.
Описание:
А) Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «посчитать» нижние зубки с внутренней стороны, дотрагиваясь и толкая каждый зуб.
Б) Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «посчитать» верхние зубки с внутренней стороны, дотрагиваясь и толкая каждый зуб.
Следить за тем, чтобы губы были неподвижны, находились в положении улыбки.
6..«ЛОШАДКА»
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к небу, а затем падал вниз. Цокать с переменным темпом (то медленно, то быстро).
Следить за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижна – работает только язык.
Скачем, скачем на лошадке. Очень цокать нам приятно. Ритм копыта отбивают, Язычок им помогает.
Комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков
1.« Лягушка» Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке.
Описание :Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
1.Вот понравится лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам. Потяну, перестану И нисколько не устану.
2.Растяни в улыбке губы
И пропой тихонько: «И-и-и».
Зубки все у нас видны
Сверху, снизу, посмотри!
2. «Хоботок» Цель: развивать круговые мышц губ.
Описание :Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
3. «Лопаточка» Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном расслабленном положении
Описание :Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
Язык лопаткой положи И под счет его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять!
4.«Чашечка»
Цель: Укреплять боковые мышцы языка и мышцы передней части языка, вырабатывать умение удерживать язык в форме чашечки.
Описание: Широко открыть рот. Широкий, распластанный язык положить на нижнюю губу (как описано в упражнении «Блинчик»). Передним и боковыми краями широкого языка потянуться к верхним зубам, но не дотрагиваться до них. Язык приобретает форму углубления – «чашечки». Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10.
Следить за тем, чтобы язык не дрожал.
Язычок наш поумнел. Чашку сделать он сумел. Можно чай туда налить. И с конфетами попить.
Будешь пить с друзьями чай Ты из чашки новой. Эту чашку показать Ты сейчас пробуй!
5.«Вкусное варенье»
Цель: Укреплять мышцы передней части языка, вырабатывать движение широкой передней части языка вверх.
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
Губка верхняя в варенье Ах, неаккуратно ел. Вот облизывать придётся Будто нету других дел.
Каждый раз по воскресеньям Мы едим с тобой варенье. Верхнюю губу вареньем Мы намажем, а потом Язычком широким сразу Мы варенье облизнем.
6.«Часики».
Цель: Развивать мышцы языка, развивать умение владеть языком.
Описание : Приоткрываем рот так, чтобы можно было просунуть язык. Уголки рта растягиваем в улыбочку. Язычок держим на весу и касаемся по очереди уголков рта, двигаем кончиком языка из стороны в сторону.
Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик, вправо так.
Ходят часики – вот так!
7.«Качели».
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, вырабатывать умение удерживать широкий распластанный язык за верхними и нижними зубами.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать язык в таком положении под счет от одного до пяти. Затем поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Санки привезли ребятки Горка есть и – всё в порядке!
8.«Лошадка», или «Цоканье».
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.
Описание: Улыбаемся, приоткрываем рот, язык не высовываем. Кончик плоского язычка кладем на верхнее небо и цокаем. «Грибок». Широко открываем рот, плоский язык прижимаем к верхнему небу и удерживаем в таком состоянии столько, сколько получится.
Вот лошадка скачет ловко, У лошадки есть сноровка! Много, много в цирке лет, А ребятам всем – привет!
9.«Грибок»
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к твердому небу, широко открыть рот (язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку).
Следить за тем, чтобы губы были в положении улыбки. Это упражнение повторять 5-10 раз.
На тонкой ножке вырос гриб, Он не мал и не велик. Присосался язычок! Несколько секунд – молчок!
Комплекс артикуляционных упражнений для свистящих звуков
1.«Заборчик»
Цель: вырабатывать умение обнажать зубы, развивать круговые мышц губ.
Описание: Широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с.
Широка Нева – река.
И улыбка широка.
Зубки все мои видны – от краёв и до десны.
2.«Блинчик»
Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном расслабленном положении
Описание: Улыбнуться , открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удержать в спокойном состоянии . В этом упражнении важно следить , чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы .
Утром рано мы встаем, Вкусные блины печем. Ручейком по сковородке Тесто растекается… Посмотри, какой красивый Блинчик получается.
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке,
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
3.« Накажи непослушный язычок»
Цель: Вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами. Самомассаж языка.
Описание :Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.
Язычок твой – озорник, Он не слушает тебя. Накажи его скорее: «Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»
4.«Месим тесто »
Цель: Вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами. Самомассаж языка.
Описание: Губы в положении улыбки. Зубы слегка приоткрыты. Кончик языка проталкиваем между зубами, покусывая его. Язык становится широким и тонким. Выдвигаем его вперед до предела, затем убираем его обратно в рот, продолжая покусывание. Упражнение повторить 3—4 раза.
Месим тесто, мнем, мнем,
Пирожки теперь печем.
Месим тесто мы опять,
Не забудем пожевать.
4.«Чистим зубы»
Цель: Укреплять мышцы кончика языка, учить детей удерживать кончик языка за зубами.
Описание: Открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5-6 движений в каждую сторону.
Рот откройте, улыбнитесь, Свои зубки покажите, Чистим верхние и нижние, Ведь они у нас не лишние.
Мягкой щеткою с утра Чистит зубки детвора. Будут зубки сильные, Белые, красивые!
5.«Киска сердится»
Цель: Развивать координацию языка.
Описание:Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
Выгляни в окошко,
Там увидишь кошку.
Кошка спинку выгнула,
Зашипела, прыгнула.
Рассердилась киска –
Не подходите близко!
Рассердилась наша киска: Ей забыли вымыть миску. Ты не подходи к ней близко- Поцарапать может киска!
6.«Горка»
Описанеи: Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 10-15 секунд.
Санки привезли ребятки Горка есть и – всё в порядке!
Язычок за зубки опускается, Его кончик к зубкам прижимается. Спинка сильно-сильно выгибается- Вот какая горка получается!