kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Комплекс артикуляционных упражнений для сонорных звуков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплекс артикуляционных упражнений для совершенствования сонорных звуков, улучшения дикции у младших школьников и подготовки речевого аппарата к эффективному чтению. Комплекс артикуляционных упражнений для совершенствования сонорных звуков, улучшения дикции у младших школьников и подготовки речевого аппарата к эффективному чтению. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Комплекс артикуляционных упражнений для сонорных звуков"»

Комплекс артикуляционных упражнений для сонорных звуков

[Р]-[Р’]

1. «ХОБОТОК»

Цель: развивать круговые мышц губ.

Краткое описание упражнения: Губы плотно сомкнуть и с напряжением вытянуть вперед до предела. Удерживать губы в таком положении под счет от одного до десяти.


В гости к нам пришел слоненок,

Удивительный ребенок.

На слоненка посмотри,

Г убки хоботком тяни.







2.«ИГОЛОЧКА»

Цель: Развивать умение выдвигать язык изо рта, напрягая мышцы, удерживать заданное положение.

Описание: Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 сек.

Улыбаюсь: вот шутник –

Узким-узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.










3.«ИНДЮК»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, развивать подвижность его передней части.

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится звук, похожий на БЛ-БЛ-БЛ…(как индюк болбочет).

Следить за тем, чтобы язык был широким и не сужался. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Широко открыт мой рот,

Язычок – назад-вперед.

Лижет «чашечкой» губу

И болтает на бегу.




4.«КАЧЕЛИ»

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, вырабатывать умение удерживать широкий распластанный язык за верхними и нижними зубами.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать язык в таком положении под счет от одного до пяти. Затем поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.




5. «МАЛЯР»

Цель: Отрабатывать движения языка вверх, вырабатывать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком широкого языка твердое небо, делая движения языком вперед назад ( от горлышка к зубкам и обратно). Следить за тем, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны. Кончик языка должен доходить до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, а не высовываться изо рта. Повторить упражнение 10-15 раз.

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.


6. «ПОЧИСТИМ ЗУБКИ»

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, учить детей удерживать кончик языка за зубами.

Описание:

А) Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубки с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, а потом делая движения снизу вверх.

Б) Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, а потом делая движения снизу вверх.

В) Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубки с внешней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Следить за тем, чтобы губы были неподвижны, находились в положении улыбки. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Рот окрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубы верхние - смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.


7.«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

Цель: Укреплять мышцы передней части языка, вырабатывать движение широкой передней части языка вверх.

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Обязательно следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). Язык должен быть широким, а боковые края его должны касаться углов рта.

Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.


9.«ЛОШАДКА»

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к небу, а затем падал вниз. Цокать с переменным темпом (то медленно, то быстро).

Следить за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижна – работает только язык.

Скачем, скачем на лошадке.
Очень цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают,
Язычок им помогает.




10.«ГРИБОК»

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к твердому небу, широко открыть рот (язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку).

Следить за тем, чтобы губы были в положении улыбки. Это упражнение повторять 5-10 раз.

Вырос гриб большой в лесу,
В садик гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять -
Гриб мне надо удержать.



11. «ГАРМОШКА»

Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается уздечка). Губы находятся в положении улыбки.

Следить за тем, чтобы губы, при открывании рта, были неподвижны.

Также при открывании рта не должна провисать одна из сторон языка.

Выполнять это упражнение нужно медленно 5 -10 раз.

На гармошке мы играем.
Рот пошире открываем,
Челюсть вверх, челюсть вниз,
Т ы, смотри, не ошибись.





































[Л]-[Л’]

1. «ЗАБОРЧИК»

Цель: вырабатывать умение обнажать зубы, развивать круговые мышц губ.

Описание: Широко улыбнуться, верхнюю губу приподнять, а нижнюю опустить так, чтобы максимально обнажить зубы, зубы сомкнуть. Удерживать губы в таком положении под счет от одного до десяти.

Подъезжает шофёр,
Ну, а впереди – забор.
Тормозит и назад.
И так восемь раз подряд.


2.«ЗМЕЙКА»

Цель: Развивать умение выдвигать язык изо рта, напрягая мышцы, а затем убирать язык, удерживая заданное положение. Улучшение координации и переключаемости речевого аппарата.

Описание: Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким (так, будто хотим поставить им точку). Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.










3.«КАЧЕЛИ»

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, вырабатывать умение удерживать широкий распластанный язык за верхними и нижними зубами.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать язык в таком положении под счет от одного до пяти. Затем поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.





4. «НАРИСУЕМ КРУГ»

Цель: вырабатывать умение владеть языком, развивать подвижность языка, укреплять мышцы языка.

Описание: Рот открыть. Облизать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Облизывать губы сначала справа налево, затем направление поменять.

Сделать 5 «кругов» в одну сторону, затем 5 в другую.




5.«ПОСЧИТАЕМ ЗУБКИ»

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, учить детей удерживать кончик языка за зубами.

Описание:

А) Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «посчитать» нижние зубки с внутренней стороны, дотрагиваясь и толкая каждый зуб.

Б) Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «посчитать» верхние зубки с внутренней стороны, дотрагиваясь и толкая каждый зуб.

Следить за тем, чтобы губы были неподвижны, находились в положении улыбки.

6. .«ЛОШАДКА»

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к небу, а затем падал вниз. Цокать с переменным темпом (то медленно, то быстро).

Следить за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижна – работает только язык.

Скачем, скачем на лошадке.
Очень цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают,
Язычок им помогает.


































Комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков

1.« Лягушка»
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке.

Описание :Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

1.Вот понравится лягушкам,
   Тянем губы прямо к ушкам.
    Потяну, перестану
    И нисколько не устану.

2. Растяни в улыбке губы

И пропой тихонько: «И-и-и».

Зубки все у нас видны

Сверху, снизу, посмотри!

2. «Хоботок»
Цель: развивать круговые мышц губ.

Описание :Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.


3. «Лопаточка» 
Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном расслабленном положении

Описание :Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.


Язык лопаткой положи
И под счет его держи: Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!

4.«Чашечка»

Цель: Укреплять боковые мышцы языка и мышцы передней части языка, вырабатывать умение удерживать язык в форме чашечки.

 Описание: Широко открыть рот. Широкий, распластанный язык положить на нижнюю губу (как описано в упражнении «Блинчик»). Передним и боковыми краями широкого языка потянуться к верхним зубам, но не дотрагиваться до них. Язык приобретает форму углубления – «чашечки». Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10.

Следить за тем, чтобы язык не дрожал.


Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

Будешь пить с друзьями чай
Ты из  чашки новой.
Эту чашку показать
Ты сейчас пробуй!

5.«Вкусное варенье»

Цель: Укреплять мышцы передней части языка, вырабатывать движение широкой передней части языка вверх.

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.

Каждый раз по  воскресеньям
Мы едим с тобой варенье.
Верхнюю губу вареньем
Мы намажем, а потом
Язычком широким сразу
Мы варенье облизнем.

6.«Часики».

Цель: Развивать мышцы языка, развивать умение владеть языком.

Описание : Приоткрываем рот так, чтобы можно было просунуть язык. Уголки рта растягиваем в улыбочку. Язычок держим на весу и касаемся по очереди уголков рта, двигаем кончиком языка из стороны в сторону.

Тик – так, тик – так –

Ходят часики – вот так!

Влево тик,  вправо так.

Ходят часики – вот так!

7.«Качели».

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, вырабатывать умение удерживать широкий распластанный язык за верхними и нижними зубами.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать язык в таком положении под счет от одного до пяти. Затем поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Санки привезли ребятки
Горка есть и – всё в порядке!

8.«Лошадка», или «Цоканье».

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

Описание: Улыбаемся, приоткрываем рот, язык не высовываем. Кончик плоского язычка кладем на верхнее небо и цокаем. «Грибок». Широко открываем рот, плоский язык прижимаем к верхнему небу и удерживаем в таком состоянии столько, сколько получится.

Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет!

9.«Грибок»

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к твердому небу, широко открыть рот (язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку).

Следить за тем, чтобы губы были в положении улыбки. Это упражнение повторять 5-10 раз.

На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок!
Несколько секунд – молчок!































Комплекс артикуляционных упражнений для свистящих звуков

1.«Заборчик» 

Цель: вырабатывать умение обнажать зубы, развивать круговые мышц губ.

Описание: Широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с.

Широка Нева – река.

И улыбка широка.

Зубки все мои видны – от краёв и до десны.


2.«Блинчик»

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном расслабленном положении

Описание: Улыбнуться , открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удержать в спокойном состоянии . В этом упражнении важно следить , чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы .

Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке,

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.


3.« Накажи  непослушный язычок»

Цель: Вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами. Самомассаж языка.

Описание :Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произ­носите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем по­шлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в те­чение 5—10 секунд.

Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»


4.«Месим тесто »

Цель: Вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами. Самомассаж языка.

Описание: Губы в положении улыбки. Зубы слегка приоткрыты. Кончик языка проталкиваем между зубами, покусывая его. Язык становится широким и тонким. Выдвигаем его вперед до предела, затем убираем его обратно в рот, продолжая покусывание. Упражнение повторить 3—4 раза.

Месим тесто, мнем, мнем,

Пирожки теперь печем.

Месим тесто мы опять,

Не забудем пожевать.


4.«Чистим зубы» 

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, учить детей удерживать кончик языка за зубами.

Описание: Открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5-6 движений в каждую сторону.

Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.

Мягкой щеткою с утра
Чистит зубки детвора.
Будут зубки сильные,
Белые, красивые!


5.«Киска сердится»

Цель: Развивать координацию языка.

Описание:Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

Выгляни в окошко,

Там увидишь кошку.

Кошка спинку выгнула,

Зашипела, прыгнула.

Рассердилась киска –

Не подходите близко!

Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко-
Поцарапать может киска!


6.«Горка»

Описанеи: Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 10-15 секунд.

Санки привезли ребятки
Горка есть и – всё в порядке!

Язычок за зубки опускается,
Его кончик  к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается-
Вот какая горка получается!

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху поднимаются.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Комплекс артикуляционных упражнений для сонорных звуков"

Автор: Пустарнакова Елизавета Николаевна

Дата: 10.02.2025

Номер свидетельства: 664978

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Шевченко Светлана Сергеевна"
    ["seo_title"] => string(29) "shevchenko_svetlana_sergeevna"
    ["file_id"] => string(6) "582304"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1622597439"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства