Комбинированный урок в 3 классе (ИЗО, Музыка, Лит. чтение)
Тема урока: «Под голубыми небесами…»
Цель урока: Способствовать гармоничному развитию личности ребенка, формировать познавательные процессы, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту.
Оборудование: репродукции картин, аудиозапись П.И.Чайковского, листы с заданиями, краски, кисти.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает:
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки березка-скромница,
И ромашковый бугор.
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина, бывает разная,
Но у всех она одна.
З.Александрова.
Что вы представляете себе, когда говорите или слышите слово «родина»?
Сегодня мы поговорим с вами о Родине, о родной природе, о ее красоте.
Каждый из вас по-своему представляет и понимает русскую природу. Чтобы постичь природу - надо быть человеком глубоко чувствующим, зорко видящим, свободно мыслящим, преданно любящим свою Родину, свой родной край.
Как можно создать образ природы в искусстве? При помощи каких средств? При помощи чего изображают природу поэты? (При помощи слов)
Художники? (Красок) Композиторы? (музыки)
3.Работа с литературным материалом.
Давайте вспомним, как изображали русскую зиму поэты, какие слова и образные выражения подбирали для того, чтобы нарисовать для нас зимние пейзажи.
(чтение стихотворений учащимися)
Прочитайте также подборку стихов о зиме, выберите образные выражения. Какой изобразили зиму поэты? Какой снег в стихах? Какой иней, деревья?
(работа со стихотворениями)
4. Работа по картинам.
Посмотрите на нашу небольшую выставку. Здесь представлены картины известных художников, которые воспевали красоту русской природы. Как вы думаете, что объединяет все эти картины? Как их можно назвать?
Какое время года на всех этих картинах? Почему вы так решили? Одинаково ли изображен снег на всех этих картинах? Обилие снега придает величие русской природе. Все вокруг становится необыкновенным и сказочным. Попробуйте подобрать стихотворные строки к некоторым картинам. («Белый снег пушистый в воздухе кружится…», «Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед…», «Белая береза под моим окном, принакрылась снегом, точно серебром…», « Мороз и солнце, день чудесный…» и т.д.)
Какие образы возникают у вас при слове зима?
С чем можно сравнить зиму?
Можно ли, глядя на картину, услышать ее?
4. Работа с музыкальным отрывком.
Прослушайте музыкальный отрывок из произведения П.И.Чайковского «Времена года». Это большой цикл пьес, каждая посвящена одному из месяцев. Всего их 12. Мы прослушаем отрывок из пьесы «Декабрь. Святки»
Ч.т. святки? Это время перед рождеством. Раньше они приходились на декабрь.
Каков характер музыки? Что это за кит, какой танец? Кто танцует? Какая из картин может стать иллюстрацией к этому музыкальному произведению?
Какое настроение вызывает эта музыка?
5.Обобщение знаний.
Мы попытались сегодня поближе познакомиться с русской зимой. Не зря ее любили многие поэты, писатели, композиторы. Как вы думаете, нужны ли воображение, чтобы создать образ природы или достаточно иметь хорошее зрение, навык художника?
Постарайтесь все свои чувства, которые возникли у вас на уроке, перенести на бумагу и изобразить свою зиму, такую, какой вы себе представляете.
Обратите внимание, как художники изобразили снег на своих картинах. От чего зависит его цвет? Может ли снег быть темным? Разноцветным? С помощью какого приема можно добиться наиболее плавного перехода одной краски в другую? Связаны как-нибудь цвет неба и снега? Как называется линия, где небо соединяется с землей?
Вспомните, какие образы использовали поэты для описания снега, неба.
Сегодня мы нарисуем только небо и снег, а на следующем уроке закончим нашу композицию, дополнив ее изображением деревьев, людей и т.д. (по выбору), в зависимости от вашего замысла.
6.Творческая работа учащихся.
Рисование под музыку Чайковского.
7. Подведение итогов.
Какими выразительными средствами можно создать образ русской зимы? Какое настроение возникло от урока? Понравился ли урок?