Классный час в 1 классе, расширять знания детей о дружбе, воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу, формировать нравственные качества,умение дружить, беречь дружбу.Формировать понятие -что такое дружба, что значит дружбой дорожить.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Развивать у учащихся речь, воображение, память, мышление.
Воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу.
Оборудование:
Компьютер, проектор, презентация (фотография детей класса, радуга, качества людей, правила дружбы, золотое правило, правила доброты и взаимопонимания, кот Леопольд), отрывки из мультфильмов «Цветик – семицветик», «Кошкин дом»; аудиозапись песни «Вместе весело шагать»; «цветик – семицветик» со съёмными лепестками.
Ход урока:
І Организационный момент
Учитель. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать.
ІІ Постановка целей урока
Учитель. Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема классного часа. Отгадайте загадку: Слайд 1.
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо – мост.
Чудо – мастер смастерил
Мост высокий без перил.
Дети. Радуга. Слайд 2.
Учитель. Верно! Но наша радуга будет необычной, на ней написаны слова:
Окружающим
Дарить
Радость
Улыбки
Желание
Благородство
Единство
- Это девиз нашего урока. Читая сверху вниз первую букву каждого слова, вы узнаете тему урока. Слайд 3.
- О чём мы будем говорить?
Дети. О дружбе.
ІІІ Исполнение песни «Вместе весело шагать» ( сл. И. Матусовского, муз.
В. Шаинского). Слайд 4.
Учитель. О чём эта песня?
Выслушиваются ответы детей.
- Что такое дружба?
- Как вы понимаете слово «дружба»?
Выслушиваются ответы детей.
Чтение стихов о дружбе.
Ученик 1. Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для нас настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Ученик 2. Если дружбой дорожить,
Можно спорить и дружить,
И не вспыхнет ссора
Из любого спора.
Ученик 3. Настоящий друг везде
Верен: в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит.
Ты не спишь – он спать не может,
И во всём без дальних слов
Он помочь тебе готов.
ІV Речевая разминка.
На доске: Слайд 5.
Друг – это тот, кто …
Ребята по цепочке говорят о том, кто считается другом и кого они называют друзьями. Слайд 6.
Учитель. В словаре С. Ожегова так объясняется значение этого слова:
Друг – человек, связанный с кем – то дружбой. Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Работа в группах. Слайд 7.
На экране – слова, которые обозначают различные поступки детей людей
( сначала не по порядку).
-Как должен поступать настоящий друг? Слайд 8.
В ходе работы поступки разделяют на группы и образуют два столбика:
выручать
драться
поддерживать
обзывать
говорить правду
командовать
делиться
жадничать
уважать
ябедничать
помогать
обижать
уметь радоваться чужим успехам
завидовать
- Какое прекрасное слово – дружба! Произносишь его - и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или секретничать.
Произносишь слово дружба – и сразу вспоминаешь весёлых героев мультфильмов: это забавный Маугли и умный Балу, это музыкальный Львёнок и мудрая Черепаха, это Вини – Пух со своими друзьями. Мир кино, мир героев мультфильмов, мир книги – наш мир, в котором мы живём, - дарит нам прекрасное общение – общение – общение с другом.
Друг – это любимая книга, которую читаешь, и тебе интересно.
Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту.
Друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайник знаний.
Друг – это старая любимая игрушка, которая выслушает тебя, когда тебе будет плохо.
V Работа над книгой В. П. Катаева «Цветик – семицветик».
Учитель. Вы все, наверное, знакомы с книгой В. Катаева «Цветик – семицветик».
Учитель показывает книгу. Слайд 9.
- О чём эта книга?
Дети. О том, как девочке Жене достался удивительный цветок. Стоило только оторвать лепесток и произнести волшебные слова, как тотчас же исполнялось задуманное желание.
Учитель.
Женя быстро распорядилась своим цветиком – семицветиком. Шесть лепестков она потратила, недолго думая и не сомневаясь. А когда последний – голубенький – остался, она, наконец, задумалась:
« Чего бы мне ещё всё – таки велеть? Велю – ка я себе, пожалуй, два кило «мишек». Нет, лучше два кило «прозрачных». Или нет … Лучше сделаю так: велю полкило «мишек», полкило «прозрачных», сто граммов халвы, сто граммов орехов и ещё, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика.
А что толку? Ну, допустим, всё это я велю и съем, и ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трёхколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Ещё, чего доброго, мальчишки отнимут.
Пожалуй, и поколотят!
Нет. Лучше я себе велю билет в кино или цирк. Там всё – таки весело.
А может быть, велеть лучшие новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах?
Можно велеть чего – нибудь ещё гораздо лучшего. Главное – не торопиться.
VІ Игра «Цветик – Семицветик».
Цель. Учить делать правильный нравственный выбор, прислушиваться к мнению товарищей.
Игровое задание: загадать желание.
Правила игры: записать только одно, самое заветное желание.
Материал: «цветик – семицветик» со съёмными лепестками.
Учитель.
- У нас есть такой цветок. Представьте, что каждому из вас сейчас придётся сорвать последний лепесток и загадать только одно желание. Самое искреннее желание обязательно сбудется. Слайд 10.
Отрываем лепесток. Давайте все вместе произнесём волшебные слова и покружимся вместе с лепестком:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли –
Быть по – моему вели.
- А теперь узнаем, что выбрали вы.
Дети по очереди читают свои желания.
- Какое желание загадала Женя?
Дети. В конце концов, Женя встретила больного мальчика Витю, который не мог бегать – у него были больные ноги. И она выбрала возможность помочь другу. Слайд 11.
Учитель. Какие желания понравились всем вам и почему?
Дети отвечают. Слайд 12.
- Самые лучшие желания – те, которые ведут к дружбе, доброте и взаимопониманию. Когда они исполняются, мы радуемся, у нас хорошее настроение.
VІІ Работа в группах.
Учитель. Зачем нам нужны правила дружбы? Может ли человек вести себя так, как ему хочется?
Дети отвечают.
- Правила нужны людям, чтобы они понимали друг друга, умели договариваться, решать споры, знали, кто прав, а кто не прав.
Учащимся предлагается поработать в группах и составить правила дружбы, которые потом оформляют и помещают в классный уголок. Слайд 13.
- Вы хорошо поработали, составили хорошие правила. Я тоже составила правила дружбы. Сравним их:
*Уважай мнение друга.
*Умей хранить секреты.
*Радуйся успехам друга.
*Извинись, если обидел друга.
*Старайся замечать в людях, прежде всего хорошее.
VІІІ Работа над основным правилом человеческого общежития.
Учитель. Мы составили много правил, но нет одного самого важного правила. Как вы хотите, чтобы люди относились к вам? Какое, на ваш взгляд, самое главное правило отношений между людьми?
Прочитайте, как об этом сказано в Библии. Слайд 14.
Дети. «И так, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Учитель. Прочитайте золотое правило нравственности. Слайд 15.
Дети. Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.
Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.
Учитель. Как вы понимаете эти слова? Что нужно сделать человеку, чтобы мир вокруг стал добрее? Подумайте, чтобы могло вас обидеть и чего бы вы не хотели получить по отношению к себе? Например «Я не буду обзываться, так как мне это бы не понравилось». Я не буду … так как … .
Выслушиваются ответы детей.
ІX Физкультминутка.
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
X Прослушивание мультфильма С. Я. Маршака «Кошкин дом».
Учитель. Какой поступок говорит о дружеских чувствах? Почему котята пустили кошку в свой дом? Слайд 16.
Дети отвечают.
- Какие правила доброты и взаимопонимания выполняют котята? Слайд 17.
*Помогать слабым, маленьким, старым, больным, попавшим в беду.
*Прощать ошибки других, жалеть их.
*Не жадничать.
*Понимать других.
XІ Тест.
Учитель задаёт вопрос с вариантами ответов. Дети показывают ответ смайликами: жёлтый – «да», красный - «нет».
Какие правила вы должны соблюдать в общении со сверстниками? Слайд 18.
По возможности оказывать помощь в беде.
Ничем не делиться со сверстниками, так как всё нужно самому.
Помогать сверстникам в учёбе.
В спорах и ссоре ни в чём не уступать своим товарищам.
Стараться защищать девочек от обидчиков.
Не играть, не общаться с более слабыми.
XІІ Рефлексия.
Учитель. Какое задание было самым интересным? Какое задание было самым важным? Что вам понравилось в себе сегодня?
Выслушиваются ответы детей.
XІІІ Подведение итогов урока.
Учитель. Чему учились на уроке?Что нового вы узнали на уроке? Слайд 19.
- Вот и подходит к концу урок о дружбе. Я желаю всем, чтобы и в радости, и в горе всегда рядом с вами были настоящие друзья. А чтобы это было так, нужно уважать друг друга, заботиться друг о друге. Давайте будем дарить улыбки и добрые слова. Давайте не будем ссориться и скажем друг другу слова известного героя – терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»