Просмотр содержимого документа
«Классный час Спешите делать добро»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Новоназимовская СОШ № 4»
Тема классного часа: «Спешите делать добро». 3 класс.
Конспект классного часа провела и подготовила учитель начальных классов Юркова Т. В.
2017 г.
Цель: воспитание здоровой, духовно развитой и мыслящей личности.
Задачи:
Научить детей не проходить мимо людей, нуждающихся в помощи, чтобы ребёнок делал добро не из желания выделиться среди других и получить похвалу, а из – за необходимости, человеческой потребности, потому что иначе он поступить не может и не имеет права.
Развивать у учащихся устную речь, память, мышление, воображение.
- Я улыбнусь, вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры и здоровы. Я надеюсь, что мы с вами проведём этот классный час с пользой для всех нас.
ІІ. Самоопределение к деятельности.
Учитель. У человека есть два вида жизни. Первая – реальная, повседневная жизнь. Это его учёба, работа, выполнение обязанностей, общение с другими людьми.
Вторая – скрытая, духовная жизнь. Это мысли, чувства, идеалы, внутренний мир. У французского писателя Виктора Гюго есть красивые слова: «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце». О чём же будет наш сегодняшний разговор?
Дети. Что такое доброта? Какой человек может называться добрым?
ІІІ. Работа по теме.
Учитель. Тема нашего классного часа «Спешите делать добро». Эпиграфом к нашему разговору станут слова А. Чепурова:
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом.
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
- А что такое доброта? Если мы чего – нибудь не знаем, то, где мы можем найти?
Дети. В книге, в справочнике, в словаре.
Учитель. Правильно, нужно посмотреть и найти в толковом словаре Ожегова.
Дети. По словарю Ожегова: Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Добро – всё положительное, полезное, хорошее.
Доброволец – добровольно взял на себя какую – либо работу.
Доброжелатель – доброжелательно относящийся к кому – нибудь.
Добродетель – высокая нравственность.
Добронравие – хороший нрав.
Добросердечность – ласковое, доброе сердце.
Доброхот – доброжелатель.
Добряк – добрый человек.
Учитель. А для чего нужна доброта?
Дети отвечают.
Учитель. Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
ІV. Работа с пословицами. Работа в группах.
Учитель. Существует множество пословиц и поговорок о добре. Соревнование «Кто быстрей и правильно соберёт пословицы и объяснит значение».
Добро помни, а пожнёшь
Что посеешь, то и зло забывай
За добро добра не делает никому
Худо тому, кто добром плати
Итог задания (показ в презентации пословиц), заношу в таблицу.
№ группы
Собери пословицу
Придумать фамилии с корнем «добр»
Составить правила доброты
Итог
Учитель. А какие пословицы знаете вы и как их понимаете?
Дети отвечают.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Злой не верит, что есть добрый.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброго чтут, злого не жалуют.
Добряк творит добро, быть может, и не зная, что от того болит душа у негодяя.
Учитель. Молодцы! Хорошо знаете пословицы!
V. Физкультминутка.
Учитель. Сейчас мы с вами отдохнём. Встаньте в круг, пожимая друг другу руки, по очереди вы должны назвать добрые ласковые слова, которыми вас называют родители.
Дети по очереди называют добрые и ласковые слова, которыми их называют родители.
VІ. Продолжение работы по теме классного часа.
Учитель. Говорят, если есть в человеке доброта, чуткость, значит, он, как человек состоялся. Но вот в чём вопрос: так это или нет? Без большого жизненного опыта в этом разобраться, конечно, непросто. Так, что давайте для начала послушаем то, что по данному вопросу говорили и писали выдающиеся мыслители древности, поэты и писатели.
Это интересно
Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в 4 веке до н. э. древнегреческий философ Платон утверждал: « Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье». Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбиц – несчастлив. Иван Сергеевич Тургенев писал: «Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево».
Многие поэты и писатели высказывались о доброте. Какие высказывания вам известны?
Дети отвечают.
«Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям» (Жан Жак Руссо).
« Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других». (Лев Николаевич Толстой).
«Знания должны увеличиваться с добротой». (Фазиль Искандер).
«Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе». (Вильям Шекспир).
« В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других» (Лев Николаевич Толстой).
Учитель. Ребята, а какой мультфильм вы знаете, где главный герой сам добрый и призывает к доброте?
Дети. Кот Леопольд, «Давайте жить дружно».
Учитель. Почему выдающиеся люди так много внимания уделяли именно этому качеству?
Доброта очень ценилась на Руси. Людям давали прозвища за это, позднее они превратились в фамилию.
VІІ. Конкурс «Кто больше?»
Учитель. Народ слагал не только пословицы о доброте. Есть имена и фамилии с корнем – ДОБР. Давайте проведём конкурс по группам. Назовите фамилии с корнем - ДОБР. Побеждает та группа, которая назовёт больше фамилий с корнем - ДОБР.
Незнайка: Ты, Пилюлькин, всё трудишься, всё другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.
Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать друг другу.
(Подходят Сиропчик и Пончик).
Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнёт лечить всех.
Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.
Незнайка (замахивается и начинает драться): Молчи, а то вот как дам ступкой.
Пилюлькин: Стой! Стой!
Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебе ещё покажу. Какое доброе дело пропало даром!
Автор: Незнайка и Кнопка стали думать, почему всё так вышло.
Кнопка: А, может быть, ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?
Незнайка: Как это – не бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя шапка, что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?
Кнопка: А для чего ты их собирал?
Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.
Кнопка: Вот видишь – а говоришь бескорыстно.
Незнайка: А для чего ж я, по – твоему, должен совершать добрые поступки?
Кнопка: Ты должен совершать их просто так, из хороших побуждений.
Беседа по теме.
Учитель. Какое правило доброты вы услышали сейчас? Давайте попробуем выработать другие правила и вместе составим свод правил «Спешите делать добро» (5 минут). Раздаю детям листочки по группам.
Какие советы, наказы чаще всего дают вам родители?
Дети отвечают.
Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
Любить людей знакомых и незнакомых.
Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям.
Делать добро для близких, друзей.
Не завидовать.
Не вредничать.
Не грубить.
Учитель. Давайте зачитаем ваши правила.
Дети зачитывают правила.
Учитель. Обсуди ваши правила, а теперь прочитайте правила в презентации.
Каким делает человека доброта?
Дети. Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах.
Учитель. А что вы сделали хорошего? Чем вы помогли людям?
Высказывания детей. (3 минуты).
Учитель. Очень много добрых дел делают люди. По телевизору смотрите передачу «Жди меня», где люди помогают найти потерявшихся родственников, просто так, из хороших побуждений. Создаются фонды помощи детям больным СПИДОМ. В нашей школе проходила акция добрых дел. Учащиеся нашей школы собрали мягкие игрушки и отправили к Новому году от доброго сердца.
ІX. Рефлексия. Принятие общего решения.
X. Подведение итогов классного часа.
Учитель.
Легко или трудно быть добрым?
Добрым быть совсем – совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
Будем стараться воспитывать в себе это чувство и соблюдать эти правила. А сейчас послушаем стихи.