4. Работа по теме занятия. а) Знакомство с питательными веществами - Зачем человек ест? (Он доставляет в организм необходимые питательные вещества) Познакомимся с этими питательными веществами. О них нам расскажут помощники доктора Здоровейкина. Слушайте их внимательно. У каждого из вас на столе лежат картинки с изображением продуктов. Вы должны определить, каких питательных веществ в этих продуктах больше всего. (Рассказ учеников. Затем дети советуются в парах и прикрепляют картинку (Приложение 2) на доску в группу белков, жиров или углеводов.) Белки – вещества, которые служат основным «строительным материалом» для тела человека. Особенно такой материал нужен детям для роста и развития. Белками богаты творог, яйца, мясо, рыба, фасоль, горох. Жиры обеспечивают организм энергией, а также служат «строительным материалом» для тела. Источником жиров является сливочное и растительное масло, маргарин, сметана. Углеводы – главный поставщик энергии. Углеводами богаты хлеб, крупы, картофель, макароны, кондитерские изделия, фрукты. Есть еще одна очень важная группа питательных веществ. Определите, что это за вещества, посмотрев сценку. ДОКТОР: Что случилось? Что болит? Есть и йод у нас, и бинт. УЧЕНИК : Доктор, боли в голове. Помогите, доктор, мне, У меня такая слабость - Не хочу я даже сладость! ДОКТОР: Сейчас осмотр проведу, Чем смогу - тем помогу. Ручки слабые, ножки тоже... Та-ак, на что ж это похоже? УЧЕНИК 1: Надо дать ему микстуры! УЧЕНИК 2: Справку дать от физкультуры! УЧЕНИК 1: Надо выпить порошок! УЧЕНИК 2: И таблеток дать мешок! ДОКТОР: Нет, ребята, в этом вы совершенно не правы! Ваши знания видны, но таблетки вам вредны! Мне понятно, в чём вопрос! Это АВИТАМИНОЗ! Витамины в теле тают! Витаминов не хватает! - Почему заболел ученик? (Мало витаминов в организме) - Витамины – это такие вещества, которые очень нужны человеку. Они попадают в организм с пищей. Много витаминов содержится в овощах и фруктах. Если витаминов в организме мало, развивается заболевание, которое называется авитаминоз. При этом человек плохо себя чувствует, бывает вялым, слабым, быстро устает. - У нас в гостях витамины. (Дети рассказывают о пользе витаминов. На доске закрепляется название витамина и изображение продуктов, в которых он содержится. (Приложение 1)) Витамин А Расскажу вам не тая, Как полезен я, друзья! Я в морковке и в томате, В тыкве, в персике, в салате. Съешь меня, и подрастешь, И для зрения я хорош! Витамин В Рыба, яйца, хлеб и сыр, Свёкла, курага, кефир, Репа, яблоки, орехи - Вот для вас секрет успеха. Дам вам силу, аппетит, Это вам не повредит. А еще я , без сомненья, Вам улучшу настроенье. Витамин С Земляничку ты сорвешь - В ягодке меня найдешь. Я в смородине, капусте, В яблоке живу и в луке. От простуды и ангины Помогают апельсины. Ну а лучше съесть лимон, Хоть и очень кислый он. - Какую работу выполняет витамин А? Витамин В? Витамин с? Вывод: пища должна быть богата белками, жирами, углеводами и витаминами. Доктор Здоровейкин прислал нам вот такую пирамиду питания, которая отражает, сколько каких продуктов мы должны употреблять в пищу. Рассмотрите ее и поделитесь своими наблюдениями. (Слайд 2) Вывод: Наибольшее количество – углеводы и витамины, меньше – белки, еще меньше – жиры б) Исследование продуктов - Все ли продукты одинаково полезны? В каком случае продукт можно считать вредным или нежелательным для частого употребления? (Содержит много жира, сахара, химических добавок) На доске названия продуктов Выбрать только те продукты и блюда, которые полезны для здоровья, вредные убрать. (кефир, салат, суп, каша, рыба, компот, лимонад, яблоки, черника, земляника, чипсы,морковь, огурцы, бананы, жвачка, апельсин, молоко, творог) Выбранные карточки остаются на доске, вредные снимаются. Прочитать, какие продукты остались. Работа в группах. Изучение этикеток продуктов. Объяснить, почему чипсы, сухарики, лимонад не являются полезными продуктами. - Старайтесь есть только полезные продукты. Вывод: нужно есть только полезные продукты, побольше овощей и фруктов. | Слушают сообщения о питательных веществах, подготовлен-ные детьми Работают в парах и прикрепляют картинку на доску в группу белков, жиров или углеводов Смотрят сценку, разыгранную подготовленными учениками Слушают сообщения о витаминах, подготовлен-ные детьми Отвечают на вопросы Рассматривают пирамиду, делают выводы Высказывают свое мнение, убирают карточки с названием продуктов, которые не считают полезными для здоровья, проверяют и оценивают свою работу Работают в группах, исследуют состав продуктов по этикеткам, делают выводы | Выполнение заданий, тренирующих мыслительные операции и учебные навыки, Принимать участие в работе парами, договариваться с партнерами и приходить к общему мнению Рассуждать, делать выводы, допускать существование различных точек зрения; договариваться с партнерами и приходить к общему мнению Выполнение заданий, тренирующих мыслительные операции и учебные навыки Рассуждать, делать выводы, допускать существование различных точек зрения; договариваться с партнерами и приходить к общему мнению Выполнение заданий, тренирующих мыслительные операции и учебные навыки, доказывают, аргументируют свою точку зрения Договаривать-ся с партнерами и приходить к общему мнению, выполнение заданий, тренирующих мыслительные операции и учебные навыки |
в) Режим питания - Переходим к вопросу о том, когда правильно питаться. - Когда мы обычно принимаем пищу? (Уртом, днем, вечером – завтрак, обед, ужин) Работа в группах Объяснить пословицу: Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу. (Значит, самый нужный и полезный прием пищи – завтрак, а ужин должен быть легким). Доктор Здоровейкин рекомендует через 2-3 часа после завтрака сделать второй легкий завтрак, а через 2 часа после обеда - полдник: Завтрак Второй завтрак Обед Полдник Ужин Завтрак – богат углеводами, содержит белки. Это разнообразные каши, яйцо, творог. Обед – содержит первое , второе, третье блюдо. Ужин – легко усваиваемая пища: запеканка, омлет. Принимать пищу нужно в одно и то же время. Так организму легче ее перерабатывать. Это одно из правил питания. Доктор Здоровейкин получил письмо от школьника Заболейкина. Это письмо доктор передал нам и просит вас помочь школьнику. Здравствуй, дорогой доктор. Пишет тебе школьник Заболейкин. Мне кажется, что я заболел. У меня совсем нет сил. Мне тяжело учиться в школе. У меня часто болит живот. И еще я очень плохо сплю. Мама говорит, что это от того, что я неправильно питаюсь. Но я ведь ем полезные продукты. Утром мама варит мне кашу, но я не хочу каши, и я пью только чуть-чуть чая. В обед я ем в буфете сладкие булочки и компот. А вечером я ем котлеты, колбасу, картошку, бутерброды с маслом, после ужина очень люблю чипсы и сухарики. Доктор, почему я болею? - Почему болеет школьник? (неправильно питается) -Что неправильно в меню школьника? (нет завтрака, нет полноценного обеда, а ужин слишком плотный, что мешает сну.) Вывод: соблюдай режим питания | Работают в группах, объясняют значение пословицы Слушают сообщение ученика Слушают письмо, обсуждают ситуацию, дают совет | Участвовать в диалоге на уроке, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сотрудничест-во в поиске и выборе информации Участвовать в диалоге на уроке, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сотрудничест-во в поиске и выборе информации |
г) Правила приема пищи - Составим памятку для школьников о том, как правильно питаться. (Памятка – у каждого ученика) Сформулируем правила питания и составим памятку. Какие правила вы уже узнали сегодня? Правило 1: Принимать пищу нужно в одно и то же время. Мы уже говорили, что в рационе питания должны быть и белки, и жиры, и углеводы, и витамины.А они содержатся в разных продуктах. Правило 2: Питание должно быть разнообразным. Правило 3. Послушайте рассказ «В столовой» (см. Приложение) - Какое правило приема пищи вы узнали из этого рассказа? (Тщательно пережевывай пищу) Правило 4. Громко стонет бегемотик: «Ой-ой-ой! Болит животик! Зря я не послушал маму – Съел конфет два килограмма!» - Нельзя есть слишком много сладкого - Какая еще пища, кроме сладкой, является не очень полезной? (жирная, соленая) - Не ешь много жирного и соленого. Правило 5. Просмотр мультфильма «Винни Пух идет в гости» (с 8-й минуты) - Нельзя переедать Памятка Есть надо в одно и то же время. Питайся разнообразно. Тщательно пережевывай пищу. Не ешь много сладкого, жирного, соленого. Не переедай. Вывод: соблюдай правила питания | Вспоминают изученное, формулируют правила питания на основе полученных знаний и предложенных ситуаций, Заполняют памятку. | Рассуждать, делать выводы, допускать существование различных точек зрения; приходить к общему мнению Выполнение заданий, тренирующих мыслительные операции и учебные навыки |