Предварительная работа: беседа по “Декларации прав человека” и “Конвенция о правах ребенка”.
Оборудование: плакаты о правах ребенка, аудиозапись песни “Мама для мамонтенка” композитора В. Шаинского
Ход занятия
(Учитель предлагает детям послушать песню из мультфильма “Мама для мамонтенка”, ребятам предлагаются вопросы для обсуждения сюжета песни)
Учитель: Кого ищет мамонтенок? (Предполагаемые ответы). Скажите, куда вернется мамонтенок? (Ответы детей) Да ребята, семья, родной дом – самое дорогое, что есть у человека. Сегодня мы с вами поговорим о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье.
Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей)
Для чего люди создают семью? (Ответы детей)
Что такое согласная семья? (Рассуждения детей)
- Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни.
3. “Семья сильна, когда над ней крыша одна”. (Рассуждения детей)
Помните, счастливы дети, тогда, когда у каждого ребенка дружная семья.
“Если дочка не упряма, Если папа не сердит, Если бабушка на маму, Исподлобья не глядит, Если добрые слова, Слышишь с самого утра, Значит папа, мама, я – Кто? – хорошая семья!”
(Вниманию детей предлагаются плакаты по правам человека)
Учитель: О чем говорят эти плакаты? (Рассуждения детей)
Каждый ребенок имеет право на жизнь. Каждый ребенок имеет право на заботу со стороны взрослых. Каждый ребенок имеет право на сохранение семейных связей. Права детей записаны в специальном документе - “Декларация прав ребенка”, “Конвенция прав ребенка”. Ваши права охраняются государством. В хорошей и дружной семье все помогают друг другу, заботятся о членах семьи.
-Знаете ли вы, как называется документ, в котором записаны права человека? И не случайно, мы сегодня будем говорить об этом.20 ноября Всемирный день прав ребенка.
Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация, которая объединила народы всего мира.
Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей
Конвенция- это достаточно большой документ, перечислим основные положения:
Право на жизнь +
Право на имя при рождении -
Право на медицинскую помощь +
Право на образование +
Право на отдых и досуг + -
Право иметь имущество +
Право свободно выражать свои взгляды +
Право на свободное перемещение +
Право на заботу и воспитание родителями +
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства +
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки +
- Расскажите как ваши мамы и папы заботятся о вас?
- А у вас есть постоянные обязанности дома?
(Дети свои ответы пишут на стикерах)
Игра “Наши добрые дела”
На магнитной доске большой красивый цветок. Дети подходят по одному к доске, читают свои ответы на стикерах, рассказывают как они помогают дома, какие поручения выполняют и заклеивают стикеры на лепестки цветка.
(В конце игры подводится итог)
Учитель: Посмотрите, от ваших добрых дел даже цветок раскрыл свои лепестки. Да, помощь родителям нужна. И они заботятся о том, чтобы ваши права не нарушались. (Рассуждения детей)
Детям дается возможность высказать свои мнения, рассказать о своих родителях, бабушках и дедушках, о сестрах и братьях.
Предложить детям сказать свои пожелания близким, вдуть их в яблоко и это яблоко повесить на дерево.
- Смотрите дети, каким прекрасным стал наша дерево. От ваших хороших пожелании он дал плоды.
Учитель: В жизни бывают такие ситуации, когда дети остаются без семьи. Эти дети находятся под защитой государства. Дети сироты живут в детских домах и приютах. О них заботятся взрослые: за здоровьем ребенка следят врачи, медицинские сестры, воспитатели дают знания, дарят тепло и ласку, воспитывают быть добрыми и дружными.
Игра: “Мы имеем право!”
Игровой этюд в команде. Дети свои знания о правах ребенка переводят на плакат и защищают свое творения.
(Каждый ученик должен высказать свое мнение)
Учитель: Мы с вами много говорили о семье, о заботливом отношении к членам семьи, о ваших правах и обязанностях.
- А сейчас ребята, предлагаю вам нарисовать символ семьи. И рассказать, что он означает.
(Дети под мелодию “Мама для мамонтенка” рисуют символы)
(Затем дети рассказывают о символах своей семьи, о своих правах, о любви в семье, о дружеских взаимоотношениях с родными)
Стихотворение
“Без прав на свете жить не сможем, Всегда и везде нам право поможет, Как хорошо, что есть права, Они великой силой обладают”
(Учитель предлагает детям из рисунков символов семьи сделать альбом)
Учитель: Желаю вам ребята, чтобы ваши права в семье никогда не нарушались, и что бы у каждого ребенка была дружная и счастливая семья.