Просмотр содержимого документа
«Классный час: «Детство без жестокости и насилия»»
Классный час: «Детство без жестокости и насилия»
Задачи: раскрыть значение понятий «насилие», «жестокость», «конфликт», воспитывать отрицательное отношение к проявлениям жестокости и насилия среди сверстников, умение противостоять им, развивать способность понимать и умение прощать другого человека , воспитывать нравственные качества и ценности.
Оборудование: схема «Что такое конфликт», рассказ Е. Пермяка «Самое страшное», «Правила Дружбы», видео запись притчи «Все оставляет свой след».
Ход классного часа
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мне хотелось бы затронуть очень трудную тему «Жизнь без насилия», а конкретнее хотелось бы узнать, как вы понимаете такие слова: «насилие», «жестокость», «конфликт».
Но для начала я предлагаю нам всем еще раз поздороваться, но не просто сказать друг другу «Здравствуйте!», а немного поиграть.
2 Игра «Привет другу».
Сейчас мы все вместе два раза хлопаем в ладоши, затем два раза хлопаем по своим коленям. После этого я вытягиваю правую руку с поднятым большим пальцем вперед и называю свое имя, потом вытягиваю левую руку и называю имя того, кому передаю привет. Этот человек вытягивает правую руку и называет свое имя, левую – имя другого человека. Итак, пока не будут подняты все руки. (Дети играют)
3. Работа по теме « Семья и детство без насилия и жестокости»
а)
- Покажите, как выглядит счастливый ребёнок.
- Покажите , как выглядит ребёнок, которого обидели.
- Каким ребёнком хочется быть всегда?
-Как вы понимаете название нашего классного часа?
Беседа о значении друзей ,об отношениях между детьми, о жестокости и насилии (ситуациях , когда они проявляют жестокость и насилие по отношению друг к другу в школе и вне её и не подозревая об этом. Дети высказывают своё отношение.)
- Смеётесь над товарищем, заставляете делать свою работу другого, физическое насилие, психологическое насилие, насилие со стороны ровесников, старших.
б)
Что же такое конфликт?
Итак, давайте вместе разберемся, что же такое конфликт.
К ОНФЛИКТ
ССОРА СПОР СТОЛКНОВЕНИЕ
Есть ли конфликтам место в нашей жизни? (Ответы детей)
Какие конфликты случаются в вашей жизни? (Ответы детей)
А сейчас небольшой вопрос для раздумий: конфликты – это хорошо или плохо? (Ответы детей; обобщенные варианты записываются на доске)
ПЛОХО
Плохое настроение
Вред общению (люди не могут разговаривать друг с другом)
Вред совместному труду и т.д.
ХОРОШО
У каждого человека должно быть свое мнение и не бывает, чтобы у людей было мнение одинаковым, поэтому начинаются споры. То есть конфликты позволяют людям найти новое решение.
Итак, каждый человек сам для себя решает конфликт – это хорошо или плохо.
А что же делать, если у вас с кем-то произошел конфликт. (Ответы детей). Можно:
бурно ругаться,
молча злиться,
можно обратиться к другому человеку за помощью (воспитатель, классный руководитель, психолог, социальный педагог),
договориться самим,
уступить.
в)
Ребята, как вы считаете, что необходимо предпринять, если вам нанесли обиду – независимо от того, кто это сделал? (подвести к выводу о том, что надо научиться прощать)
А каким человеком надо быть, чтобы уметь прощать?
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену, Ты судом поспешным не греши. Гнев на друга может быть мгновенным, Изливать покуда не спеши. Может друг твой сам поторопился И тебя обидел невзначай, Провинился друг и повинился, Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас, ради бога, Не стесняйтесь доброты своей, На земле друзей не так уж много, Опасайтесь потерять друзей.
В прощении заключается великая сила. Все ли можно простить? Сразу, пожалуй, нет (слишком велика может быть обида). Всегда ли нужно прощать? Всегда! Если человека любишь по-настоящему и собираешься продолжить с ним отношения - постарайся поставить себя на его место и простить. Если даже при таком условии простить не удастся - найди ему оправдание, придумай что-нибудь и прости. А иначе, как жить дальше с обидой? Носить в себе, а тем более "холить и лелеять" обиду нельзя: душа ожесточится, а обида будет "разъедать" вас изнутри, подобно ржавчине. Конечно, это очень трудно – простить. Нам иногда кажется, что на обиду и зло надо отвечать злом. Но это не так. Уметь прощать – это удел сильных людей. Научитесь быть сильными! Научитесь любить и прощать
«Правила Дружбы»
( дети в группе разрабатывают правила и защищают )
-помогать другу
-быть заботливым, справедливым
-уважать мнение друга
-не оставлять в беде
-не спорить по пустякам
-не ссориться
-не выдавать чужие секреты
-уступать, делиться всем
-радоваться успехам друга
-не смеяться над недостатками других
-уметь прощать
г) Чтение и анализ рассказа «Самое страшное» Е. Пермяка
Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.
Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.
Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.
Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится. Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался. Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.
Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинёшенек!
-Что можете сказать о Вове?
- Почему он остался один? Можно ли его назвать жестоким ?
- По отношению к кому он проявил насилие ?
- Есть ли такие ребята среди вас?
-Что бы вы посоветовали Вове?
д) А сейчас я вам предлагаю послушать притчу «Все оставляет свой след» одного старого человека, и подумать какой смысл имеют сказанные им слова. ( видео запись)
4. Заключение.
Учащиеся дали советы как жить в мире без насилия и жестокости
1.Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
2.Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
3.Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
4.Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
5.Если ребенок растет терпимости, он учится принимать других.
6.Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
7.Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
8.Если ребенок растет в честности, он учится верить в людей.
9.Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
10.Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
11.Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
(Читают советы дети)
Закончить наш разговор я хочу просьбой:
Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищам в беде. Не причиняй людям зла, уважай и почитай родителей, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям.