kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Храмы и монастыри Смоленской области.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Храмы и монастыри Смоленской области" в з-4 классе по Азбуке Смоленского края (региональный компонент). Может входить модулем в окружающий мир, проводится факультативно или во внеурочной деятельности. Применена личностно ориентированная технология с деятельностным подходом. Тип урока: изучение нового материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Храмы и монастыри Смоленской области. »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 5» города Смоленска













Проект урока по азбуке Смоленского края (культура)

Тема «Храмы и монастыри Смоленской области»

3 класс






Технология: личностно ориентированного с деятельностным подходом


.








Учитель начальных классов:

Андреева Наталия Владимировна









г. Смоленск 2013 г.



Цели урока:

Обучающие:

  • Обеспечить условия для усвоения учащимися назначений, разновидности и устройства православного храма;

  • Обеспечить условия для формирования навыков использования научной терминологии;

  • Обеспечить условия для знакомства с правилами поведения в храме.

Развивающие:

  • обеспечить условия для осознания того, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека;

  • Обеспечить условия для развития долговременной памяти;

  • Обеспечить условия развития интеллектуальных качеств личности школьника

Воспитывающие:

  • Обеспечить условия для усвоения уважительного отношения к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре;

  • Создать условия для критического отношения к своему труду и труду одноклассников, умению оценивать его на отдельных этапах урока;


Задачи:

  • Обеспечить понимание и принятие учащимися целей урока.

  • Обеспечить психологическую комфортность учащихся в процессе обучения.

  • Создать условия для эффективного обучения, развития учащихся и освоения базовыми знаниями.

  • Формировать умения и навыки учебной деятельности, развивать навыки самообучения, самовоспитания, самореализации.

Техническое оборудование урока и оборудование:

  • Учебник: С.А. Болотова. Азбука Смоленского края. 3 класс.

  • Мультимедиапроектор; презентация к уроку.

  • Листки для работы в парах.

  • Карточки с вопросами для проверки домашнего заданиями.

  • Запись колокольного звона.


Тип урока: урок изучения нового материала.


Длительность урока: 45 минут.


Структура урока:

  1. Организационный момент (1 минута)

  2. Проверка домашнего задания (5 минут)

  3. Введение в тему урока (2 минуты)

  4. Формулирование темы и целей урока (2 минуты)

  5. Планирование работы на уроке (1 минута)

  6. Актуализация знаний (4 минуты)

  7. Изучение нового (20 минут)

  8. Физкультминутка (2 минуты)

  9. Закрепление изученного (4 минут)

  10. Домашнее задание (2 минуты)

  11. Рефлексия (2 минут)

Примечание: Презентация используется для сопровождения урока

Ход урока:

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

Мы начинаем урок азбуки Смоленского края. Проверьте глазками порядок на парте: всё на своём месте? Рада снова видеть вас после перемены здоровыми и жизнерадостными. Желаю нам успешной работы!

II. Проверка домашней работы (устно).

- Прежде чем перейти к новой теме, проверим, как вы усвоили предыдущий материал – проверим домашнее задание очень быстро. Сегодня у нас экспресс – лотерея: берём билетик, читаем вопросы, отвечаем. А остальные ребята внимательно слушают, не мешают, исправляют и дополняют – если понадобится. Оценивание (отметки).

III. Введение в тему урока.

1. Чтение учителем стихотворения.

- Чтобы понять и сформулировать тему нашего урока, внимательно послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Светлым облаком сияет

На горе воздушный храм –

Точно с озера взлетает

Белый лебедь к небесам.

Там, меж сосен изумрудных,

Блещет озера хрусталь.

Как молитва в звуках чудных,

Звон церковный льётся вдаль…


Красивое стихотворение, правда, ребята? Я вам не сказала название этого стихотворения, т.к. оно совпадает с темой нашего урока.

IV.Формулирование темы и целей урока.

  • Кто догадался, как называется стихотворение и звучит тема нашего урока?

-Правильно, ребята! Я немного уточню: Храмы и монастыри (Слайд № 1)

А так как предмет наш называется «Азбука Смоленского края», то и говорить мы будем сегодня о храмах и монастырях Смоленщины (Слайд № 1)

Сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм; о видах храма; узнаете значение многих новых слов и постараетесь их запомнить, узнаем или уточним: о правилах поведения в храме.

V. Планирование деятельности.

- А каким образом вы будите получать новые знания?

- Кто- то может рассказать сам про Храм.

- Послушаем учителя.

- Прочитаем в учебнике.

- Обратимся за помощью к компьютеру (к презентации).

- Поработаем в парах.

VI. Актуализация знаний. 4 мин.

Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремился к прекрасному, надеялся на лучшее, и его душа находила покой только в Боге, поэтому люди всегда тянулись в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу.

Но сначала попробуйте дать определение слову «храм». Изображения (фотографии) помогут вам в этом. (Слайд №2,3)

(учащиеся пытаются дать определения слову «храм»)

- Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания. В храме много икон.

- Зачем люди посещают храмы?

- В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

VII. Изучение нового материала.

Все ваши ответы абсолютно правильные. Но на уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма. А потом вы сами составите памятку «Как правильно себя вести в храме».

1.Фронтальная беседа с учащимися. Рассказ учителя.

На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей.

Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию только после этого, строители приступали к работе.

1-а. Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр. 86. Девочка – Смоляночка приготовила вам вопросы, постараемся ответить на них.

- А сейчас прочитаем, что о храме говорят нам в учебнике авторы.

- Что же такое храм в переводе с греческого?


Продолжение беседы.

Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

- У него есть купол, на котором находится крест.

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, как мы уже прочитали, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.

Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

- Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.

Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

(предположения детей)

Я расскажу вам кратко, без объяснения, мы не ставили себе такой цели, т.к. в следующем году у нас будет новый предмет, на котором об этом мы поговорим и узнаем подробно.

-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

-три главы (три Лица Святой Троицы);

-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

-девять глав (девять чинов Ангельских);

-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав. Число глав может доходить до 33 – по числу лет земной жизни спасителя.

Внешнее устройство храма (Слайд №4,5)

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

Как вы думаете, зачем нужны колокола?

- Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

Верно. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих людей на богослужение в храм или во время торжественных процессий – крестных ходов, им также возвещают об окончании церковной службы.

  1. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).

  2. Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».

  3. Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.


2. Прослушивание фрагментов колокольных звонов. (Слайд №6)

Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?

- Мысли о храме, церкви, России…



3. Изучение устройства храма.

Давайте мысленно перенесёмся в храм на некоторое время.

Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?

(предположения детей)

Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке или крыльце, которая называется папертью. (Слайд № 7)

У высоких или двухъярусных храмов она также может располагаться высоко ( на уровне входа в верхний храм ) и даже опоясывать храм по периметру ( у некоторых древних храмов над ней устраивалась даже особая крыша ) и называться будет в таком случае гульбищем.

4.Работа с учебником. Стр.87 – 92. Чтение «цепочкой».

После чтения для закрепления просматриваются (Слайд № 8, 9, 10,11, 12)

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь. (Слайд № 8)


Переступая порог храма, человек оказывается в первой части храма, именуемой притвор.

Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно приобрести церковную литературу, можно написать записки с именами живых и усопших о здравии и об упокоении.

Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик – канунник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения. Самую восточную часть храма (а все православные храмы строятся на восток) отделяет перегородка - иконостас, состоящий из нескольких рядов икон и имеющий трое дверей.


Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

Центральные двери или врата в иконостасе называются царскими, потому что через них Сам Христос – Царь Славы проходит во Святых Дарах (во время причащения), дабы преподать Себя верующим.

VIII.Физминутка

Быстро встали, улыбнулись
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.

4. Виды храмов. Чтение текста на стр. 92 -93


В Смоленске в наше время 43 храма. Из них 1 главный собор города, 3 монастыря в городе, а остальные церкви и часовни), а всего в области 363 храма (320 в области).

- Скажите, пожалуйста, какие храмы вы знаете, какие храмы бывают? (церкви, соборы, часовни, монастыри).

- В чём их различие?

Прочитайте об этом в учебнике самостоятельно на стр. 92 Виды храмов.

- Что вы узнали?

- А кто знает, какой у нас главный храм города? (Смоленский кафедральный успенский собор).

5.Рассказ учителя о соборе. (Слайд № 14, 15)

Первое здание собора было заложено в 1101-м году по приказу Владимира Мономаха, тогда ещё князя Смоленского. В 1611-м году храм был взорван, и поляки воздвигли тут костёл, но упрямые русские, разобрав костёл, в 1676-м году начали восстановление собора, которое затянулось почти на сто лет. В 1771-м году огромный пятиглавый собор с золочёным иконостасом был создан и был настолько величав, что даже Наполеон вступив в Смоленск снял шляпу перед храмом. В 1941-м году фашисты захватили Смоленск, и командующий немецкой танковой группы генерал Гудериан отдал распоряжение об охране собора. Значение храма было столь велико, что даже советским артиллеристам было запрещено использовать его как ориентир для наведения орудий. В соборе находится икона Смоленской Божьей Матери Одигитрии и "сандалии" святого Меркурия. Меркурий знаковая фигура в истории Смоленска. Иностранец по происхождению, в год нашествия под стены города Батыя, он молился перед иконой и услышал повеление Богородицы ночью напасть на стан врага. Согласно легенде Меркурий, закованный в броню, проник ночью в стан врага и перебил множество монголов, в том числе их главного батыра. Перепуганные монголы наутро отошли от Смоленска, а погибшего Меркурия Церковь причислила к лику святых.


6. Сообщения. Творческие работы учащихся.

(Слайд № 16, 17)

(Слайд № 18)

(Слайд № 19)


А сейчас мы послушаем рассказы ваших одноклассников. Они приготовили небольшие сообщения о самых древних, из сохранившихся, храмах города Смоленска.

Церковь апостолов Петра и Павла – Капитонов Платон.

Церковь Иоанна Богослова – Дубовец Мария.

Церковь Михаила Архангела (Свирская) – Дорофеев Станислав.

7. Чтение про себя.

(стр. 97 – 98, 1-3 абзац

Прочитать текст про себя; выборочное чтение:

- Прочитайте, что называют монастырями?

- Что вы о монастырях?

- Кто такие монахи?

- Что ещё узнали из текста?

8. Краткое сообщение о монастырях)


В Смоленске в настоящее время действуют 3 монастыря: Троицкий мужской монастырь, Авраамиев мужской монастырь и Вознесенский женский монастырь. Самый древний Борисоглебский монастырь, к сожалению, не сохранился.

Спасо-Авраамиев монастырь расположен у крепостной стены в восточной части города на ул. Жукова. Основан в начале XIII. В 1610 году разорен поляками; в 1658 году возобновлен; в 1812 году пострадал от французов. В монастыре мощи преподобного Авраамия.

Свято-Троицкий мужской монастырь
основан в 17 веке (1674г.) по ул. Большой Советской. Долгое время там находился музей льна.

Вознесенский женский монастырь находится по ул. Конёнкова. Основан в 17 веке (в30-х годах) по случаю возвращения Литвою Смоленска. В 1610 году им овладели иезуиты; в 1662 году был восстановлен и обращен в женский; в 1812 году сожжен французами; в 1830 году начал благоустраиваться. Долгое время в церкви располагался выставочный зал.

(Слайд № 20, 21; 22; 23, 24)

В наше время строятся новые храмы, например на ул. Котовского построена церковь Меркурия Смоленского. (Слайд № 25, 26)

Меркурий Смоленский — это святой-воин, покровитель и защитник Смоленска. Поэтому нет ничего удивительного, что церковь, освященная в его честь находится на территории Академии ПВО. Это небольшая деревянная церковь с отдельно стоящей колокольней. Построена курсантами академии ПВО по инициативе генерал-полковника В. К. Черткова на средства Смоленских офицеров и благотворителей. При церкви открыт Центр реабилитации сирот и детей из неблагополучных семей. Год постройки: между 2000 и 2002.

IX. Первичное закрепление изученного (дополнительный материал – если позволит время)

Самостоятельная работа в парах.


4 минуты

1. Часто ли вы бываете в храме?

Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:

(Учащиеся читают стихотворение по ролям)

Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они...


Памятка девочке:

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.


Мальчику и девочке:

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Богомыслие храни,

Лень подальше прогони,

Душой с Богом примирись,

И со всеми ты молись.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам —

Неполезно это нам...

Хоть старушка, хоть девица

Не посматривай на лица,

Глазки в землю опусти,

О грехах своих грусти.


Учитель:

И скажу я от души:

Выйти с храма не спеши,

Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца.

Приложись потом к кресту,

Обещание дай Христу,

Что исправиться намерен,

Слову своему будь верен.

Даром время не губи,

Службу Божию полюби.

Воскресенья подожди,

На молитву приходи.


О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

Как мы заходим в храм?

Как мы стоим во время богослужения?

Как оканчивается божественная литургия?

2. Работа в парах

- А теперь на листочках напишите правила поведения в храме:

1 ряд – для мальчиков;

2 ряд – для девочек;

3 ряд – общие правила.


X. Рефлексия. Итог занятия.


3 минуты

И так, подведём итоги:

Закончить предложение: (Слайд № 27)

- Я узнал (а)…

- Я был удивлён тем…

- я хочу рассказать родителям…

- Для меня храм это…

-Как по вашему. Мы справились с поставленными задачами? Цели достигли?

Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

XI. Домашнее задание. Рекомендации к домашнему заданию. (Слайд № 28)

1 минута

Общее:

- рассказать родителям о том, что запомнил на уроке

- узнать, какие храмы есть в нашем городе

- прочитать стр.48-51 учебника

- ответить на вопросы стр.51

Индивидуальное:

- нарисовать храм вашей мечты

- подобрать и выучить стихотворение о храме

- составить и оформить памятку «Как вести себя в храме»



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Храмы и монастыри Смоленской области.

Автор: Андреева Наталия Владимировна

Дата: 02.05.2015

Номер свидетельства: 207610

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Развитие познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира и азбуке Смоленского края "
    ["seo_title"] => string(116) "razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-okruzhaiushchiegho-mira-i-azbukie-smolienskogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "228838"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441530735"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Презентация "Десять необычных православных храмов" "
    ["seo_title"] => string(58) "priezientatsiia-diesiat-nieobychnykh-pravoslavnykh-khramov"
    ["file_id"] => string(6) "104879"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402765795"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Золотые ворота в Древнюю Русь "
    ["seo_title"] => string(32) "zolotyie-vorota-v-drievniuiu-rus"
    ["file_id"] => string(6) "136210"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417071613"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Интеллектуальная викторина "Города России" "
    ["seo_title"] => string(43) "intielliektual-naia-viktorina-goroda-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "214638"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1432387997"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства