Радаева Ольга Викторовна, учитель начальных классов МОБУСОШ им. С.А.Суркова с. Богословка Пензенского района Пензенской области
• формировать представление о причинах зарождения ремёсел как результата разделения труда, о понятии «профессия».
• Воспитывать уважительное отношение к профессиям родных и близких; интерес к истории своего края.
• Развивать внимательность и наблюдательность, умение рассуждать и обсуждать, соотносить процесс и результат труда с использованием зрительных опор и аналогий. Стимулировать развитие художественных и конструкторско-технологических способностей учащихся при выполнении практических работ.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Самоопределение к деятельности | - Прочитайте слова: Дружба никогда границ не знает, Нет преград для дружбы никаких! - Как вы их понимаете? А что такое дружба? - Я предлагаю создать творческие группы друзей для работы. Мы с вами постараемся работать дружно. (Дети рассаживаются по группам для дальнейшей работы.) | Дети отвечают на вопросы учителя и делятся на группы для дальнейшей работы. | Личностные формируем способность оценивать жизненные ситуации, когда друзья приходят на помощь. Коммуникативные: формируем умение оформлять свои мысли; формирование умения сотрудничества в коллективе |
Актуализация знаний и фиксация затруднений | Познавательно – аналитическая беседа. Где жили люди в прошлые времена и где живут сегодня? Во что одевались люди раньше и во что одеваются сегодня? • Кто древнему человеку строил дом, шил одежду, готовил пищу, изготавливал оружие? • Легко ли одному человеку делать всё, что ему нужно для жизни: строить дома, шить одежду и обувь, выращивать овощи, ловить рыбу, изготавливать мебель, утварь (бочки, корзины) и инструменты (топоры, пилы, молотки и т. д.)? • Что же придумали люди, чтобы каждому человеку не нужно было делать все вещи и предметы, необходимые для жизни? Послушайте стихотворение Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?», скажите, какое новое для вас слово есть в названии этого стихотворения? - А как вы думаете, что такое ремесло? ( Учитель записывает слово «ремесло» на доске). - Где можно найти ответ на этот вопрос? | Дома. В одежду. Сначала всё это он делал только сам для себя. Трудно. Ремесло. Учащиеся выдвигают свои варианты ответов на предложенные вопросы (ответы должны быть обоснованными). В учебнике, словаре, в интернете. | Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность и особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. |
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ | Откройте учебники на с. 10 и найдите ответ на наш вопрос. Дело, которому человек посвящает свою жизнь, сегодня называют профессией, а раньше называли ремеслом. | Читают текст , находят ответ. | Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; |
Построение проекта выхода из затруднения. | Рассмотрите рисунки на с.11. -Чем занимаются люди, изображённые на каждом рисунке? - Знаете ли вы названия этих ремёсел и ремесленников? - Какие материалы использует каждый ремесленник в своей работе? - Из чего (какого сырья) получают эти материалы? - Сохранились ли профессии этих ремесленников сегодня? Почему? - Занимается ли кто-то из знакомых вам людей каким-то из этих ремёсел? Откройте рабочие тетради и выполните задания (Работа в группах). Теперь вы знаете, что многие ремёсла, возникшие в древние времена, и сейчас нужны людям. | Дети рассматривают рисунки, отвечают на вопросы. Выполняют задания в рабочей тетради на с. 6-7. | Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из иллюстраций; Регулятивные УУД Формируем умение высказывать своё предположение, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
| Планирование предстоящей практической работы. Работа по учебнику с.12. Жили-были друзья: гончар и кондитер. Решили они пригласить на чай гостей. Стали готовиться. Гончар изготовил ... (что?). Кондитер приготовил (что?). Представь, что ты гончар. Какая посуда необходима к чаю? Рассмотри рисунки. Всё ли надо ставить на стол? - Давайте и мы с вами сделаем посуду для чаепития. Для чего служат данные изделия? - Посмотрите на рисунок в учебнике (с.12). Какой материал вы будете использовать для изготовления сервиза? - Какие особенности изделия вы можете отметить: сколько деталей, какую форму они имеют, подвижно или неподвижно соединены? - Можете ли вы выполнить все детали самостоятельно? - Составьте план самостоятельной работы. - Приступаем к работе. Индивидуальная помощь учащимся, стимулирование взаимопомощи, корректирующий инструктаж. | Рассматривают иллюстрацию и отвечают на вопросы (лишней является супница). Обсуждают последовательность изготовления каждого отдельного изделия. Соотносят сходство и различие последовательностей. Составляют план работы: 1.Продумать форму (чашек,чайника, сахарницы). 2.Подобрать материалы. 3.Изготовить изделие(чашку,чайник, сахарницу). 4.Оформить изделие. | Регулятивные УУД Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Регулятивные УУД Формируем умение высказывать своё предположение, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
| Самостоятельно – практическая работа. - Как правильно разместить инструменты и материала на рабочем столе, чтобы они не мешали вам и вашим товарищам? - Не забывайте, что вы работаете в группах, поэтому распределите работу так, чтобы все члены вашей группы были задействованы. | Ученики организуют свои рабочие места, разбиваются на группы по 4-6 человек. Каждая группа может придумать свои формы чашек, чайника и сахарницы. Рассматривают фотографии сервизов с.12 учебника. Обращают внимание на единство стиля, оформление деталей сервиза. Решают, кто какой предмет ( или предметы) будут изготавливать. | Коммуникативные УУД Формируем готовность к сотрудничеству, умение договариваться |
Первичное закрепление (проговаривание во внешней речи). | Уборка рабочего места. - Что нового вы узнали на уроке? - В чем испытывали затруднения? -Ч то понравилось больше всего? - Можно ли теперь вас назвать ремесленниками? - Какие ремёсла существуют сегодня? | Убирают рабочее место. Оформляют выставку работ. | Личностные УУД Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
Рефлексия. | Какую цель мы ставили в начале урока? - Удалось её решить? - Каким способом? - Вам понравилось работать в группе? - Давайте обсудим и оценим готовые изделия по критериям: качество, оригинальность, самостоятельность. Оцените работу друг друга в группе. | Дети демонстрируют поделки и сами оценивают их. | Личностные УУД Формируем умение описывать свои чувства, оценивать работы |