I. Организация начала урока | Раз, два, три, четыре, пять, Снова мы начнем читать. Ручки, книжки и тетрадки – Всё у нас в порядке. Кто грамоте горазд, Тому не пропасть - Добрый день, добрый час. Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонько дружно сели. - Ребята, у вас на столах лежат листы самооценки. В течение урока мы будем обращаться к этим листам, на них вы будете оценивать свою работу. Дыхательная гимнастика (презентация слайд 2,3,4,5) | Хором проговаривают «закличку» дотрагиваясь к предметам на столе Выполняют дыхательную гимнастику. | Владеют навыками самоорганизации |
II. Актуализация знаний | 1.Игра «Вспомни и назови» - Ребята, мы начнём урок с игры, которая называется «Вспомни и назови». Сейчас я зачитаю отрывки из произведений, а вы должны их назвать. * «Испугались они, вёдра побросали и домой побежали. Бабушка за лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась». ( р.н.ск. «У страха глаза велеки» * «Развеселились девушки, развели костёр и вздумали через огонь прыгать.» (р.н.ск.»Снегурочка») * «У кумушки- лисы зубки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая» (К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна») - Молодцы, ребята, вы правильно назвали все произведения. Что общего между ними? - Какие бывают сказки? На доске схема Сказки Народные авторские - Оцените свою работу в листах самооценки 2.Работа с выставкой детских книг сказок и открытыми моделями.(работа в парах) На интерактивной доске появляются две модели и три книги: русские народные сказки «Кот и Лиса», «Кот, Петух и Лиса» и сказка К.Д.Ушинского «Плутишка кот».
- Рассмотрите книги. Что в них общего? - Назовите первую книгу. Какая модель обложки ей соответствует? Почему? - Подберите ещё одну книгу к этой модели? Назовите книгу. Подберите книгу к другой модели. Назовите её | Выполняют задание. - Это сказки. -Авторские и народные. - Оценивают свою работу на оценочных листах. - Это сказки о животных. -К.Д.Ушинский « Плутишка кот». | Произвольно и осознанно строят речевое высказывание (устно), осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Умеют высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли. |
III. Постановка учебной задачи | -Давайте определим тему нашего урока: К.Д.Ушинский «Плутишка кот» (презентация слайд 6 ) Сегодня мы с вами пополним свои знания, познакомимся ещё одной сказкой К.Д.Ушинского» Плутишка кот». Давайте вместе определим цели урока. ( Дети определяют цели урока, презентация слайд 7) 1. Познакомится с новым произведением. 2. Обогатить свой словарный запас. 3.Понаблюдать за выразительными средствами языка. 4. Совершенствовать читательские умения. | Принимают и сохраняют учебную задачу - Определяют тему урока и цели. | Умеют высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Устанавливают значение результатов своей деятельности. Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Владеют навыками конструктивного взаимодействия Формулируют ответы на вопросы. Устанавливают значение результатов своей деятельности. |
IV. Работа по теме урока. 1. Биография К. Ушинского | 1. Биография Ушинского. - Посмотрите на портрет писателя и вспомните, что вам известно о нём. Давайте соберем корзину знаний об этом писателе, составим кластер. (Приём «Корзина знаний», «кластер») -Оцените свою работу в листах самооценки. | Дети выходят по очереди к доске, берут листочек с информацией из жизни К.Д.У. , объясняют и кладут его в корзину. 2 - 2 марта родился К.Д.У. Г. Тула – город в котором он родился 5 –детей было у К.Д.У. Медаль с изображением писателя- медаль «К.Д.Ушинского», ею награждаются лучшие учителя России. 47- в 47 лет умер К.Д.Ушинский. «Родное слово» - книга по чтению , первая после азбуки *Ребёнок у доски составляет кластер «К.Д. Ушинский» На карточках слова: педагог, писатель, философ, инспектор, художник, (выбирает нужные карточки). -Оценивают свою работу на оценочных листах. |
V.Физминутка.
VI. Этап до чтения.
| Кошка утречком проснулась, Вверх изящно потянулась, Вниз красиво наклонилась, Вправо-влево покрутилась И тихонько удалилась! - Прочитайте название сказки Ушинского. - Как вы думаете кто главный герой произведения? - Кого в жизни называют плутом? Где мы можем значение этого слова? Плут - кто плутает, ловкий обманщик, мошенник, бездельник, нечестный человек. - А в произведении Ушинского плут это кто? - Как вы думаете. Почему автор называет кота плутишкой? Посмотрите на иллюстрации к этому произведению. - А давайте проверим, за что К.Ушинский в своей сказке кота назвал плутишкой. | - «Плутишка кот». -Кот. - в словаре С.И. Ожегова
- кот Рассматривают иллюстрацию, высказывают своё мнение. |
VII. Этап во время чтения. | - Во время чтения мы будем с вами вести диалог с автором. Первую часть читает учитель. 1)Почему так, жили дружно, всё делили пополам, а от хозяйки доставалось одному коту Ваське? 2)Почему кот плачет? 3)Как вы думаете, почему кот Васька скакал на трёх ногах? 4)Правду ли сказал кот Васька козлу и барану? 5)Мог ли он нечаянно слизать слизать сметану? 6) Давайте предположим, зачем кот Васька обманул козла и барана. Словарная работа. Как вы понимаете значение слов судить да рядить (рассуждать , договариваться), избыть (избавит от чего-нибудь). 1.Назовите главных героев произведения? 2.Какие поступки кота Васьки говорят нам о том, что он плутишка? 3. Как вы думаете, что произошло с героями дальше? - Оцените свою работу в листах самооценки.
| Отвечают на вопросы. Находят словарные слова в словарике учебника на с.23 -кот, козёл, баран -украл сметану, обманул козла и барана, тем самым уговорил на побег
- оценивают свою работу на оценочных листах. |
VIII. Физминутка для глаз | презентация | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
IX.Этап после чтения.
| 2. Вторую часть читают дети самостоятельно. Словарная работа. -Какие слова вам не понятны в этой части. Беседа после прочитанного. -Где на самом деле оказались герои сказки? - Что удивило вас в этой части? -Для чего он решил разжечь огонь? -О ком он позаботился? -Как этот поступок характеризует кота? -Кто попросился к героям на ночлег? -Найдите в тексте, как кот Васька встретил медведя. -Как вы думаете, почему кот разрешил медведю остаться? Давайте проверим наши предположения. Читаем дальше. Третью часть дети читают по цепочке (по 1 абзацу). После каждого прочитанного абзаца задают вопрос автору сказки.(используется приём «ромашка Блума»)
Словарная работа. Запеть лазаря- жаловаться плакать.
- Так всё таки для чего нужен был медведь коту Ваське? - Помог ли этот поступок вернуться домой героям?) - Давайте вспомним все поступки кота Васьки, характеризующего его как плутишку
- Каких поступков больше,плохих или хороших? -Какое у вас отношение к коту Ваське? - Хотели бы вы иметь такого друга как кот Васька? Почему?
Повторное чтение. 1 группа установить последовательность событий с помощью иллюстраций. 2 группа восстановить текст 3 группа составить кластер «Кот плутишка»
Каждая группа отчитывается о проделанной работе и на доске появляются карточки со словами: Котишко- мурлышко Серый лобишко котик-коток серенький лобок бестолковый лоб серый кот мурлыка котик - Каких слов больше ласковых или грубых? (ласковых) - Значит, как автор относится к коту Ваське? - Хоть кот Васька и был плутишкой, но К.Д. Ушинский всё равно любит Ваську. Чему нас учит эта сказка? (Любить животных не смотря на их поступки, относиться с любовью, ласково, не обижать их.) - Оцените свою работу в листах самооценки | Простым карандашом делают пометки ? –есть вопрос, ! –меня удивило (приём инсерт) Проверяют по словарю с.23 Мужичок- серячок-простой мужик. Хворость прикинулась- болезнь случилась. -на скошенном лугу -кот Васька придумал способ разведения огня -было холодно, была ночь -о козле и баране -медведь -Почему медведь под стог забился (он заболел, а там теплее) -Почему кот не спал (было страшно или охотился) -Почему кот не спал (было страшно или охотился) -Зачем волки пришли к героям сказки? (силой померяться) -Что предложил волкам кот Васька? -Как Миша боролся с волками? -Что случилось с волками? (дали богу ноги, убежали.) -Что сделали козёл и баран? (взяли кота и побежали домой) -чтоб медведь защитил героев сказки)
-помог - украл сметану, обманул друзей, уговорил на побег, , смекалкой добыл огонь, пригласил к огню медведя, обманул волков, этим спас друзей) -хороших
Дети работают по группам
| Формулируют ответы на вопросы. Формулируют ответы на вопросы. |
X.Итог урока. Рефлексия. | - С каким произведением вы сегодня познакомились? Продолжи предложение. СЕГОДНЯ НА УРОКЕ: | я научился ... | было интересно | было трудно ... | больше всего мне понравилось ... | мне показалось важным ... | | | Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют самооценку, контроль учебной деятельности Устанавливают значение результатов своей деятельности |
XI. Домашнее задание (по выбору) | 1.Нарисовать своего домашнего любимца и составить о нём рассказ. 2.Перечитать сказку и выполнить задание в тетради на с. 3.Найти пословицы, загадки, потешки или колыбельную про кота. Оформить книжечку. | Записывают задание на дом, задают вопросы |