kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Изучаем материки и океаны» ФГОС 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по курсу «Окружающий мир» во 2 классе  программа «Школа 2100» с использованием компьютерных технологий по теме : "Изучаем материки, океаны". Одна из основных задач учителя  на уроке – вовлечь ученика в процесс добывания знаний. Для её достижения использовались разные приёмы, формы, методы и средства работы: работа с картой, со словарём, работа в группах, задания на развитие мышления, индивидуальная работа, просмотр видеофильма, обобщение полученных знаний в виде самостоятельной работы, личностное отношение к увиденному и услышанному. Такая работа развивает у детей любознательность, наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы из своих наблюдений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Изучаем материки и океаны» ФГОС 2 класс »

Урок окружающего мира во 2 классе. Программа «Школа 2100».

Шибинская Инна Юрьевна, учитель начальных классов


ТЕМА: «Изучаем материки и океаны» ФГОС

Цели урока:

I. Образовательные:

- Помочь детям усвоить новые понятия «материк» и «океан».

- Научить узнавать и показывать на карте все материки и океаны.

II. Развивающие:

- Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, мышление, память, речь, развивать умение работать с картой, учебным текстом, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания;

III.Воспитательные:

-Содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение), воспитывать бережное отношение к природе

Приём создания проблемной ситуации: вопрос, на который ученики должны дать ответ после приобретения информации

Минимум: учащиеся должны перечислять материки и океаны и показывать их на карте.

Понятия: материк, океан.

Оборудование: Учебник для 2-го класса «Окружающий мир», рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», мультимедийный проектор, карта материков.

УУД, формируемые на уроке:

Личностные - формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Регулятивные - определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные - выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез). Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные - оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в парах и группах

Оборудование: карта полушарий, глобус, контуры материков из цветной бумаги на карту полушарий у доски, карточки с разрезами поверхности Земли для работы в группах и парах.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов


1.Организационный. Мотивация

- Если хмуримся с утра,                                          

Нам поможет доброта.

Ну-ка, дети, соберитесь,                               

  И друг другу улыбнитесь!


-Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.

- Вот с таким солнечным настроением мы и начнем наш урок Окружающего мира.

- На уроке вас ждут открытия, много нового и интересного.


Девиз нашего урока:

Не страшны нам любые испытанья

Вперед друзья, откроем новые знания”






2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.



Повторение.

- Закройте глазки, опустите головки и вслушайтесь в слова:

«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. И началась на ней жизнь…

- Что это за шар? (Планета Земля)

А как называется модель Земли?

-Глобус.

- Как называются линии, соединяющие два полюса?

- Меридианы. (Ученик показывает на карте).

- Как называются линии, пересекающие меридианы?

- Параллели. (Ученик показывает на карте).

- Как называется самая длинная параллель?

- Экватор. (Ученик показывает на карте).

- На какие два полушария делит экватор Землю?

-Северное и Южное. (Ученик показывает на карте).

На доске появляются слова:

Экватор, меридианы, параллели.


– Назовите, что объединяет все эти слова. (Это воображаемые линии придуманные человеком для того, чтобы проще было ориентироваться на поверхности нашей планеты.)

- В каких ситуациях знание этих понятий помогает человеку ориентироваться? (В путешествии)

-Кто такие путешественники?

-Путешественники – это люди, которые путешествуют

- И мы сегодня на уроке отправимся в путешествие. И оно будет кругосветное.

- Как вы понимаете "кругосветное путешествие"?

-Это длительное путешествие по воде и суше, маршрут которого однократно огибает Землю и завершается в исходной точке.

-Как Вы думаете, а какой вид транспорта для путешествия нам выбрать?

-Самолет.

-Передвигаться мы будем по линиям, которые расположены по обе стороны от экватора и ограничивают жаркий пояс Земли. Как называются эти линии?

- Северный тропик и Южный тропик. (Ученик показывает на карте).

- Что нам понадобится в путешествии? (глобус или карта, компас)

- Что такое глобус? (Модель Земли)

- Что такое карта?

-Карта – это изображение поверхности Земли на плоскости.

- Что удобнее взять в дорогу?

- Карту. Глобус больше похож на нашу планету, но картой пользоваться удобней.

  • Повторение домашнего задания.
      1. Поверхность Земли не ровная: на ней есть высокие горы и глубокие впадины. Но на глобусе и карте не видны все эти неровности. Что же нам поможет прочитать изображение на глобусе и карте?
      2. а. Индивидуальный опрос.
      3. Расскажите, что обозначают синим цветом? А коричневым? Для чего нужен зеленый и желтый цвет?
      4. б. Игра «Назови условные обозначения на карте».



- Подумайте, почему на Земле одного цвета больше, чем других? (Голубого цвета больше, так как большая часть нашей планеты покрыта водой)

На доске слово вода.


-А коричневый, жёлтый, зелёный цвет – это цвета суши.

На доске слово суша.


-Молодцы, вы очень хорошо знаете карту , и я думаю, что вы готовы к путешествию.

-Посмотрите на карту учебника (стр. 128 -129), вы будите пролетать над огромными участками воды и над большими участками суши.

– В любом путешествии принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что произошло в дороге, или о том, что встретилось на пути. Возьмите свои бортовые журналы. Будем двигаться влево, начиная с Западного полушария.


-Пора отправляться в путешествие. Группам приготовиться к взлёту.

Встали.

Руки в стороны - в полёт

Отправляем самолёт

Правое крыло вперёд

Левое крыло вперёд.

1,2,3,4 полетел наш самолёт

-Посмотрите на спинку стула, там вы увидите роль, которая досталась вам на этом уроке.

-Капитаны, возьмите свои самолётики, 1-ая, 2-ая, 3-я группы ставят их на Северный тропик слева.

4-ая, 5-ая, 6-ая группы самолётик размещают на Южном тропике, слева.

1-я встреча. Название_______________ суша или вода

2-я встреча. Название_______________ суша или вода

3-я встреча. Название_______________ суша или вода

4-я встреча. Название_______________ суша или вода

5-я встреча. Название_______________ суша или вода

6-я встреча. Название_______________ суша или вода


- Мы обнаружили Атлантический океан, Северную Америку, Тихий океан, Евразию, Индийский океан, Африку.

- Теперь двигаемся по Южному тропику.

- Мы обнаружили Атлантический океан, Южную Америку, Тихий океан, Австралию, Индийский океан, Африку. (Названия появляются на доске)

  • Постановка проблемы.

- На какие две группы можно разделить увиденное и почему?

-Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка.

-Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан. (На доске меняются местами слова)

- Опишите увиденные вами участки воды. Что общего в них?

-Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.

- Раньше они были предметом нашего обсуждения?

-Нет.

- Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего?

-Это большие участки суши, окружённые со всех сторон водой.

- Как вы думаете, чему сегодня будет посвящён урок?

- Мы будем знакомиться с названиями огромных участков суши и воды.

- Правильно.

Тема урока: «Суша и вода».

-Определяем цели урока вместе с детьми

Узнаем, что такое……

Научимся находить их на ……

Продолжим учиться работать с картой

Будем искать информацию в учебнике



Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.


1 4 3 3 4 3

Ι. Практическая работа.

– У вас на столах стоят лампы и глобусы. Понятно, что лампа будет играть роль Солнца. Представьте сначала, что поверхность Земли, это ваша рука. Включим лампу (педагог демонстрирует сначала сам, предупреждая о возможной опасности) поднесем руку на расстоянии от лампы так, чтобы рука и лампа были на одинаковой высоте от стола. Что вы ощущаете?

– Теперь оставляя руку на таком же расстоянии от лампы, медленно поднимайте ее вверх. Что вы ощущаете? (Руке уже не так тепло.)

– Может, лампа перестала греть? Вернитесь в исходное состояние. Что теперь ощущаете?

– Теперь также медленно опускайте руку вниз. Теперь тепло ли руке?Почему?


Давайте попробуем зарисовать то, что мы наблюдали.


1


2



3

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправ-ленной познавательной деятельности.


ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Технология продуктивного чтения.

– Как вы думаете, ребята, как можно было бы назвать такие участки суши?

Проверим свои предположения по учебнику на с. 96. (Огромные участки суши, окружённые водой, называются материками. Всего материков шесть.)

–Какое новое слово вам встретилось? (материки)

- Что вам в тексте показалось интересным?

- Как изменится тема нашего урока? Материки и океаны.


– Все ли материки повстречались нам в пути? (Мы не встретили Антарктиду.)

– Все ли океаны мы пересекли во время нашего плаванья? (Мы не плыли по Северному Ледовитому океану.)


Спят четыре океана,

Синеглазых великана.

Солона у них водица,

Не удастся ей напиться.

Тихий океан к Востоку,

Самый сильный и большой.

Атлантический на Запад

С голубой бежит волной.

Океан Индийский к Югу

Занимает синий угол.

А для Северных сторон

Ледовитый шлёт поклон.


– Давайте рассмотрим материки и попробуем сравнить их. Откройте карту полушарий на с. 128–129. Контурные карты, карточки с названиями океанов, материков.


Работа в парах: наклеивание названий на контурную карту.

(на карте полушарий прикрепляются контуры материков)

Найдите самый большой океан – Тихий.

- Самый юный, самый используемый человеком океан – Атлантический.

- Самый тёплый океан – Индийский.

Самый маленький холодный океан – по которому мы с вами сегодня не путешествовали – Северный – Ледовитый океан.

- Какой материк самый большой? (Евразия.)

Почему вы так решили? (нужно перелететь целый день. А ведь самолёт – это самый быстрый вид транспорта)

- Какой материк самый жаркий? (Африка).

– Какой материк самый маленький? (Австралия.)

- Найдите два материка в западном полушарии. (Америка Северная и Южная).

- Самый южный и самый холодный материк? (Антарктида)


  • Песенка «Шесть Материков»

http://wikitranslate.org/wiki/Mizyaka-Dizyaka_-_Song_About_Six_Continents/Russian#

Северная Америка,

Южная Америка,

Евразия, Австралия,

Африка и Антарктида

Надо знать, надо знать,

Надо знать шесть материков!

Надо знать, надо знать,

Надо знать - лик Земли таков!

  • Рассказ учителя о Пангеи с показом слайдов. (звучит тихая таинственная музыка)

Попробуем заглянуть в обезлюдевший мир через 200 миллионов лет. Что произойдет с Землей? Когда-то все вместо нынешних шести материков, на нашей планете был только один единственный. Ученые называют его "Пангея", что в переводе с греческого означает "вся земля". Единственный материк омывался единственным океаном. Затем, благодаря движению земной коры, Пангея дала несколько трещин и части единого целого - будущие Америки, Африка, Евразия, Австралия - стали расползаться в разные стороны. Между материками появились моря и океаны- Мировой океан.








Когда путешествие у мореплавателей заканчивалось хорошо, они всегда отмечали его пением. Наше плавание подходит к концу. Я вам предлагаю спеть «Песенку про 6 материков»


– А кто знает, какая вода в океанах и морях?

Как известно, вода в океане солёная. Если всю морскую соль в сухом виде равномерно распределить по поверхности земной суши, то она окажется покрытой слоем соли толщиной около 150 метров.


  • Самостоятельная работа в группах (дети готовят рассказ о своём океане, показывая его нахождение на карте)

Карточки для самостоятельной работы.

1.

Тихий океан - великий океан. Южная часть океана представляет собой область спокойствия, слабых ветров. Именно за прозрачность воздуха и тишину спутники Магеллана назвали эти водные просторы Тихим морем, а в последствии это название закрепилось и за всем океаном. В Тихом океане экспедиция обнаружила самое глубокое место в мире – Марианскую впадину. Её глубина 11034 м).

2.

Атлантический океан собирает пресные воды с самой значительной части суши. Голубой цвет воды сменяется сначала светло-голубым, затем начиная с нулевого меридиана - различными оттенками зелёного, вплоть до ярко-зелёного. Свечение зелёных вод вызвано обилием морских организмов.

3.

Индийский океан менее обширен, чем другие океаны. Температура воды в основном выше 29 градусов. Если воды Тихого океана восхищают своим синим цветом, то воды Индийского океана славятся своей прозрачностью. Воды Индийского океана несколько более солоноваты, чем в Мировом океане.

4.

Северный Ледовитый океан.

Не только самый маленький, но и самый неглубокий. У этого океана было много имен. На Руси его называли Студеным морем, позднее Дышащим морем, то Ледовое. Жизнь здесь есть и в воде, и на дне, и на льдах.

– Только ли материки встречаются на океанском просторе?

– Далеко ли от материков располагаются острова?

– Как называются большие части суши вместе с островами? Поищите в учебнике на с. 97. Сколько таких частей существует? (Такие участки называются частями света. Частей света шесть: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида. Именно в такой последовательности люди открывали эти земли.)

– Какая часть света состоит из двух материков?

Материки

Части света

Евразия

Европа

Азия

Африка

Африка

Северная Америка

Америка

Южная Америка

Австралия

Австралия

Антарктида

Антарктида


– Вернёмся к нашим маршрутам. Теперь вы сможете рассказать более подробно о вашем маршруте?

– Подготовьте свои рассказы.– Подготовьте свои рассказы.

1-я группа.

Мы пересекли три океана: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан; три материка: Северную Америку, Евразию, Африку; три части света: Америку, Азию, Африку.

2-я группа.

Мы обнаружили три океана: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан; три материка: Южную Америку, Австралию, Африку; три части света: Америку, Австралию, Африку.




Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.



Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.























Физминутка























VIII. Закрепление новых знаний и умений.




  • Работа в рабочей тетради.

– Выполните задание 1 в рабочей тетради на странице 31.

Взаимопроверка в парах.

Материки

Северное или

Южное полушарие

Западное или

Восточное полушарие

Евразия

С

В

Африка

С и Ю

В

Северная Америка

С

З

Южная Америка

Ю и С

З

Австралия

Ю

В

Антарктида

Ю

В и З


Оцените себя. Поставьте отметку за выполненное задание. (плюсик, половинка плюсика, минус)

Путешествуя по странам
Утомились мы в пути.
Предлагаю вам, ребята,
Встать и с корабля сойти (Ученики встают и шагают на месте)
Посмотреть направо,
Посмотреть налево, (Повороты головой)
Потянуться к солнцу,
Удивиться: "Где мы?" (Пожать плечами)
Пролетают птицы,
Крылья расправляют (Машут руками)
Деревья - великаны
Ветками качают.
Вдыхаем свежий воздух,
Как бабочки кружимся (Повороты вокруг себя)
И на цветок чудесный
Спокойно мы садимся. (Садятся за парты)

  • Приём "Концептуальная таблица"

– Продолжаем наше путешествие. Каждая группа отправится на какой-то один материк. У каждой группы на парте лежит файл с названием материка.

-У каждой группы есть макет материка, который вы должны будете разместить на контурной карте, выбрать текст, который вы должны прочитать и выбрать из него нужную информацию и занести ее в таблицу.

-Потом каждая группа должна будет рассказать то, что она узнала о своём материке, разместить контур материка на карте.

(все 6 карточек с описанием материков лежат на столе у каждой группы)


Австралия (Ученик показывает на карте)

Австралия – самый сухой материк Земли. Говоря об Австралии, мы сразу вспоминаем удивительных животных – кенгуру. Дикая собака Динго - самый опасный хищник материка. Удивительный мир ярких красок, даже птицы Австралии самые яркие в мире. Чудо-животное – утконос, который откладывает яйца, как птица, а детёнышей кормит молоком. Гроза морей и океанов Австралии - акула.

Евразия. (Ученик показывает на карте).

Действительно Евразия – самый большой материк. Конечно, раз материк такой огромный, то и природа здесь очень разнообразна: от снежных равнин до вечнозеленых лесов. От низменностей до самых высоких гор в мире – Гималаев. На этом материке есть все виды природных богатств, которые существуют на Земле.

Африка. (Ученик показывает на карте).

Африка – второй по величине материк. Это самый жаркий континент. Здесь не бывает зим. Поверхность нагревается до +70 градусов. Говоря об Африке, мы сразу вспоминает об африканских слонах, о царе зверей – льве, о самом длинношеем животном – жирафе. И, конечно, о древнем Египте, о чуде света – пирамидах.

Северная Америка (Ученик показывает на карте).

Природа Северной Америки очень разнообразна. Это земля Великих озер и высоких гор. Здесь располагается самый мощный и знаменитый Ниагарский водопад.

Южная Америка. (Ученик показывает на карте).

Южная Америка – самый влажный материк мира. Здесь выпадает больше всего осадков. Здесь находятся самые длинные горы Анды и самая полноводная река мира Амазонка. Это родина самого высокого дерева мира – секвойи.

Антарктида. (Ученик показывает на карте).

-Антарктида – край вечных льдов. Очень долгое время считали, что это океан покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк. Толщина льда здесь несколько километров. Родина удивительных птиц, у которых вместо перьев чешуя – пингвинов. Единственный материк, где запрещены военные действия. На карте она изображена и на западном полушарии, и на восточном.

  • Тест: «Материки и океаны на глобусе»

- А сейчас мы посмотрим, какими внимательными вы были во время путешествия.

1. Самый большой материк на Земле?

а) Северная Америка;

б) Евразия;

в) Африка;

2. Самый маленький материк на Земле?

а) Австралия;

б) Антарктида;

в) Африка;

3. Полушарие, в котором находится маленький материк?

а) Западное полушарие;

б) Восточное полушарие;

4. Полушарие, в котором находится Северный полюс?

а) Восточное полушарие;

б) Западное полушарие;

в) Северное полушарие;

5. Океан, в котором находится самая северная точка Земли?

а) Атлантический океан;

б) Индийский океан;

в) Северный Ледовитый океан;

6. Материк, который пересекается экватором почти посередине

а) Австралия;

б) Северная Америка;

в) Африка;

7. Самый большой океан?

а) Атлантический океан;

б) Тихий океан;

в) Индийский океан

8. Океан, омывающий Евразию, Африку, Австралию?

а) Индийский океан;

б) Южный океан;

в) Тихий океан;

9.На каком материке находится две части света?

а) Австралия;

б) Евразия;

в) Африка;

10.Какая часть света объединяет два материка?

а) Австралия;

б) Африка;

в) Америка.


-Обменяйтесь тестами, проверьте тест по шаблону, оцените работу группы.



ΙV. Итог урока.

Рефлексия

- Оцените свою работу.





-Где пригодятся знания?

- Кто из ребят больше всех помог в "открытии" знаний?

-А теперь посадите свой самолётик на тот материк, на котором вам хотелось бы побывать.

Но давайте помнить

Есть одна планета сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету.



V. Домашнее задание.



-Вот и закончилось наше заочное путешествие, но я предлагаю продолжить его дома

стр. 102-103, дополнительный материал о животных, которые живут на материках

Р.т. стр.32, №3 кроссворд о материках








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Изучаем материки и океаны» ФГОС 2 класс

Автор: Шибинская Инна Юрьевна

Дата: 07.08.2015

Номер свидетельства: 224598

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Рабочая программа курса «География материков и океанов» "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-kursa-gieoghrafiia-matierikov-i-okieanov"
    ["file_id"] => string(6) "226980"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440547008"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(25) "Вода на Земле "
    ["seo_title"] => string(15) "voda-na-ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "143373"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418531004"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства