Использование технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира как один из эффективных приемов в работе учителя начальных классов
Использование технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира как один из эффективных приемов в работе учителя начальных классов
В результате всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией. Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность, так как это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира как один из эффективных приемов в работе учителя начальных классов»
«Использование технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира как один из эффективных приемов в работе учителя начальных классов».
Маркова Н. Т.
г. Сыктывкар
МАОУ «СОШ №36», учитель начальных классов
«Ум человеческий имеет три ключа,
все открывающие: знание, мысль, воображение».
В результате всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией. Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность, так как это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Через ТРКМ формируются: культура письма, информационная грамотность, активное восприятие учебного материала, коммуникативные навыки.
Основу технологии составляют три стадии урока: вызов, осмысление, рефлексия, направленные сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. Технология предусматривает не более трех приемов для конкретного урока и целеполагания на следующий урок.
В своей практике я также использую приемы и стратегии данной технологии. Остановлюсь на конкретном уроке и тех приемах и методах, которые я наиболее часто использую в своей практике.
Итак, урок ОМ по теме «Почва». Тип урока - урок изучения нового материала. Приемы: «Таблица – ЗХУ», «Толстые и тонкие вопросы», «Синквейн».
Стадия вызова.
Задачи стадии вызова:
Актуализировать знания обучающихся по изучаемому материалу.
Определять уровень собственных знаний.
Пробудить интерес к получению новой информации.
Соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.
Показ этапа урока.
Приемы, используемые на стадии вызова:
«Таблица – ЗХУ». Заполняется первый столбик таблицы «Знаю», определяется уровень собственных знаний, учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, по данной теме. После чего заполняется второй столбик таблицы «Хочу узнать», что позволяет пробудить интерес к новой информации. (Приложение 1)
Работа с различными видами текста для актуализации знаний по изучаемому материалу. (Приложение 2)
Стадия осмысления.
Задачи стадии осмысления:
Активизировать восприятие изучаемого материала.
Соотнести имеющиеся знания с новой информацией.
Уточнить понимание.
Ликвидировать путаницу или ошибки в знаниях.
Выявить новую информацию.
Показ этапа урока.
Приемы, используемые на стадии осмысления:
«Таблица – ЗХУ». Заполняется третий столбик «Узнал», что позволяет обучить умению соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями. (Приложение 1)
Опыты и практическая работа для активизации восприятия изучаемого материала.
Стадия рефлексии.
Задачи стадии рефлексии:
Проанализировать достижение поставленных целей.
Разрешить возникшие в процессе изучения материала проблемы и противоречия.
Обобщить изученный материал.
Определить направления дальнейшего изучения материала.
Показ этапа урока.
При организации взаимоопроса и проверки усвоенных знаний используется прием «Толстые и тонкие вопросы». (Приложение 3) После изучения темы учащимся предлагается сформулировать два «тонких» и два «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Прием «Синквейн» (Приложение 4), используемый на стадии рефлексии, позволяет синтезировать информацию, расширить понятийный и словарный багаж учащихся, выразить отношение и чувства к материалу урока.
Для оценки собственного продвижения (рефлексии) дети оценивают свою деятельность по заданным критериям. (Приложение 5)
Таким образом, при использовании на уроке технологии критического мышления через чтение и письмо, формируются эффективное чтение и письмо – те базовые процессы, при помощи, которых мы передаем информацию.
Список литературы:
Бин Д. Сущность технологии критического мышления // Голос и видение. –2002.-№3.
Джонсон Х.Р. О критическом мышлении // Перемена.-2002.-№6.
Дьюи Д. Развитие критического мышления // Голос и видение. – 2002.-№1.
Исламгулова О.Ф. Психологическое исследование влияния на работоспособность школьников традиционной и новой технологии обучения //Творческая педагогика. – 2000. – №3.
Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Русский язык.– 2002.-№29.
Терегулов Ф.Ш., Штейнберг В.Э. Образование третьего тысячелетия: от мифологии – через кризис педагогики – к технологии // Школьные технологии.– 1998.– №3.
Приложение №2 (Работа с различными видами текста для актуализации знаний по изучаемому материалу)
Карточка №1
«Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.
Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него - оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит - глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь» (М.Ильин)
Карточка №2
«В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, встречаются части насекомых, червей – это перегной или гумус. Именно перегной придает темный цвет почве. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя».
Текст со страницы 67 учебника «Что растения получают из почвы».
«Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве. Они всасывают из почвы воду. Вместе с водой растения всасывают растворённые минеральные соли. Соли- это питательные вещества, без которых растения не могут жить.
Ты видел, что солей в почве мало. Растения могли их быстро израсходовать, но это не произойдёт. Запас солей в почве постоянно пополняется. Как? Благодаря перегною.
Перегной под воздействием бактерий, которые живут в почве, медленно, постепенно превращается в соли. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее.
Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так животные повышают плодородие почвы».
Текст со страницы 68 учебника «Как образуется почва и отчего она разрушается».
«Ты знаешь, что твёрдые породы в природе непрерывно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка и глины. В нём почти нет питательных веществ, необходимых растениям.
И всё же некоторые неприхотливые растения селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной. Теперь тут могут поселиться и другие растения. Они дают ещё больше перегноя. Так постепенно, очень-очень медленно камни, песок и глина под действием живых существ превращаются в почву.
В ней селятся различные животные. Они повышают плодородие почвы. Растения укрепляют её своими корнями, защищают от действия потоков воды и от сильного ветра.
Почва образуется очень медленно: для этого нужно сотни и тысячи лет! А вот разрушиться по вине людей она может очень быстро. Там, где люди уничтожают растения, почву размывает вода, выдувает сильный ветер. За последние сто лет разрушена примерно 1\4 часть всех плодородных почв».
Приложение 3 (Прием «Тонкие» и «Толстые» вопросы)
«Толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы
Объясните, почему……..?
Почему вы считаете, ….?
Предположим, что будет, если…..?
Кто….?
Что….?
Когда…?
Может…..?
Как звать…?
Верно ли…?
Приложение 4 (Составление синквейна)
Слово «синквейн» французского происхождения и обозначает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по определенным правилам:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Примерный синквейн на доске
Почва
Темная, плодородная.
Питает, защищает и предохраняет.
Берегите плодородный слой земли!
Жизнь!
Приложение 5 (Критерии к самооценке)
3 б. – Мне легко, я делаю всё сам. Я доволен собой.
2б.- Есть затруднения, но я стараюсь всё делать сам.