Просмотр содержимого документа
«ИНЫЕ МИРЫ «Чайная церемония в Японии»»
Тюляхская средняя общеобразовательная школа.
Смотр – конкурс разработок уроков.
ФГОС: Открытое занятие
Класс: 1 – 4 классы
Урок спектакль
Тема: ИНЫЕ МИРЫ
«Чайная церемония в Японии»
Выпонила: Бережнева Антонина Николаевна
Результат: Номинация «За оригинальность и творческий подход»
Кылайы. 24.02.2020
Тема урока: «Чайная церемония в Японии».
Форма урока: Урок – спектакль.
Цель: Приобщение детей к культуре других народов
Задачи: Показать, что «Чайная церемония» - символ
благожелательности и покоя в японской семье.
Развитие познавательной активности у учащихся.
Воспитание культуры поведения.
Оборудование: класс оборудуется в небольшое помещение – сад.
Скамеечки, светильник, дорожка из камней, букет икебана, барабан.
Ход урока
I этап. Организационный. Учитель объясняет цель и задачи урока. У входа в класс вешают заранее приготовленные арки – воротца.
II этап. Подготовка к основному этапу. Звучит тихая мелодия японской песни «Сакура». Дети распределяют роли хозяина, гостей, барабанщика, зрителей. Все одеваются в кимоно.
III этап. Основной. «Чайная церемония». Главное в этой церемонии – создать для гостей атмосферу тишины, покоя, благожелательности.
Описание церемонии
Хозяин встречает гостей особыми правилами. В сад церемонии гости проходят через воротца, настолько низкие, что каждому гостю приходится нагибаться. Гости в сопровождении хозяина минуют тенистый сад, ступая по дорожке из отдельно лежащих камней, называемой «Земля росы». Усаживаются на специальные скамеечки и ожидают приглашения хозяина. Перед входом в чайную комнату омывают рот и руки водой из небольшого каменного бассейна со светильником. В прихожей гости снимают обувь и заходят в комнату. Она всегда не велика – 4 до 8 метров и очень просто убрана. Главным украшением могут быть изящно написанное на специальном свитке изречение и один единственный цветок. Появляется хозяин. Он молча кланяется гостям и садится рядом с котелком в котором кипит вода для чая. Гости встают, приветствуют хозяина и приступают к сладостям. Затем хозяин выводит их в сад. Только после этого барабанщик 7 раз ударяет по гонгу и возвещает начало чайной церемонии. Гости вновь рассаживаются в чайной комнате и поочередно пробуют измельченный и вспененный в кипятке, особой кистью из расщепленного бамбука, зеленый чай. Они пьют его из общей фарфоровой чашки, наполненной хозяином. Когда – то чай было принято подавать в ярко раскрашенной китайской посуде. Но постепенно ей на смену пришли очень простые и лишённые всяких украшений японские чашки. Гости, как правило, сидят молча, только легкий шум кипящей в котелке воды нарушает тишину. Японцы считают, что чайная церемония исполнена особой философией, с помощью которой человек глубже постигает мир.
IV этап. Проверка понимания значения «Чайной церемонии».
Обсуждение:
- понравилась ли церемония? Да/нет (почему?)
- как вы поняли значение этой церемонии?
- почему важно соблюдать все положенные правила?
- почему арки – воротца столь низкие?
- в чем секрет простоты и естественности чайной комнаты?
V этап. Обогащение и систематизация знаний.
Обсуждая и комментируя действия актеров, учитель приводит детей к пониманию философии «Чайной церемонии»:
- встреча хозяина с гостями – это совершенно особое событие, кторое может не повториться никогда в жизни.
Именно поэтому важно, чтобы были соблюдены все положенные правила.
- чайная комната – место священное, поэтому глубоким поклоном под арками даже самые важные гости должны проявить смирение, чтобы при входе в чайный сад позабыть о своем высоком положении в обществе.
- естественная красота и простота вещей в комнате показывает, что человек должен радоваться естественной красоте.
- красота и самобытность культуры народа в его традициях.
VI этап. Закрепление знаний и способности действия на уровне применения в измененной ситуации.
- проводится краткий обзор национального праздника «Ысыах» и церемонии «Встречи солнца».
VII этап. Подведение итога урока. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
- Придумайте церемонию праздника «День рождения» или «Рождество»