Давайте улыбнёмся друг другу и подумаем о чём-нибудь хорошем, ведь для того, чтобы наш урок прошёл хорошо, нужно, чтобы у каждого из нас было хорошее настроение.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Но приятны ли хмурые лица?
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И в ответ улыбку зажечь.
Введение в тему урока
Попробуйте отгадать ребусы:
I. Основная часть – групповая работа детей
- Вы догадались, о каком времени года будем сегодня говорить?
Красота природы воспевается и художниками, и поэтами, и композиторами. Мы с вами читали стихи замечательных поэтов-классиков о природе в разное время года. Поэты словами, а композиторы музыкой стремились передать звуки осени.
- Красота осенней природы не оставила равнодушными и художников. Сколько прекрасных картин создано ими! Многие картины и рисунки вы уже видели, учились описывать их, определять настроения и характер (на слайдах картины)
- А сегодня мы с вами будем создавать красоту осени своими руками. Поэтому у нас получилось 3 группы, под особыми названиями – «Сентябринки», «Октябринки» и «Ноябринки». Вспомним девиз работы в группе.
Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы отлично учимся! Все у нас получится!
- Сегодня мы поговорим о потрясающем продукте, который помогает сохранить красоту, молодость и привлекательность. Это замечательный овощ, в нём содержится много полезных для здоровья веществ. Его Родиной считается Южная Америка. На Руси он появился в конце 16 века и стал очень популярен у крестьян благодаря своей урожайности, неприхотливости, полезности и тем, что долго хранится.
Он - чемпион среди овощей по содержанию железа. Главное достоинство - это большое содержание каротина и витамина Д. Детям он полезен , т. к. ускоряет рост, а взрослым, потому что улучшает всасывание кальция, укрепляющего кости и зубы.
В нём присутствуют витамины группы В, С, и Е. Они замедляют старение, помогают поддерживать оптимальный вес. Как и все оранжевые плоды он считается антидепрессантом. Ешьте его чаще и никакие депрессии вас не коснуться.
- Догадались, о каком овоще идёт речь? Конечно, это тыква.
Чем полезна тыква
Тыква легко усваивается, поэтому блюда из нее рекомендуют для лечебного и профилактического питания.
Мякоть тыквы стимулирует быстрое заживление язвы.
Содержание меди, фосфора и железа делают ее полезной для профилактики анемии и атеросклероза. В тыкве много пектина.
Мякоть тыквы действует как мочегонное средство. Также она полезна при болезнях печени, почек и кишечника.
- Про тыкву сложены стихи.
Наша тыква золотая,
Как конфета во рту тает.
Если тыкву испечем,
Да припустим сахарком,
Так и тянет ее съесть,
Этот наш деликатес.
Ну а тыквенные кашки,
Что глотают детки наши,
Словно целый год не ели,
Что за прелесть в самом деле
Тыкву похвалить не грех,
за такой большой успех!
Загадки:
В огороде тяжелый мяч,
Только не бежит он вскачь.
Он как полная луна,
Вкусные в нем семена.
Желтая луна
На прилавке всем видна, Вкусная , да спелая
На солнце загорелая. (Тыква)
I группа
1. Изготовление тыквы из старой книги.
План работы:
Шаг 1. Нарисуем на бумаге контур тыквы. Можно просто согнуть лист пополам и нарисовать только половину тыквы. А когда вырежем ее и развернем – получим целую и симметричную тыкву.
Шаг 2. Берем старую книжку, отрываем обложку. На переплет кладем свернутый пополам лист бумаги в форме тыквы…
Шаг 3. …и обводим карандашом по контуру.
Шаг 4.Начинаем вырезать. Возьмем острые ножницы. Вырезать можно по пять-шесть страниц за один раз.
Шаг 5.Продолжаем работать, пока не закончатся книжные странички. Вырезая "лепестки" тыквы, стараемся резать на пару миллиметров ниже прочерченного контура (внутри него). Иначе наша тыква будет постепенно "распухать". Ненужные части странички отрезаются от корешка ножом для резки бумаги.
Шаг 6. Теперь переднюю и заднюю страницы книги-тыквы нужно склеить. Аккуратно промажем края одного листа клеем и, соединив его с листом противоположным, плотно прижмем и прогладим. Чтобы тыква обрела устойчивость, придется таким же способом склеить листки еще в нескольких местах.
Шаг 7.Чтобы тыква была ровной и симпатичной, ее "лепестки" нужно расправить. Немного оттягиваем их от переплета и распределяем как надо. Если странички отказываются становиться в нужную позицию и распадаются, подклеиваем их клеем.
Шаг 8. Теперь нашу тыкву нужно покрасить. Для этого воспользуемся краской оранжевого цвета. Можно выкрасить лепестки полностью, а можно лишь чуть-чуть, самые края.
Шаг 9. Нашей тыкве определенно не хватает ботвы. Сначала сделаем стебелек. Возьмем прутик, обмажем его клеем и вставим его в сердцевину поделки. Придержим прутик, пока не высохнет клей.
Шаг 10. А теперь украсим стебелек листьями с помощью зеленой ленточки. На этом всё – тыква готова!
2. Составление синквейна про тыкву.
Синквейн - это нерифмованное стихотворение, состоящие из 5 строчек, где:
1 строчка - тема (одно существительное);
2 строчка - описание темы в двух словах (два прилагательных);
3 строчка - описание действия в рамках темы тремя словами(глаголы);
4 строчка - фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (целое предложение);
5 строчка - синоним из одного слова к заявленной теме.
II группа
1. Изготовление тыквы - фонарика
Шаг 1.Тыкву можно сделать из цветной бумаги. Потребуется в среднем 14-16 полосок бумаги.
Шаг 2. Сложите бумажные полоски вместе стопкой и проделайте шилом отверстие с одного и другого конца. Проденьте нитку через одно из отверстий, конец нитки закрепите скотчем, клеем или стикером.
Шаг 3. Проденьте нитку через второе отверстие.
Шаг 4. Натяните нитку таким образом, чтобы полоски бумаги изогнулись. Завяжите нитку узелком. Узелок должен быть достаточно большой, чтобы не мог проскочить через отверстия в бумажных полосках.
Шаг 5. Расправьте полоски, чтобы они образовали форму шара. Фонарик готов. Осталось найти место, куда можно было бы его подвесить.
2. Составление загадок про тыкву.
Итог урока.
Осенний листок За окошком лист осенний пожелтел, Оторвался, закружился, полетел. Жёлтый листик подружился с ветерком, Всё кружатся и играют под окном. А когда весёлый ветер улетал, Жёлтый листик на асфальте заскучал. Я пошла во двор и листик подняла, Принесла домой и маме отдала.
Оставлять его на улице нельзя, Пусть живёт всю зиму у меня.
Выставка работ, демонстрация и краткая характеристика.
(Рисунки – солнце и капелька грязи).
- Чем же мы сегодня занимались на уроке? Чему научились?
- Что вам особенно понравилось и запомнилось?
- Осенью бывает солнце! Это вам нравится?
- Осенью бывает пасмурно? Это вам нравится?
- Теперь подумайте: понравилось ли вам на уроке, дал ли он вам что-нибудь полезное? Если да – то выберите, пожалуйста, солнышко, если нет, то – тучку.