Ход урока: Внешняя интеграция (использование методических приемов урока самопознания) Орг момент. Проверка 5 Д Мысленная прогулка в подводное царство Знакомство с темой урока Сегодня мы проведем научную работу, чтобы получше узнать свойства одной особы. A что это за особа попробуйте отгадать: На дворе переполох: C неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина, У неё теперь ангина. Град Шумит он в поле и в саду, A в дом не попадёт. И никуда я не иду, Покуда он идёт. Дождь Он как алмаз: И твёрд, и чист, На солнышке сверкает, Но пригревать начнут лучи, 0н тут же тает. Лёд Пушистая вата Плывёт куда-то, Чем вата ниже, Тем дождик ближе. Облако Он без рук, он без ног Из земли пробиться смог Нас он летом, в самый зной Ледяной поит водой. Родник Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали A пошли искать их днём, Ищем, ищем - не найдём. Роса Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. Снег Молоко над рекой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко – Стало видно далеко. Туман Все отгадки записаны на карточки и выставляются на доске по мере отгадывания загадок. - Посмотрите на слова, помещенные на доске: в какие группы их можно объединить? Почему? Град, лёд, снег. Дождь, родник, роса. Облако, туман. Чем похожи все эти явления природы? Сегодня мы будем говорить o свойствах воды. (На доске записана тема урока). 3. Практическая работа. Проведём несколько опытов c целью определить свойства воды и значение этого свойства для человека. Опыт 1. Демонстрирует учитель. - На моём столе стоят разные сосуды, наполненные водой. Посмотрите, какой формы вода в них. О чём это говорит? Вывод: вода не имеет формы, a приобретает форму сосуда, в котором находится (на доске рисунок 1, ассоциация: бесформенное пятно-вода не имеет формы). рисунок 1 Во время выяснения какого-либо свойства на доске появляются значки, помогающие детям запомнить свойство, при повторении его назвать. - Когда человек использует это свойство воды? (Когда наливает воду в чайник, в чашку и т.д.). Опыт 2. Коллективная работа под руководством учителя. - Возьмите полоски цветной бумаги, приложите каждую полоску к стакану воды и сравните цвет полоски бумаги и воды в стакане. Какого цвета вода? Вывод: вода бесцветная (на доске прикрепляются несколько цветных полосок по ассоциации: есть цвет-нет цвета). - Когда мы используем это свойство? (Когда готовим пищу, пьём чай и т.д.). Опыт 3. Коллективная работа. - Опустите ложку в стакан c водой. Что наблюдаете? - Посмотрите: я опустила ложку в стакан c молоком. Что наблюдаете? (В стакане c водой ложка видна, a в стакане с молоком её не видно). рисунок 2 Вывод: вода прозрачная (на доске рисунок 2, ассоциация: вода прозрачная-стекло прозрачное). - Когда люди используют это свойство воды? (Когда рассматривают камешки на дне реки, рыбок в аквариуме и т.д.). Опыт 4. Коллективная работа. - Зачерпните ложкой воду в стакане, наклоните ложку над стаканом. Что наблюдаете? (Вода перелилась в стакан). Вывод: вода течёт (на доске учитель рисует стрелку, которая обозначает текучесть воды по ассоциации: течёт-движется). - Когда человек использует это свойство? (Когда едят, пьют чай, моются и т.д.). Опыт 5. Демонстрирует учитель. - Посмотрите на две пробирки c жидкостями у меня в руках. - Чем они похожи? (B них прозрачные жидкости) - Чем отличаются? (На одной есть полоска, a на другой нет) -Как вы думаете: в какой пробирке вода? (У ребят сомнение) Вывод: вода не имеет запаха (на доске рисунок 3, ассоциация: нос-запах). - Когда человек использует это свойство воды? (Когда отличает одну жидкость от другой) рисунок 3 Опыт 6. Коллективная работа. - Перелейте часть воды в кружку. Положите в кружку кусочек сахара, размешайте. Попробуйте воду в стакане и в кружке. Что наблюдаете? рисунок 4 Вывод: вода без вкуса (на доске рисунок 4, ассоциация: конфета-вкус). - Когда человек использует это свойство воды? (Когда готовит пищу, т.д.). Рассказ В.А.Сухомлинского «Для чего говорят спасибо» По лесной дороге шли двое — дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились. — Спасибо тебе, ручей, — сказал дедушка. Мальчик засмеялся. — Вы зачем сказали ручью «спасибо»? — спросил он дедушку. — Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности. — Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы — люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово? Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий... - Для чего говорят спасибо? - Как вы думаете, как к воде относится дедушка? Почему он так относится к ней? - О чем задумался мальчик? - Как человек может выразить свою благодарность воде? - Как должен относиться человек ко всему, что его окружает? 4. Творческая деятельность - Сейчас в стакан наполненной водой каждый подойдет и скажет добрые слова, слова благодарности. Можно шепотом можно про себя. А затем мы польем комнатное растение этой водой. Ведь согласно ученым если мысли и чувства полны любви, то растения начинают бурно расти и цвести. |