Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок познания мира и трудового обучения. Тема: "Человек и природа. Аквариумные рыбки".»
Интегрированный урок
познания мира и трудового обучения
Тема: Человек и природа. «Аквариумные» рыбки.
Цель: формировать исследовательскую деятельность, показать связь человека с природой, закрепить знания учащихсяоб обитателях морей, озёр, рек. Формировать умения и навыки работы в группах; научить учащихся изготавливать рыбок из ватных дисков.
Задачи:
- формирование знаний о роли человека в природе, знаний о рыбах, среде их обитания, навыка работы с различными материалами;
- развивать умение ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие коммуникативных и творческих способностей, обогащение словарного запаса у учащихся;
- развитие мелкой моторики рук в процессе изготовления аппликации;
- воспитание бережного отношения к природе, основ коллективизма через выполнение единого творческого дела.
Оборудование: глобус или карта мира, цветная бумага, ватные диски, пластилин, ножницы, клей, макет аквариума, шаблоны рыб, иллюстрации - фотографии рыб, мультимедийная презентация к уроку.
Ход урока:
I. Организационный момент.
а) Методика « Запомни и повтори»
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Б) ориентировка
- К какому уроку вы приготовились? (познание мира и трудовое обучение)
В) Взаимопожелания
- Давайте пожелаем друг другу удачи и хорошего настроения до конца урока.
II. Работа по календарю природы.
(На доске плакат с условными обозначениями и таблицей, детям необходимо подобрать подходящие условные обозначения для погоды сегодняшнего дня)
Методика « Поставь значки»
-Опишите состояние погоды сегодняшнего дня. Сравните с погодой вчерашнего дня.
III. Объявление темы урока.
– Человек - часть живой природы. Он дышит, развивается, дает потомство. Для жизни человека нужны: вода, воздух, тепло, пища.
-Как вы думаете, как природа связана с человеком? ( ответы детей).
Посмотрите внимательно на глобус (карту мира). Какого цвета на нём больше? ( Голубого) Это океаны, моря, реки. Большая часть поверхности нашей планеты покрыта водой. А кто всю жизнь проводит в воде? ( Рыбы.)
IV. Загадка
Плавает под мостиком
И виляет хвостиком. (Рыбка)
Слушание песни «Золотая рыбка»
- Сегодня на уроке мы будем говорить, как вы уже догадались, о рыбах, им так же как и человеку необходимы все условия жизни. Их мы относим к живой природе.
V. Объяснение нового материала.
А) Видеоролик. (1 мин.)
Б) Рассказ учителя «Подводный мир»
Видите, как прекрасен подводный мир. Каких только нет в нем обитателей. Но, главные обитатели морей, океанов, рек и озер - это рыбы. Каких только рыб не бывает … самые большие рыбы достигают 20 метров, а самые маленькие всего несколько сантиметров.
Все рыбы живут в воде. При помощи плавников и хвоста рыбы плавают.
В) сообщение детей: (Дущенко А.)
- Существует около 200 тысяч видов разных рыб и рыбы, так же как и животные имеют свое место обитания. Рыбы водятся в море, реке, озере.
(просмотр слайдов)
– Поднимите руки, кто видел рыб?
– Кто ходил с папой на рыбалку?
VI. Проверка творческого задания.
Подготовьтесь к творческому заданию.
По готовому началу вы должны были придумать конец стихотворения.
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
( На доске опорные слова – помощники: на песке, камни, водоросли.
Ребята зачитывают свои стихотворения.)
- И как же вы думаете, где спят рыбки?
–Да, ребята, одни рыбки прячутся между камней, другие зарываются в песок, а третьим нравится прятаться в водорослях.
VII. Экологическая минутка.
Сегодня к нам на урок пришёл один морской житель. Это морской конёк. Он пришёл к нам со своей проблемой, а с какой давайте его послушаем.
Выступление гостя:
- Послушайте сказку:
В тёплом море жил морской конёк. Он очень любил путешествовать. В одном из своих путешествий, удобно прикрепившись своим хвостиком за водоросль, он стал размышлять: хорошо ли живётся морским обитателям. В этот момент к нему стали подплывать разные рыбы, рассказывая о своих бедах.
Опечалился морской конёк, грустно стало ему, ведь помочь своим друзьям он ничем не может.
- Рыбы прячутся не только от хищных рыб. Врагом рыб может быть и человек. Сегодня к нам на урок пришли рыбки, но они очень грустные. Давайте послушаем, какая беда с ними случилась.
Входят рыбки-девочки:
Красная рыбка.
- Живу я в реке. На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. От грязных вод я стала красной, и мои друзья не могут меня узнать.
Фиолетовая рыбка.
Видели бы вы, ребята, какой на мне лежал груз? Накидали на меня банки, брёвна, даже колёса. Еле - еле выбралась из - под мусора. От тяжести я и краснела, и синела, и зеленела, пока не стала фиолетовой.
Тёмная рыбка.
А я была такой красивой. Но в нашей реке разлили нефть. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться. От этой нефти я и почернела.
- О каких бедах вы, думаете, они рассказывали?
- Ребята, как вы думаете, кто виноват в бедах морских жителей?
- Какие советы вы можете дать людям, чтобы жителям водоёмов уютно и безопасно жилось в их домах?
– Ребята, а как мы можем помочь морю, реке, озеру остаться всегда чистыми? (не бросать в воду мусор, не мыть в водоёмах машины и т.д. )
VIII. Физминутка (проводят рыбки)
Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
– Где обитают самые маленькие рыбки? (в аквариуме).
XI .Отгадайте загадку.
Стеклянный домик на окне С прозрачною водой, С камнями и песком на дне И с рыбкой золотой.
– У кого дома есть аквариум?
– Как вы ухаживаете за рыбками?
– Можно ли их назвать домашними питомцами?
(Ответ: аквариум)
Показ аквариумных рыбок
(модель аквариума прикреплена к доске из двух квадратов потолочного покрытия)
- Аквариум можно сравнить с маленьким искусственным водоемом, домашним озером, на дне которого насыпан грунт и мелкие камешки, растут водоросли, которые выделяют кислород. Им дышат рыбы.
- У нас есть модель аквариума, мы в него заселим аквариумных рыбок, которых мы сделаем сами.
X. Подготовка рабочего места к уроку.
- шаблоны
- ножницы
- цветная бумага, картон
- ватные диски
- клей
XI. Инструктаж по ТБ.
Ознакомление со строением рыбы.
Составление поэтапного плана работы.
XII. Практическая работа учащихся. (под звуки моря).
- Сделаем бумажных морских и речных обитателей – рыбок из цветной бумаги, ватных дисков.
А) вырезание туловища рыбы по шаблону из картона.
Работа в группах
Б) вырезание губ по шаблону, это будет рот рыбки.
В) вырезание хвоста и плавников по шаблонам.
Г) приклеивание плавников и хвоста к туловищу рыбы.
Д) приклеивание чешуи.
XIII. Итог урока.
Выставка работ- заполнение аквариума.
- Как нужно ухаживать за аквариумными рыбками?(Аквариум нужно периодически чистить, регулярно менять воду. Рыб надо кормить постоянно. Надо следить за температурой воды в аквариуме).
- являются ли аквариумные рыбки игрушками для детей?
(Нельзя заводить рыбок и других домашних животных из-за минутного желания.)
- почему? (Ухаживать за животными - это большая ответственность.)
- Мы живем в прекрасном мире, который окутан природою, лесами, полянами, реками, морями, озерами, горами, богатым разнообразным животным и растительным миром. Человек также является ее частью. Природу мы должны благодарить, беречь и самое главное защищать.
- Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Спасибо вам. Я надеюсь, что вы будете верными друзьями природы.