Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по литературному чтению Тема: Русская народная сказка «Рукавичка»»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Горно-Алтайска»
Интегрированный урок по литературному чтению
Тема: Русская народная сказка «Рукавичка»
(Конспект)
Авторы: Манеева Наталья Андреевна
учитель начальных классов
г. Горно-Алтайск
2016 г
Конспект интегрированного урока
Предмет: литературное чтение Класс: 1 класс УМК: «Школа России»
Тема урока: Русская народная сказка «Рукавичка»
Цель урока: ознакомить с русской народной сказкой «Рукавичка», совершенствовать навык чтения целыми словами, учить анализировать и воспроизводить текст по опорным словам и картинному плану; выявить уровень сформированности коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
воспитание навыков сотрудничества на уроке, активности, инициативности.
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты:
Предметные:
- обучающиеся научаться наблюдать за «жизнью слов» в художественном произведении;
- получат возможность научится понимать особенности сказочного текста, сравнивать и характеризовать слова-антонимы.
2. Познавательные:
- осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме.
3. Регулятивные:
- вырабатывают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
4. Коммуникативные:
- проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Личностные УУД:
- развивают умение сравнивать поступки героев литературного произведения со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Формы и методы обучения: работа в парах, групповая, индивидуальная;объяснительно-иллюстративный, практический.
Оборудование: выставка книг со сказками (народными и авторскими); кроссворд; иллюстрации к сказке «Рукавичка»; карточки с именами героев; пословицы и поговорки; зеркала, таблица с буквами для чтения, раздаточный материал - изображения рукавичек в виде силуэта, цветные карандаши; ИКТ (интерактивная доска, проектор, колонки, компьютер).
Ход урока
Организационный момент.
Учитель - Доброе утро, ребята! У нас сегодня необычный урок литературного чтения и психологического занятия.
А начать свой урок я хочу с детской песенки о солнышке. (звучит песня «Солнышко»). А вы подумайте, почему я выбрала именно эту песенку для вас?
- Как вы думаете, каким я хотела бы, чтобы получился наш урок? (Солнечным, теплым, светлым, радостным, веселым, интересным…)
Давайте улыбнемся друг другу, как солнышко улыбается нам.
2. Актуализация знаний. Постановка целей урока Учитель - А вы любите сказки?
Сказки читать интересно. Там происходят чудеса и приключения.
Сказка передавалась из уст в уста. От родителей к детям. Что-то изменялось, что-то оставалось.
- Какие бывают сказки? (народные и авторские)
- Какие народные сказки вы знаете!
-Вот и сегодня мы отправляемся в сказку. Угадай, как она называется?
Расположи цифры в порядке возрастания и получится слово.
А
В
К
У
Ч
А
И
Р
К
9
5
3
2
7
4
6
1
8
Сегодня на уроке мы познакомимся с русской народной сказкой «Рукавичка».
- Прежде чем приступить к чтению сказки мы должны подготовиться.
Подготовительные упражнения
Артикуляционная гимнастика
Педагог-психолог: «Какое сейчас время года? Верно и речевая разминка сегодня у нас про зиму. Сели красиво. Начинаем».
Артикуляционная гимнастика «Зима» (слайды 2-7)
- Мы подготовили наш артикуляционный аппарат к работе, повторим «правило речи»:
Говорим всегда красиво
Четко и неторопливо.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб всем было понятно.
- Молодцы, давайте четко и красиво проговорим чистоговорки о зиме (слайд 8)
Ма-ма-ма – за окном зима.
Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.
Оз-оз-оз – щиплет щёки нам мороз.
Ме-ме-ме – много сказок о зиме.
Сообщение темы урока
Учитель: Откройте учебник. Кто-нибудь из вас знаком с этой сказкой? Попробуйте определить, кто автор?
- Посмотрите, как записан текст сказки. Что вы заметили? (Есть запись диалога).
- Что такое диалог? Что бы это значило? (Герои много разговаривают).
5. Подготовка к чтению.
- В сказке встретятся слова, которые я вам предлагаю прочитать.
По-пры-гуш-ка – попрыгушка
По-скре-буш-ка - поскребушка
По-бе-гай-чик – побегайчик
- Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами.
1). Первичное знакомство со сказкой.
Читает учитель.
2). Проверка понимания прочитанного.
-Понравилась вам сказка? О ком она? - Докажите, что это сказка? - Назовите героев. - С чего начинается сюжет? - Кто первым поселился в рукавичке? - Кто был последним? - Пустили ли звери медведя в рукавичку? - Кто испугал зверей?
Физминутка Учитель называет разных животных. Ребята приседают, если такие есть в сказке «Рукавичка») Корова, сорока, мышка, медведь, белка, лисичка, обезьяна, зайка, слон, синица ,лягушка, волк, воробей, кабан.
6. Закрепление нового материала.
- Давайте все вместе составим мультфильм. - Куда пришёл дедушка? - Кто бежал за ним? - Что сделал дед? (обронил рукавичку) - Как можно сказать по-другому? (рукавичка упала, дед потерял рукавичку) (1 картинка вывешивается на доске) - Кто увидел рукавичку? (мышка) - Что сделала мышка? (влезла в рукавичку)
(2 картинка вывешивается на доске)
- Кто прибежал потом? (лягушка) - Что попросила лягушка?(пусти и меня) - Сколько стало зверей в рукавичке?
(3 картинка вывешивается на доске) - Что было дальше? (прибежал зайчик) - Что сказал зайчик? (пустите меня) - Сколько теперь зверей? - Подбери следующую картинку.
(4 картинка вывешивается на доске)
- Кто прибежал за зайчиком?(лисичка) - Что попросила лисичка? - Сколько стало зверей?
(5 картинка вывешивается на доске)
- Кто ещё прибежал? (волк)
(6 картинка вывешивается на доске)
- Что было дальше? (прибежал кабан) - Пустили звери кабана? - Сколько теперь зверей?
(7 картинка вывешивается на доске)
- Кто пришёл последний? (медведь) - Сколько всего зверей в рукавичке?
(8 картинка вывешивается на доске)
- Что было потом? Что увидел дед? (нет рукавички, обронил рукавичку, потерял рукавичку). - Что сделал дед? (дед вернулся искать рукавичку).
(9 картинка вывешивается на доске)
- Что сделала собачка?(побежала вперёд, залаяла) - Что сделали звери? (звери испугались и убежали)
(10 картинка вывешивается на доске)
- Чем закончилась сказка? Прочитай.
- Что мы делали? Мы составляли диафильм.
- Найдите среди списка пословиц ту, которая больше подходит к сказке.
Задание: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.
Педагог-психолог: Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, -для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».
8. Итог урока
-С какой сказкой познакомились? -Чему учит сказка «Рукавичка»?
9. Оценка деятельности
- Наш урок мы задумали с вами провести солнечным, веселым.
Я дарю вам СОЛНЦЕ! Вы мне каждый подарите свой лучик! И я узнаю, насколько вам комфортно, весело, интересно и познавательно было работать!
- Тот, кто считает, что лучик солнца его обогрел, приласкал и радость подарил с замечательным поэтом -сказочником прикрепит на солнышко красный лучик;
- Тот, кто в чем-то сомневался, испытывал затруднения , чувствовал себя некомфортно, прикрепит оранжевый лучик
-Тот, кому неинтересно было, скучно, прикрепит желтый лучик.