Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру "Они сражались за Родину" проводится в 4 классе образовательной организации. Урок состоит из двух этапов. На I этапе речь идёт об основных событиях и цифрах войны. Материал сопровождается стихами и музыкой. В конце I этапа учитель знакомит обучающихся с историей своей семьи, пострадавшей от страшных рук войны. На II этапе обучающиеся рассказывают о братьях наших меньших, которые бок о бок с солдатами приближали победу над врагом. Рассказы сопровождаются фотоматериалами. Уроку предшествует большая работа по сбору материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "Они сражались за Родину" »
«ОНИ ЗАЩИЩАЛИ РОДИНУ»
( 70-летию победы в Великой Отечественной войне посвящается)
Интегрированный урок - проект по литературному чтению и окружающему миру
для обучающихся 4 класса
Цели урока:
расширение исторические знания детей о событиях ХХ века;
воспитание чувство патриотизма, уважения к прошлому своего народа, к ветеранам Великой Отечественной войны, любви к Отечеству;
привитие патриотизма, героизма, любви к своей Родине;
обогащение словарного запаса;
развитие умения самостоятельной работы при подборе материала для мероприятия.
Оборудование:
аудиозаписи;
мультимедийная установка с экраном;
справочный материал
презентация
Ход урока
Учитель Пускай назад история листает Страницы легендарные свои И память, через годы пролетая, Ведет опять в походы и бои.
- Сегодняшний урок мы посвящаем Славной победе советского народа в Великой Отечественной войне. Он будет состоять из двух этапов. I этап – начало, основные события и цифры Вов, на II этапе мы поговорим о защитниках Родины, которые приближали победу вместе с солдатам- братьях наших меньших.
Ученик 1 Июнь… Клонился к вечеру закат, И белой ночи разливалось море, И раздавался звонкий смех ребят, Не знающих, не ведающих горя. Ученик 2 Июнь…Тогда ещё не знали мы, Со школьных вечеров шагая, Что завтра будет первый день войны, А кончится она лишь в 45-м, в мае. Ученик 3 Такою все дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то пять минут осталось!
Учитель: Есть события, над которыми время не властно и, чем дальше уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. В далеком 1941 году на улицах городов собралось много людей оттого, что изо всех уголков доносилось…
Звучит запись голоса Левитана (Объявление о начале войны).
22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была прервана. Фашистская Германия, нарушив пакт о ненападении, вторглась на территорию Советского Союза. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в схватку, в смертельную схватку с коварным, жестоким и беспощадным врагом. Тогда и началась Великая Отечественная война за честь и независимость нашей Родины.
Ученик 4:
Было обычное жаркое лето. Прабабушка мне рассказала об этом. Все отдыхали: кто с мамой на даче, Кто на реке загорал и рыбачил. В лагере детском ребята играли, Горя и бед до поры не видали.
Ученик 5:
Вдруг грохот раздался, И всё потемнело, Словно огромная птица влетела. Рвутся снаряды, Огонь полыхает, Огненный враг на страну наступает. Гибнут простые, мирные люди Кто уцелел, никогда не забудет: От боли стонала родная земля. Страшное слово узнала – «Война!»
(Звучит фонограмма песни «Священная война» А. Александрова)
Учитель - Эта песня тревожным набатом прогремела над страной в первые дни войны, когда все русские верили, что это испытание, обрушившееся так внезапно и сокрушительно, вот-вот закончится. Но война растянулась на годы. Четыре страшных года… День за днём.… Из дней складывались месяцы, из месяцев – годы
-Всю зиму 1941 г. шла битва за Москву. И Москва выстояла. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой явился началом коренного перелома в ходе войны. Перед всем миром была развенчана легенда о непобедимости гитлеровских армий". Ученик 1 -Около девятисот дней сражался, работал и жил в кольце блокады Ленинград". Ученик 2 -В феврале 1943 г. победоносно закончилось сражение под Сталинградом. Фашистам был нанесен сокрушительный удар, от которого они не смогли оправиться до самого конца войны". Ученик 3 -Полной победой закончилась историческая битва на Курской дуге". Ученик 4 -1943 г. стал решающим годом наших побед. В течение 1944 г. от фашистских войск освобождены столицы советских социалистических республик Вильнюс, Кишинев, Киев, Минск, Рига, Таллинн". Ученик 5 -Вместе с Советской армией героическую борьбу вели подпольщики и партизаны в тылу врага. В партизанских отрядах сражались тысячи спортсменов".
Ученик 6 -Великий подвиг в годы Великой Отечественной войны совершили труженики тыла. Призыв "Всё для фронта, всё для Победы" стал определяющим в их жизни".
Учитель: Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов и более 70 тысяч сёл и деревень, разрушили 84 тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек.
Ученик 1
– Четыре года войны.
Ученик 2 – 1418 дней.
Ученик 3 – 34 тысячи часов.
Ученик 4 – И более 27 млн погибших советских людей.
Ученик 5 – 27 млн. – это значит, что каждый восьмой житель нашей страны погиб во время войны.
Ученик 6 – 27 млн. – это значит 14 тыс. убитых ежедневно.
Ученик 7
– 27 млн. – это значит, что каждую минуту погибало 10 человек. А сколько было раненых, искалеченных войной судеб?! Сколько осталось вдов и сирот после войны?!
Учитель:
- А сейчас я раздам вам тесты для проверки ваших знаний по данному материалу.
ТЕСТ
1. Когда началась Великая Отечественная война? Обведи нужную букву.
а) 22 июня 1941 г.;
б) 9 мая 1945 г.;
в) в 1939 г.
2. Кто напал на нашу страну? Обведи нужную букву.
а) немецкие фашисты;
б) испанские завоеватели;
в) арабские наёмники.
3. Какой город выдержал 900 – дневную блокаду фашистов, но не сдался врагу? Обведи нужную букву.
а) Москва;
б) Ленинград;
в) Тула.
4. Какие города получили высокое звание «Город – герой»? Продолжи перечень.
5. Какая битва стала началом освобождения нашей страны от фашистов? Обведи нужную букву.
а) Ростовская;
б) Курская;
в) Сталинградская.
6. Когда территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков? Обведи нужную букву.
а) осенью 1943 г.;
б) осенью 1944 г.;
в) осенью 1945 г.
7. Когда началась Вторая мировая война? Обведи нужную букву.
а) 9 мая 1945 г.;
б) в 1939 г.;
в) 22 июня 1941 г.
8. Почему в первые месяцы войны наша армия терпела неудачи? Обведи нужную букву.
а) наша армия по численности отставала от гитлеровской;
б) нападение гитлеровской армии было внезапным;
в) наши военачальники специально заманивали врага в глубь страны.
9. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? Обведи нужную букву.
а) 300 дней;
б) 600 дней;
в) 900 дней.
10. Какое сражение оказалось переломным в ходе Великой Отечественной войны? Обведи нужную букву.
а) битва под Москвой;
б) битва под Тулой;
в) битва под Сталинградом.
11. Какой день стал Днём Победы в войне с фашистской Германией? Обведи нужную букву.
а) 1 мая;
б) 9 мая;
в) 7 ноября.
Коллективная проверка теста.
Из истории семьи учителя Белокрыловой Марины Николаевны.
Учитель:
- Ребята, я хочу рассказать вам историю моей семьи, которую тоже коснулись страшные руки войны. (Показ семейной фотографии).
-На этой фотографии изображены моя бабушка Морозова Татьяна Михайловна и её брат Морозов Пётр Михайлович. Они родились в деревне Бели Тумановского района Смоленской области. В апреле 1941 года 18-летний Пётр был призван на воинскую службу в ряды Красной армии. Службу Пётр Михайлович проходил в танковых войсках на Украине в городе Броды Львовской области. В июне 1941 года началась Великая отечественная война. В первые дни войны страшной бомбардировке фашистов подверглись именно города Украины. В жестоком бою танк Петра был подбит немецким бомбардировщиком и загорелся. Пётр погиб. Ему было всего 18 лет….. Его сестра Татьяна Михайловна в 1943 году была угнана вместе с молодёжью в Германию на принудительные работы. Там она тяжело заболела и умерла. В деревне Бели с бабушкой и дедушкой осталась её маленькая дочь Тоня (моя мама). Татьяне Михайловне было всего 22 года…… Пётр и Татьяна навсегда остались молодыми. Из-за этой страшной войны я
никогда не видела свою бабушку, а Пётр не успел жениться и не оставил после себя потомства. Эта фотография единственное, что осталось в память о Татьяне и Петре. Поэтому она бережно хранится в нашей семье и передаётся из поколения в поколение.
В память о них я хочу прочитать наизусть стихотворение А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста».
Был трудный бой. Всё нынче как спросонку... И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, Но как зовут, - забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый. Из тех, что главарями у детей. Из тех, что в городишках прифронтовых Встречают нас, как дорогих гостей.
Машины обступают на стоянках, Таскать им воду вёдрами не труд. Выносят мыло с полотенцем к танку И сливы недозрелые суют...
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен. Мы прорывались к площади вперёд, А он гвоздит, - не выглянуть из башен, - И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишком Он примостился - столько всяких дыр! И вдруг к машине подбежал парнишка: «Товарищ командир! Товарищ командир!
Я знаю, где их пушка... Я разведал... Я подползал, они вон там, в саду»... «Да где же? Где?» - «А дайте, я поеду На танке с вами, прямо приведу!»
Что ж, бой не ждёт. «Влезай сюда, дружище...» И вот мы катим к месту вчетвером, Стоит парнишка, мимо пули свищут, - И только рубашонка пузырём.
Подъехали. «Вот здесь!» И с разворота Заходим в тыл и полный газ даём, И эту пушку заодно с расчётом Мы вмяли в рыхлый жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть. От дома к дому шёл большой пожар. И помню, я сказал: «Спасибо, хлопец...» И руку, как товарищу, пожал.
Был трудный бой. Всё нынче как спросонку. И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, Но как зовут, - забыл его спросить.
II ЭТАП (этому этапу предшествует большая работа обучающихся по сбору данной информации. Рассказы учеников сопровождаются презентацией.)
Учитель:
Во время Великой отечественной войны бок о бок с солдатами отважно сражались братья наши меньшие: звери и птицы. Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней и помогли приблизить долгожданный день Победы. О многих интересных случаях, когда природа помогала людям, вы сегодня услышите. Самыми верными помощниками солдат в годы Великой отечественной войны были, конечно,
СОБАКИ.
Ученик 1: У нас уважают собаку недаром,
Собака на фронте была санитаром,
Связистом, сапёром. Порою собаки
На танки бросались во время атаки.
Да, на войне получалось и так,
Что «тигры», «пантеры» боялись собак.
Война – самый страшный период в истории каждой страны. Но именно в это нелегкое время проявляются такие качества как отвага, дружба, преданность, взаимопомощь, которые были присущи не только людям, но и их четвероногим незаменимым помощникам – собакам – героям. С началом Великой отечественной войны в стране была объявлена не только всеобщая мобилизация, но и дано предписание населению сдать в распоряжение армии собак, годных для прохождения курсов служебного собаководства. Во время войны было создано:
168 специальных воинских частей использовавших собак;
69 отдельных взводов нартовых собак;
29 отдельных рот миноискателей;
13 отдельных специальных отрядов
7 учебных батальонов курсантского состава Центральной школы служебного собаководства.
В годы войны собаки были связистами и санитарами, диверсантами и разведчиками. Их армейская «служба» широко не афишировались, хотя подвиги четвероногих бойцов впечатляют и по прошествии многих лет после Второй мировой войны. Всего в годы войны на различных фронтах служило свыше 60 тысяч четвероногих бойцов.
Собаки выполняли самые разные роли: забирали с линии огня раненых и доставляли на поле боя боеприпасы. Собаки-связисты доставляли важные донесения.
По официальной статистике во время Великой отечественной войны
Собаки вытащили с поля боя около 700 тысяч раненых;
Нашли 4 миллиона мин и фугасов;
Участвовали в разминировании 300 крупных городов;
В боевой обстановке доставили 200 тысяч документов;
19 августа 1943 года на железнодорожной линии Полоцк Дриса овчарка Дина пустила под откос вражеский эшелон. Ею на расстоянии управлял солдат дрессировщик Филатов. Дина сбросила на рельсы взрывчатку и по следу догнала своего вожатого. С её помощью было уничтожено 10 вагонов с живой силой противника. С нашей стороны потерь не было.
Восточноевропейская овчарка Аста, нёсшая донесение, от которого зависела судьба полка, была смертельно ранена. Но, истекая кровью, она сумела всё - таки доползти до своих и доставить донесение. Из донесения командующего 30 - й армией генерал - лейтенанта Лелюшенко от 14 марта 1942 г. : «В период разгрома немцев под Москвой пущенные в атаку танки противника были обращены в бегство собаками истребительного батальона. Противник боится противотанковых собак и специально за ними охотится». Использовались собаки и в отрядах Смерша для поиска диверсионных групп противника, особенно для поиска вражеских снайперов - “кукушек”.
Ученик 3:
Знаменитый Джульбарс
Самой известной собакой- сапером является пес Джульбарс, который сумел обнаружить более 7468 мин и более 150 снарядов. Джульбарс служил в составе 14-й штурмовой инженерно-саперной бригады. Он был обычной дворнягой, но благодаря прирожденному чутью и специальным тренировкам способный пес вскоре стал настоящим асом минно-розыскной служб.Отменное чутьё неутомимого пса отмечали и саперы, разминировавшие могилу Тараса Шевченко в Каневе и Владимирский собор в Киеве. Пес участвовал в разминировании дворцов над Дунаем, замков Праги, и соборов Вены. 21 марта 1945 года за успешное выполнение боевого задания Джульбарс был награжден медалью «За боевые заслуги». Это единственный случай за время войны, когда собака удостоилась боевой награды.
В конце войны Джульбарс был ранен и не смог самостоятельно участвовать в Параде Победы в Москве 24 июня 1945 года. Генерал-майор Григорий Медведев доложил об этом командовавшему парадом маршалу Рокосовскому, который поставил в известность Иосифа Сталина. Сталин приказал нести этого пса по Красной площади на своем кителе. Поношенный китель без погон был немедленно доставлен в Центральную школу. Там соорудили нечто вроде лотка, который когда-то бывал у разносчиков, подвернув рукава, прикрепили к нему китель спинкой наружу, воротником вперед. Джульбарс мгновенно сообразил, что от него требуется, и в ходе тренировок лежал на кителе не двигаясь. И в день Великого Парада вслед за «коробкой» солдат у ноги каждого из них шла собака- миноискатель, «рубил строевым» командир 37-го отдельного батальона разминирования майор Александр Мазовер, неся Джульбарса с забинтованными лапами и гордо вскинутой мордой на кителе генералиссимуса.
Сергей Ерошенко В память о собаках войны
Сколько сказано слов. Может чья-нибудь муза устала Говорить о войне И тревожить солдатские сны… Только кажется мне, До обиды написано мало О собаках- бойцах, Защищавших нас в годы войны!
Стёрлись в памяти клички. Не вспомнить теперь и мордашку. Мы, пришедшие позже, Не знаем совсем ничего. Лишь седой ветеран Ещё помнит собачью упряжку В медсанбат дотащившую С поля боя когда- то его!
Связки мин и гранат Относили собаки под танки. Защищая страну И солдат от нависшей беды. После боя бойцы Хоронили собачьи останки. Только нет там теперь Ни холма, ни креста, ни звезды!
Батальон окружён, Ни еды, ни снарядов, ни связи. Свистопляска вокруг И осколков и пуль круговерть. С донесением псы Пробирались и близили праздник. Всем, даруя свободу, А себе, зачастую, лишь смерть.
И собачья честь Не замарана подлым предательством! Жалким трусом из псов Не отметил себя ни один! Воевали они Без присяги, но всё ж с обязательством Вместе с Армией Красной Уничтожить фашистский Берлин.
И когда в майский день На могилы приходим святые. И святое храня Мы минуту молчанья стоим. То пускай эта дань И огонь, и цветы полевые Будут памятью светлой Будут скромной наградой и им!
Единственный в мире памятник 150 собакам и 550 воинам, погибшим героической смертью, в неравном бою с фашистами.
Памятник фронтовой собаке на Поклонной горе.
Учитель.А сейчас, ребята, мы поговорим с вами о благородном животном – ЛОШАДИ.
Ученик 1. …И стучат по планете копыта
Там где войн полыхает гроза.
Сколько бедных их было убито,
Человечьи их плачут глаза…
Лошади старались, как умели.
Вынесли героев из атак –
Чтоб герои в песнях прогремели,
Только не споют о лошадях…….
Настоящая труженица, верный друг, преданное, ласковое животное. Лошадь всегда помогала человеку, спасала его от беды, ведь у лошади удивительная память на места, предметы. Она великолепно ориентируется и в дождь, и в пургу, и днём, и ночью. А до чего же тонкий у лошади слух! Она улавливает даже малейшие шорохи, отлично знает шаги своего хозяина. Очень сильно у лошади развито осязание, наиболее чуткие губы и копыта. Лошадь раньше человека слышит (чувствует) движение льда. В войне лошадей применяли как транспортную силу, особенно в артиллерии. Обозы с продовольствием и полевые кухни доставляли на позиции именно лошади. Лошадь могла пройти там, где не проедет техника и, причём сделать это незаметно. Во время Великой Отечественной войны с помощью лошадей узнавали, отравили фашисты воду в колодце или нет. Такую воду лошадь никогда не пьёт. Это очень удивительное животное, о котором можно очень много рассказывать.
Ученик 2:Несмотря на то, что Вторую мировую войну называли войной моторов, конница играла в ней немаловажную роль. Конница всегда идёт по кратчайшему пути, через овраги и болота, форсируя реки и просачиваясь сквозь лесные чащобы. Быстрые и неутомимые, целые партизанские соединения иногда проходили незамеченными в нескольких метрах от фашистов.
Вот что писал в своей докладной записке немецкий генерал Гальдер: «Мы постоянно сталкиваемся с конными соединениями. Они так маневренны, что применить против них мощь немецкой техники не представляется возможным. Сознание, что ни один командир не может быть спокоен за свои тылы, угнетающе действует на моральный дух войск». И действительно, хотя конь бежит со средней скоростью не более 20 км в час и может преодолеть не более 100 км за сутки, но он может пройти там, где не пройдёт никакая техника – и сделает это незаметно. В войну лошадей применяли и как транспортную силу, особенно в артиллерии. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции батареи. Перед глазами встают кадры фронтовой кинохроники: красноармейцы из всех сил выталкивают застрявшую телегу со снарядами, запряжённую лошадьми. Лошадь оставалась основной тяговой силой армии. На начало войны в армии их было без малого 2 миллиона – но их всё равно катастрофически не хватало. Лошадей использовали для переброски боеприпасов, провианта и раненых. Много лошадей пало на полях сражений. Лошадь не могла спрятаться в траншеи или укрыться в блиндаже от пуль и осколков снарядов.
Учитель: В скором времени на Поклонной горе по инициативе одного из депутатов будет установлен памятник лошадям–участникам Великой Отечественной войны. Бесспорно, они это заслужили по праву. Трудно представить нашу победу без этих красивых и благородных животных.
Упряжка в шесть лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции батареи.
Детский рисунок
Мемориал «Животные на войне»
Памятник лошади, воевавшей в тылу в годы Великой отечественной войны
Ученик3:
КОШКИ. Несмотря на то, что кошки не обладают выносливостью и силой лошадей, обучаемостью собак, они также помогли людям пережить тяжелые годы войны. Благодаря своей чувствительности кошки безошибочно определяли приближение надвигающейся бомбардировки, активно выражали свое беспокойство и, таким образом, предупреждали своих хозяев о приближающейся опасности.
Большую роль кошки сыграли в блокадном Ленинграде. Они защищали продовольствие в складах и произведения искусства Эрмитажа от крыс. Известно, что кошки приносили свою добычу хозяевам, а сами умирали от голода.
Блокадный Ленинград
Ученик 4: Я бы хотел рассказать вам историю о том, как кошки спасли лётчика. В годы Великой Отечественной войны летчик - истребитель был сбит в воздушном бою. Самолет загорелся, пилот был ранен. Летчику удалось прыгнуть с парашютом, но приземлился он на территории, захваченной фашистами. Кое - как из последних сил он добрался до старой ветряной мельницы, вполз в ее помещение по ветхим ступеням и, совсем обессиленный потерял сознание. А когда очнулся, увидел в темноте какие - то зелёные передвигающиеся точки. Сперва лётчик подумал, что это от слабости ему что - то мерещится, а приглядевшись, понял, что это кошки. Двое суток провел раненый на мельнице среди кошек, периодически теряя сознание. И вдруг услышал голоса, обрадовался: подумал, что это жители села. Однако когда голоса приблизились, понял: идут немцы. Холодный пот прошиб его мгновенно. Затаившись, в щель между досками летчик наблюдал за немцами. Бравый фельдфебель ступил на скрипучие ступеньки, кулаком ударил по двери…и вдруг дикий кошачий вопль просверлил его уши, заставил притаиться. Но это было еще не все. Вожак кошек – черный кот – в мгновенье ока свалился на голову немцу и стал раздирать когтями лицо… Немцы ушли. А на утро пришли советские партизаны. Они сделали носилки, уложили на них раненого. А когда собрались уходить, то по просьбе летчика оставили кошкам маленький кусочки сала. Ведь они, как и партизаны, были его спасителями.
Кошки помогали пережить войну и фронтовикам. Солдаты заводили в своих окопах и землянках кошек, и те спасали их от грызунов, а значит и от инфекций которые мыши и крысы переносили.
Учитель: Следующая страничка нашего классного часа будет посвящена птицам.
ГОЛУБИ.
Ученица 1 : Как не странно, символ мира может оказаться эффективным средством войны. Голубиная почта существовала ещё со времён глубокой древности, но с приходом радио казалось, что её век окончен. Но первые бои Великой Отечественной войне показали, что проводная связь действовала только на расстоянии 3 км, радио – 5 км. Зачастую техника выходила из строя. В этом плане показательным является сражение при форсировании реки Великая в 1944 г. Наши войска захватили плацдарм и оторвались от основных частей белее, чем на 25 км. Связи на таком расстоянии не было и быть не могло. И тогда были применены голуби. Они ежечасно приносили сведения с немецких позиций и корректировали огонь. За годы войны почтовыми голубями было доставлено более 15 тысяч «голубеграмм». Голуби представляли собой такую угрозу для врага, что нацисты специально отдавали приказы снайперам отстреливать голубей.
Применялись голуби и для уничтожения объектов противника.
Но не только голуби спасали людей на войне. Сейчас ребята вам расскажут, как в годы войны птицы спасли раненых и голодных жителей Мурманска.
Ученица 2: Когда фашисты окончательно убедились, что город им не взять, они решили его сжечь. Тысячи кассет с зажигательными бомбами полетели на деревянные дома, тысячи фугасов обрушились на тех, кто пытался тушить пожары. Положение Мурманска, и без того тяжелое, стало угрожающим. Город испытывал огромные трудности, особенно с продовольствием. На службу фронту было поставлено все. Рыбаки уходили в море и под обстрелом фашистских самолётов ловили рыбу. А орнитолог Белопольский организовал «яичную операцию» Шестого Особого дивизиона. В бухте безымянной на Новой Земле, где высились стометровые скалы, миллионы кайр на территории своих так называемых птичьих базаров откладывали яйца. Их - то с сердечным извинениями перед птицами собирали промысловики под руководством Белопольского. Дело это нелёгкое. Да и немцы обнаружили промысловиков и начали обстреливать, но мурманские госпитали получили свыше миллиона яиц кайр, доставленных на траулерах «Камбала», «Искатель» и «Осетр».
Учитель: Ребята, как вы думаете, какие ещё животные помогали людям во время Великой отечественной войны?
ЛОСИ.
Ученик 1: С первых дней войны началось формирование партизанского движения. Применение лошадей, для того чтобы незаметно перевезти боевую технику или людей на большие расстояния, зачастую приводило к расшифровке расположение партизанского лагеря: отпечатки подков лошади были хорошо заметны в лесу. Тогда и появилась идея использовать для этой цели лосей. Следы лося не вызывали подозрений. Лось может питаться тонкими ветками деревьев, а лосиное молоко обладает целебными свойствами. Определённый опыт в этом направлении уже был. В шведской армии были лосиные войска, а первая попытки одомашнивания лосей в СССР были предприняты ещё в 1930 году. Для подготовки лосей была создана специальная группа. Лосей объезжали и приучали к выстрелам. Около двадцати лосей были направлены в разведотделы армии. Известны случаи успешных рейдов наших разведчиков на лосях в тыл противника.
Учитель: Вот прошло уже 70 лет с того дня, как закончилась Великая Отечественная война. Многое изменилось с тех пор, но мы с вами должны навсегда оставить в своей памяти подвиг, который совершил народ, ради женщин и детей, ради внуков и правнуков, то есть ради нас с вами, ради мира на земле. Мы должны помнить тех, кто погиб, дав нам возможность видеть чистое небо над головой. Но нужно вспоминать и добрых друзей человека, помогавших ему на трудном пути к победе. Ребята, давайте ценить мир!
Ученик.Мир это лучшее слово на свете,
Взрослые к миру стремятся и дети,
Птицы, деревья, цветы на планете.
Мир – это главное слово на свете.
Любить этот мир, любить его свет…
За то, что в нём есть, за то, чего нет.
Любить просто так, за то, что живёшь.
За то, что берёшь и что отдаёшь.
Любить за свободу, за красоту.
Его совершенство, его простоту.
Любить в ожидании нового дня,
Который в ответ тоже любит тебя!
Учитель:: Вот уже 70 лет прошло со Дня Победы. Но мы не забыли о тех 1418 днях и ночах, которые продолжалась Великая Отечественная война. Почти 26 миллионов жизней советских людей унесла она. Потоками крови и слез была омыта за эти нескончаемо долгие четыре года наша многострадальная земля. И если бы собрать воедино горькие материнские слезы, пролитые по погибшим сыновьям, то образовалось бы море Скорби, и потекли бы от него во все уголки планеты реки Страдания.
На фоне мелодии «День Победы»:
Ученик 1.
Победой кончилась война, Те годы позади. Горят медали, ордена У многих на груди. Кто носит орден боевой За подвиги в бою. А кто – за подвиг трудовой В своем родном краю.
Ученик 2
Еще тогда нас не было на свете, Когда с Победой вы домой пришли, Солдаты мая, слава вам навеки От всей земли, от всей земли.
Все: Благодарим, солдаты, вас. – За жизнь, – За детство, – За весну, – За тишину, – За мирный дом – За мир, в котором мы живем. Все: Благодарим!
Учитель: 9 мая стал для нас не только всенародным праздником, но и Днем Печали о всех тех, кому не суждено было вернуться.
Память погибших за честь и независимость нашей Родины почтим минутой молчания!
Минута молчания.
Ученица: Нам никогда не забыть о самой страшной трагедии всего человечества. Нам, современному поколению, дорого будущее планеты. Наша задача – беречь мир, бороться, чтобы не убивали людей, не гремели выстрелы, не лилась человеческая кровь. Небо должно быть голубым, солнце ярким, теплым, добрым и ласковым, жизнь людей безопасной и счастливой.
Песня «Хотят ли русские войны? » (исполняют обучающиеся)
Ученик :
Солнце светит, пахнет хлебом, Лес шумит, река, трава… Хорошо под мирным небом Слушать добрые слова.
Ученик :
Пусть будет мир на всей земле, Пусть будет мир всегда. Чтоб нам расти для славных дел, Для счастья и труда!
Учитель: На этом наш интегрированный урок окончен. Я искренне надеюсь, что он навсегда оставил след в вашей памяти.