Интегрированный урок окружающего мира и математики- 4 класс октябрь 2013г.
Интегрированный урок окружающего мира и математики- 4 класс октябрь 2013г.
Урок построен с учётом психологических «пристрастий» младших школьников:
· склонность к игре, к импровизации (выбран ход урока в виде космического путешествия, учащиеся сами оказываются в роли космонавтов)
· личностноориентированное содержание учебного материала (никто из учащихся не останется в стороне: кто-то работает у доски, кто-то готовит вопросы, разгадывают кроссворд, готовят сообщение о планетах, работают по карточкам, соревнуются, работая на мультимедийной доске, работают с толковым словарём и т.д.);
· особенности познания окружающего мира – сенсорное восприятие. Применение слайдового оформления учебного материала с краткими выводами усиливает привлекательность объектов солнечной системы, эмоционально окрашивает восприятие. Этот методический приём важен и с другой стороны – учит обобщать услышанное, прочитанное, выделяя главное.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование:музыкальный центр, компьютер, м/проектор, карточки с кроссвордом, карточки с изображением планет, портрет Ю.А.Гагарина, плакат с напутствием первого в мире космонавта.
Проверка рабочего места. Учащиеся, которые готовы к уроку, показывают сигналы. ( «Солнышко» или «Тучку»)
Проверка домашнего задания. ( слайд 1)
- Проверим домашнее задание по командам. Решите кроссворд и прочитайте ключевое слово. (кроссворд у каждой команды). Команда, которая быстрее и без ошибок выполнит задание, получит призы.
5
3
7
10
1
8
4
6
9
2
1. Учёный-математик, живший 25 веков назад,
утверждал, что Земля имеет фору шара.
2. Ближайшая к Земле звезда.
3. 3. Учёный – философ Древней Греции, который утверждал, что Земля- центр мира, а Солнце вращается вокруг неё.
4. Геометрическое тело.
5. Оптический прибор для наблюдения небесных тел. Светил.
6. Пространство, защищённое от попадания солнечных лучей.
7. Учёный, изучающий небесные тела.
8. Временное затемнение небесного тела.
9. Оптическое стекло с выпуклыми или вогнутыми поверхностями.
10. Планета.
Проверяем:(слайд 2)
5. Т
Е
3. А
Л
7 А
10 З
1. П
Р
Е
С
8 З
Е
И
И
4.Ш
С
6 Т
Т
А
М
Ф
2.
С
А
К
Е
Р
Т
9 Л
Л
А
С
Т
Р
О
Н
О
М
И
Я
Г
О
О
П
Ь
Н
Е
Н
О
Л
Т
О
Н
З
Р
Н
Е
М
И
А
Ц
Л
Е
Е
Ь
- Какое ключевое слово получилось? АСТРОНОМИЯ. Правильно!
Победившая команда получает призы-планеты.
- Что же изучает наука астрономия? (Один ученик отвечает у доски, остальные готовят вопросы).
III. Сообщение темы и целей урока.
Ребята, что получили участники выигравшей команды?(изображение планет). А можете ли вы назвать тему нашего урока? (ответы) Молодцы! (слайд 3)
А урок сегодня необычный: урок окружающего мира и математики. Мы сегодня побываем в роли космонавтов и совершим увлекательное путешествие по солнечной системе. Знакомство с целями урока. (слайд 4)
Ребята, а кто из вас знает, как звали первого в мире космонавта и когда был совершён первый полёт в космос? Ответы учеников. (слайд 5)
IV. Минутка чистописания.
-Итак, перед началом полёта пройдём спецконтроль. Откройте свои «бортовые журналы», запишите дату нашего полёта и пропишите задание для каждого члена экипажа.
V. Актуализация знаний. (слайд 6)
-Итак, экипаж 4-д класса к полёту готов? Да! - А готов ли наш корабль? Для этого необходимо проверить работу бортовых систем.
Математический диктант:
1) Первый искусственный спутник Земли весил 83 кг 600г, второй- 508 кг 300г. Вычислите их общий вес. 591 кг 900 г
2) За сколько времени был совершён полёт вокруг Земли 12 апреля 1961 года, если он начался в 9ч 7мин, а закончился в 10ч55мин? 108 мин=1ч 48 мин
3) Наибольшая и наименьшая высоты полёта – космонавта Ю.А.Гагарина составляют 302 км и 174 км. Чему равнялась средняя высота полёта? 238 км
VI. Работа по теме урока.
- Определим наш маршрут. (слайд 7)
Маршрут путешествия:
Отгадайте названия планет:
1. Планета-гигант. (самая большая планета). (Юпитер)
2. Планета в почве, которой находится много окислившегося железа. ( Марс)
3. Планета, поверхность которой на 70 % покрыта водой. (Земля)
-В путь! (слайд 8)
Внимание! Пристегнуть ремни! Раз! Два! Скорость света! Три! Четыре! Мы летим!
На далёкие планеты. Поскорей попасть хотим!
1).- Итак, мы на планете Юпитер.(слайды 9-10)
- Внимание экипажу! Метеоритный дождь! Справимся? Для преодоления препятствия нужно решить задачу.
Задача.
Каждые сутки в земную атмосферу попадает 4400кг метеоров, а метеоритовна 1100 кг больше. Сколько тонн метеоритов выпадает на Землю за неделю?
-Ребята, а кто из вас знает, что такое метеоры и метеориты?( ответы)
-Давайте обратимся за помощью к нашему помощнику- толковому словарю и узнаем точное значение этих слов.(Со словарём работает Кубанов Татархан.) Теперь мы знаем, что такое метеоры и метеориты, решаем задачу. (Один ученик комментирует решение задачи у доски).
4400+1100=5500(кг)- метеоритов за сутки.
5500x7=38500(кг)- метеоритов за неделю.
Ответ: 38т 500кг метеоритов выпадает на Землю за неделю.
Гигант Юпитер- самая большая планета Солнечной системы. Он так велик, что внутри его могли бы уместиться остальные 8 планет. У Юпитера небольшое твёрдое ядро, окружённое бурлящей массой жидкого водорода. Планета названа в честь главного римского бога Юпитера. Планета Юпитер относится к газовой группе планет.
VII. Физминутка. (слайды 11-12)
Не зевай по сторонам! Ты сегодня-космонавт! Начинаем тренировку, Чтобы сильным стать и ловким!
Внимание экипажу! Требуется дозаправка!
Решив примеры, узнаешь, расположение планет по отношению к Солнцу:
Венера 16:8= 14:7= 20:10=
Юпитер 45:9= 40:8= 30:6=
Уран 49:7= 56:8= 21:3=
Сатурн 54:9= 24:4= 36:6=
Нептун 72:9= 64:8= 56:7=
Земля 27:9= 18:6= 15:5=
Плутон 81:9= 72:8= 54:6=
Меркурий 14:14= 16:16= 20:20=
Марс 32:8= 36:9= 16:4=
Учащиеся по командам под музыку записывают ответы на мультимедийной доске. Побеждает та команда, которая первая правильно решит все примеры, восстановит расположение планет по отношению к солнцу. Все её участники награждаются карточками с изображением планет.
VIII. Работа по теме урока. (продолжение)
2).- Молодцы! Движемся дальше!
Мы на планете Марс. Когда мы выполним задания, то узнаем много нового о планете Марс. (слайды 13-14).
Молодцы, справились и с этим заданием! А теперь познакомимся с планетой Марс.
Марс похож на Землю больше других планет. Его поверхность представляет собой красно- коричневую пустыню, так как содержит большое количество окислившегося железа. Названа планета в честь римского бога войны - за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Марс относится к земной группе планет - каменных.
3).Самостоятельная работа.
–И вот наш экипаж на планете Земля. (слайды15-16)
Самостоятельная работа в тпо с.24 задание 36. Ответь на вопросы, пользуясь таблицей.(слайд 17)
№
п/п
Название
планеты
Диаметр
планеты в км
Расстояние
от солнца в млн. км
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Меркурий
Венера
Земля
Марс
Юпитер
Сатурн
Уран
Нептун
Плутон
4 880
12 100
12 742
6 800
140 000
116 000
50 800
48 600
2 280
58
108
150
227
420
777
1 426
2869
4 496
1. Ближайшая по размеру планета к размеру планеты Земля.( Венера)
2. Планета, которая имеет самый маленький диаметр.(Плутон)
3. Планета, имеющая самый большой размер.(Юпитер)
4.Ближайшая планета к Земле по отношению расстояния от солнца.(Венера)
Взаимопроверка.(слайд 16).
-Молодцы! Сегодня у нас на уроке Мадина выступит в роли исследователя, она самостоятельно подготовила сообщение.
Сообщение Бегалиевой Мадины на тему: « Планета Земля».(слайд 17)
Планета Земля.
Земля имеет форму шара и состоит из каменных пород .Свыше 70 процентов поверхности Земли находится под водой. Атмосфера состоит в основном из азота и кислорода. Воздушная оболочка, окружающая Землю, предохраняет её от жёсткого космического излучения и «бомбардировки» метеоритами. Обилие воды в жидком состоянии делает Землю пригодной для существования самых разнообразных форм жизни. Земля- единственное известное на данный момент тело Солнечной системы и Вселенной, населённой живыми существами. У Земли один большой естественный спутник- луна, диаметр этого спутника в 4 раза меньше диаметра Земли.
- Вот сколько нового мы узнали о нашей планете.
IX. Итог урока.(слайд 18)
Завершаем наш полёт:
Что нового вы сегодня узнали во время путешествия?
Где вам могут пригодиться в жизни полученные знания сегодня на уроке?
С каким настроением вы вернулись на планету Земля? (показывают сигналы).
Кто оказался самым подготовленным космонавтом нашего экипажа? (Ученики подсчитывают количество полученных за урок карточек с изображением планет, определяют лучшего космонавта класса, который награждается медалью и получает «5»).
Учитель выставляет оценки учащимся за работу на уроке.
X. Домашнее задание.(слайд 19)
-окружающий мир- с.62-67, пересказ, р.т.- № 35,
мини-сочинение: «Полёт на другую планету»( по командам);
-математика- с.52 № 153, табл. умн.
XI. Рефлексия.(слайд 20, звучит космическая музыка)
Сегодня мы совершили увлекательное, познавательное космическое путешествие по солнечной системе, узнали много нового, но чтобы стать настоящими космонавтами давайте прислушаемся к советам-пожеланиям нашего первого в мире лётчика-космонавта Ю.А.Гагарина:
« Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать её.» Ю.А.Гагарин
«Хорошо учитесь. Путь к знаниям начинается с таблицы умножения и первого диктанта. Часто говорят, что космический полёт- это подвиг. А к подвигу нужно готовиться. И на утренней зарядке, и за партой, и в походе, и в лагере.» Ю.А.Гагарин
БЕРЕГИТЕ НАШУ ПЛАНЕТУ!
-Помните эти напутствия. Может быть среди вас, ребята, есть ученик, который совершит в будущем полёт в далёкие галактики и прославит свой Ямал, свою страну и свою планету Земля.
-Благодарю вас за стремление общаться на нашем необычном уроке, за ваши улыбки и доброжелательное отношение друг к другу. Закончен ещё один урок, но стремление к получению новых знаний должно быть бесконечным. Успехов вам, ребята!