Правильная речь- одно из важнейших условий гармоничного развития личности ребенка. Желание заниматься приходит к ребенку постепенно, и этому должна способствовать интересно организованная учебная деятельность.
Ведущей деятельностью ребенка дошкольника является игра. В игре он чувствует себя уверенно, естественно. Она позволяет ему полностью раскрыться. Для правильного построения связного высказывания необходимо постоянно создавать естественную для ребенка ситуацию, в которой у него будет возможность говорить, делая что-то. Говорить о чем-то абстрактном ребенку трудно, гораздо проще рассказать о том, что он видит, в чем он участвует, о том, что создает своими руками. Всем известно о тесном взаимодействии речи и мелкой моторики. Лего-конструирование развивает творческие способности, умение слушать и следовать многоступенчатой инструкции, объяснять свои действия. Конструирование способствует созданию атмосферы творчества, помогает каждому ребенку почувствовать свою успешность.
Поэтому интегрированные занятия по развитию речи и конструированию всегда проходят в занимательной форме, увлекают ребенка и способствуют достижению высоких показателей речевого развития, мышления и познавательной деятельности.
Учитель – логопед Анцупова Т.В.
Учитель начальных классов Тимошенкова Е.Б.
Учитель | Ответы детей | Примечания |
Мотивационно - целевой этап. |
Добрый день. Ребята, отгадайте загадки, и вы узнаете тему нашего занятия: Окраской - сероватая, Повадкой - вороватая, Крикунья хрипловатая - Известная персона. Кто она?... Вместе с этой черной птицей К нам весна в окно стучится. Зимнюю одежду прячь! Кто по пашне скачет? И зимой ей не сидится: Над моим окном кружится, Хлебных крошек и пшеницы Просит к завтраку... Молодцы! Черен, да не ворон, Рогат, да не бык; Шесть ног без копыт. Летит - воет, Сядет - землю роет. Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. Побежали по дорожке Чьи - то маленькие ножки! А на ножках , посмотри,- Груза больше раза в три! И почти не вижу я Под поклажей ... . | Ворона Грач Синица Жук Стрекоза Муравей | Учитель - логопед после ответа детей выставляет на доску картинки с изображением птиц и насекомых. |
Ориентировочный этап. |
Вы правильно отгадали загадки. Посмотрите на доску. Кто попробует распределить эти картинки в две группы? | 1 группа: ворона, грач, синица 2 группа: жук, стрекоза, муравей | |
Как можно назвать животных каждой группы одним словом? | 1 группа – птицы. 2 – насекомые. | |
Какая тема нашего урока? | Птицы и насекомые. | |
Поисково-исследовательский этап |
Посмотрите на картинку, назовите, кто на ней изображен. Прикрепите картинку в нужную группу. | Игра «Живая цепочка» (Ответы детей «по цепочке») | Учитель раздает детям картинки с птицами и насекомыми. |
Назовите общие признаки птиц. | Туловище покрыто перьями, Есть клюв, Две ноги, Есть два крыла | |
ИГРА - ФИЗМИНУТКА: А теперь поиграем. Выполняйте движения вместе со мной. Стая птиц летит на юг, небо синее вокруг. (Дети делают взмахи руками, поворачивая головы направо - налево) Чтоб скорее прилетать, надо крыльями махать. (Взмахи рук становятся интенсивнее) В небе ясном солнце светит, (Потягивание – руки вверх) А внизу леса, поля – расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону) Птички начали спускаться, на поляне все садятся. Предстоит им долгий путь, Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд) И опять пора в дорогу, пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями») Вот и юг. Ура! Ура! Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы) |
Птицы улетели, и у нас на доске остались картинки насекомых. Рассмотрим их внимательно. | | Учитель убирает с доски картинки птиц и добавляет картинки с насекомыми. |
У насекомых есть общие признаки? | Нет Да | |
Мнения разделились. Давайте определим признаки насекомых. У всех ли насекомых есть крылья? А у каких насекомых крылья есть? Сколько у них крыльев? Сколько лапок у насекомых? | Нет. У гусеницы крыльев нет. У мухи, бабочки, пчелы, стрекозы, кузнечика и жука. 4 крыла 6 лапок, три пары. | |
Молодцы. Назовите насекомое и произнесите первый и последний звуки в его названии. | Жук –ж, к Муха – м, а Бабочка – б, а Пчела – п, а Кузнечик – к, к Стрекоза – с, а Муравей – м, й Гусеница - г, а | Учитель-логопед указкой показывает на картинки, дети «по цепочке» отвечают |
Правильно. Давайте составим предложение со словом гусеница. Сколько слов в этом предложении? Назовите первое слово, второе, третье, четвертое, пятое. Какое маленькое слово есть в этом предложении? | Большая гусеница ползет по траве. 5 слов Большая, гусеница, ползет, по, траве по | Дети составляют предложения. Одно из них выбирается для составления схемы. |
А теперь, посмотрите на экран. Чем мы сейчас будем заниматься? | Конструировать модель гусеницы. | Дети в парах по образцу конструируют модель гусеницы |
Молодцы. Кто знает, в кого превращается гусеница? | В бабочку | |
ИГРА-ФИЗМИНУТКА Спал цветок и вдруг проснулся, (наклоны вправо, влево.) Больше спать не захотел, (наклоны вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел, (руки вверх, взмахи вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, бабочка кружится, вьется. (покружиться). Дети возвращаются за столы. |
Продолжим наше занятие. Сейчас вы превратите вашу гусеницу в бабочку. Посмотрите на экран. Кого вы видите? | Бабочку. | | Мы с вами будем конструировать модель бабочки. Что необычного в этой модели? Правильно. Глядя на экран, к модели гусеницы прикрепите одно крыло, как на образце, а второе крыло сделайте точно такое же, в зеркальном отражении. | У этой бабочки крылья только с одной стороны. | Работа в парах. | |
Рефлексивно - оценочный этап |
О ком мы сегодня говорили на занятии? | О птицах и насекомых | | Модель какого насекомого вы сконструировали? | Модель бабочки | | Какая бабочка у вас получилась? | Красивая, большая, яркая, разноцветная. | | На следующем занятии мы с вами научимся конструировать модель бабочки без опоры на образец. | | | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |