1. Организационный этап, мотивация к учебной деятельности (2 мин) | (Дети встали в круг) Здравствуйте, ребята! Вы замечательно сегодня выглядите. Возьмитесь за руки. Пусть тепло ваших рук согреет друг друга. А сейчас теплую ладошку приложите к своему сердцу, и это тепло перейдет к вам. А теперь за работу! - Осень заглянула к нам в класс и рассыпала разноцветные листья: желтые, оранжевые, зелёные. (По классу развешаны листья из цветной бумаги). - Выберите лист любого цвета. - Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Вспомним правила работы в группе. (Слайд 1) - Что самое главное при работе в группе? Дети берутся за руки и произносят хором девиз: «Работаем дружно!» | Обучающиеся эмоционально настраиваются на урок. Выбирают лист определенного цвета и занимают свои места за столом. Вспоминают правила работы в группе: 1. Выслушай задание. 2. Подумай сам. 3. Обсуди с товарищами. 4. Ответь. | Личностные: формирование мотивации к учению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Регулятивные: волевая саморегуляция. |
2.Актуализация знаний (5 мин) | 1. Сравнение. К доске вызываются 5 учеников, отличающихся ростом, полнотой, цветом волос и глаз. - Чем различаются эти дети? - Люди имеют разный цвет волос и кожи, форму глаз, носа, губ, длину рук и ног. А что их объединяет в устройстве организма? (Внутренние органы) - Какие системы органов вы знаете? Давайте вспомним некоторые из них. 2. Классификация. Работа с карточками. Ответственные за работу в группах выбирают одну их предложенных цветных карточек, на обратной стороне которых написаны названия различных систем (кровеносная, дыхательная, пищеварительная). Каждая группа из набора карточек с названием органов должна выбрать только те, которые относятся к выбранной системе. Дети выбирают карточки и прикрепляют на доску. кровеносная дыхательная пищеварительная система система система сердце носоглотка ротовая полость вены бронхи пищевод артерии легкие желудок печень 3. Проверка работы в группах. Члены других групп оценивают работу группы с помощью сигнальных карточек. Проблемный вопрос. - Ребята, не встретились ли вам карточки с названием органов, которые не вошли ни в одну из систем? - Найдите их и поместите в отдельную группу (глаза, нос, язык, уши, кожа). - Как бы вы назвали эту группу? (Органы чувств) - Определите тему урока. (Органы чувств) (Слайд 2) - Эта тема новая или уже вам знакома? (Тема знакома) - Какие задачи поставим? 1) Вспомнить названия органов чувств? 2) Повторить их назначение. 3) Составить правила бережного отношения к органам чувств. | Сравнивают детей у доски. Определяют признаки различия и сходства. Называют изученные системы органов: нервная, кровеносная, пищеварительная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная. Работают в группах. Подбирают карточки с названием органов к выбранной системе. Ответственный за работу в группе прикрепляет карточки на доску. Взаимопроверка. Взаимооценка. Отвечают на проблемный вопрос. Находят лишние карточки, прикрепляют в отдельную группу и определяют название новой группы. Отвечают на вопросы, формулируют тему и задачи урока. | Личностные: умение слушать учителя. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; сравнивать и классифицировать предметы. Коммуникативные: умение работать в группе, распределять роли и функции совместной деятельности; выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле; слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою, умение дать полный ответ на поставленный вопрос. |
3. Обобщение и систематизация знаний (15 мин.) | 1. Проблемная ситуация. На доске плакат с изображением девочки без лица. - Художник нарисовал рисунок. Закончил ли он свою работу? - Нет. - Давайте поможем художнику завершить рисунок. 2. Игра. Исследование предметов. 1. Дети закрывают глаза и опускают голову на руки. В это время учитель показывает лист цветного картона и убирает. - Что вы увидели? - Ничего. - Почему? - Были закрыты глаза. Вывод. Глаза – орган зрения. С помощью них мы видим окружающий нас мир. (Слайд 3) (На рисунок лица девочки прикрепляют глаза). 2.С закрытыми глазами определить предмет по запаху. (Апельсин). - С помощью какого органа чувств удалось определить предмет? - С помощью носа - органа обоняния. Вывод. С помощью органа обоняния мы определяем запахи. (На рисунок прикрепляется нос). (Слайд 4) 3. Определить предмет на вкус с закрытыми глазами. Ученику предлагается виноград. - Что это? Какой на вкус? Что помогло определить предмет и его признаки? Вывод. Язык – орган вкуса. Служит для определения предметов на вкус. (На рисунок лица девочки прикрепляют рот). (Слайд 5) 4. Дети закрывают глаза и опускают голову на руки. (В это время звучит фонограмма) - Определите, что вы услышали? - Пение соловья. - Как вам удалось это определить? - С помощью органа слуха – ушей. Вывод. С помощью органа слуха определяем различные звуки. (Слайд 6) (На рисунок лица девочки прикрепляют уши) 5. Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в мешочке в рукавичках. Все предметы одинакового размера и формы: мяч, клубок ниток, яблоко, апельсин. -Что ты чувствуешь? Можешь ли узнать предмет? Дети описывают предмет, но точно назвать его не могут. Учитель предлагает снять рукавички и определить предмет. Дети отгадывают предмет и достают его из коробки. - Как же вы смогли определить предмет? Что помогло вам в этом? - При помощи рук. - Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке и не смогли отгадать предмет. - При помощи кожи. Вывод. Кожа – орган осязания. С помощью кожи мы можем определить форму, величину, температуру предмета, из какого материала сделан? (Слайд 7) - Нарисовал ли её художник? - Да. | Рассматривают рисунок на доске. Отвечают на проблемный вопрос. Закрывают глаза, опускают голову на руки. Затем открывают глаза и отвечают на вопросы учителя. Делают вывод. Прикрепляют рисунок глаз на лицо девочки. С закрытыми глазами определяют предмет по запаху. Делают вывод. Прикрепляют рисунок носа. С закрытыми глазами определяют вкус винограда. Делают вывод. Прикрепляют рисунок рта. Закрывают глаза, опускают голову на руки и слушают звуки. Затем открывают глаза и отвечают на вопросы учителя. Делают вывод. Прикрепляют рисунок ушей. Определяют на ощупь предметы в мешочке. Высказывают свое мнение. Делают вывод. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: понимать назначение каждого органа чувств. Коммуникативные: формулировать высказывания, мнение; адекватно использовать речевые средства для предоставления результата. |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации (5 мин.) | - Ребята, а как вы думаете, все ли мы об органах чувств узнали в начальной школе? -Нет - Более подробно об органах чувств вы узнаете на уроках биологии. И расскажет вам об этом учитель биологии Ирина Викторовна. 1. Проблемный вопрос. Учитель биологии: - Все ли предметы мы можем рассмотреть невооруженным глазом? - Нет. - Докажите. - Слишком маленькие, например, бактерии. - А как же ученые смогли их увидеть? - С помощью приборов. Учитель биологии знакомит детей с микроскопом. (Слайд 8) Отгадайте загадку. Он круглый и красный, как глаз светофора. Среди овощей нет сочней … (помидора). - Ребята, интересно ли вам узнать, из чего состоит помидор? 2. Исследовательская работа. Детям предлагается рассмотреть под микроскопом срез помидора. - Что вы увидели? (Ответы детей). На экране появляется увиденное изображение. - С помощью какого органа вам удалось выяснить, из чего состоит помидор? - С помощью органа зрения. - На уроках биологии мы узнаем с вами много нового и интересного об организме человека. До встречи в 5 классе! | Отвечают на проблемный вопрос. Знакомятся с новым учителем биологии. Отвечают на проблемные вопросы. Знакомятся с микроскопом. Отгадывают загадку. Проводят исследование. Рассматривают под микроскопом срез помидора, высказывают своё мнение. Рассматривают изображение среза помидора на экране. Отвечают на вопросы, делают вывод. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать своё действие. Познавательные: обрабатывать информацию; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою; формулировать свои затруднения. |
5. Применение знаний и умений в новой ситуации (5 мин) | 1. Работа в парах. Составить синквейн по одному из органов чувств (по выбору). (Приложение 1) Проверка работы в парах. 2. Проблемный вопрос. - Что нужно для того, чтобы органы чувств нам служили долго? - Их надо беречь. 3. Творческая работа (проект) «Береги органы чувств!» - Каждая группа должна создать памятку для своих одноклассников и отразить в ней информацию о бережном отношении к органам чувств. Для работы у вас на столах имеется все необходимое. По завершению работы каждая группа представит классу свое творчество. | Дети в парах составляют синквейн по одному из органов чувств по выбору. Зачитывают составленные синквейны. Взаимооценка. Отвечают на проблемный вопрос. Дети по группам работают над созданием памятки о бережном отношении к органам чувств. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать своё действие. Коммуникативные: слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою; ставить вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам, формулировать свои затруднения; осуществлять взаимный контроль. |