kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок окружающего мира и биологии по теме "Органы чувств".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал можно использовать для обобщения и систематизации знаний обучающихся по теме "Органы чувств" по любому УМК.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок окружающего мира и биологии по теме "Органы чувств".»



Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красненская средняя общеобразовательная школа имени М.И. Светличной»












Интегрированный урок

окружающего мира и биологии

по теме «Органы чувств»











Учитель начальных классов

Афанасова Валентина Ивановна














Тема урока: Органы чувств

Учебник: Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1 / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана–Граф, 2014.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Вид урока: интегрированный.

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать мотивацию к учению и целенаправленной познавательной деятельности; выполнять самооценку на основе критериев успешной учебной деятельности; проявлять эмоционально–ценностное отношение к органам чувств и желание об этом рассказать.

Метапредметные:


Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; прогнозировать результат и уровень усвоения знаний; оценивать результат учебной деятельности; вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.


Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; обрабатывать информацию; преобразовывать информацию из одной формы в другую.


Коммуникативные: формировать умение работать в группах, распределять роли и функции совместной деятельности; выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле; слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою; ставить вопросы; формулировать свои затруднения; осуществлять взаимный контроль; формулировать высказывания, мнение; согласовывать позиции с партнером; адекватно использовать речевые средства для предоставления результата.


Предметные: рассказывать об органах чувств и выделять их особенности; выполнять правила по уходу за органами чувств.


Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Органы чувств», микроскопы, материал для исследования: помидор, апельсин, виноград, яблоко, мяч, клубок ниток, лист цветного картона; карточки для работы в группах, плакат с изображением девочки без лица, ватман, карточки для творческой работы, клей, листья из цветной бумаги, фонограмма звуков, тесты, сигнальные карточки.


Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Ход урока


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Формируемые УУД

1.

Организационный этап, мотивация к учебной деятельности

(2 мин)


(Дети встали в круг) Здравствуйте, ребята! Вы замечательно сегодня выглядите. Возьмитесь за руки. Пусть тепло ваших рук согреет друг друга. А сейчас теплую ладошку приложите к своему сердцу, и это тепло перейдет к вам. А теперь за работу!

- Осень заглянула к нам в класс и рассыпала разноцветные листья: желтые, оранжевые, зелёные. (По классу развешаны листья из цветной бумаги).

- Выберите лист любого цвета.

- Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Вспомним правила работы в группе. (Слайд 1)

- Что самое главное при работе в группе?

 Дети берутся за руки и произносят хором девиз: «Работаем дружно!»


Обучающиеся эмоционально настраиваются на урок.





Выбирают лист определенного цвета и занимают свои места за столом.

Вспоминают правила работы в группе:

1. Выслушай задание.
2. Подумай сам.
3. Обсуди с товарищами.
4. Ответь.

Личностные: формирование мотивации к учению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

2.Актуализация знаний (5 мин)


1. Сравнение. К доске вызываются 5 учеников, отличающихся ростом, полнотой, цветом волос и глаз.

- Чем различаются эти дети?

- Люди имеют разный цвет волос и кожи, форму глаз, носа, губ, длину рук и ног. А что их объединяет в устройстве организма? (Внутренние органы)

- Какие системы органов вы знаете? Давайте вспомним некоторые из них.

2. Классификация. Работа с карточками.

Ответственные за работу в группах выбирают одну их предложенных цветных карточек, на обратной стороне которых написаны названия различных систем (кровеносная, дыхательная, пищеварительная). Каждая группа из набора карточек с названием органов должна выбрать только те, которые относятся к выбранной системе.

Дети выбирают карточки и прикрепляют на доску.

кровеносная дыхательная пищеварительная

система система система

сердце носоглотка ротовая полость

вены бронхи пищевод

артерии легкие желудок

печень

3. Проверка работы в группах. Члены других групп оценивают работу группы с помощью сигнальных карточек.

Проблемный вопрос.

- Ребята, не встретились ли вам карточки с названием органов, которые не вошли ни в одну из систем?

- Найдите их и поместите в отдельную группу (глаза, нос, язык, уши, кожа).

- Как бы вы назвали эту группу? (Органы чувств)

- Определите тему урока. (Органы чувств) (Слайд 2)

- Эта тема новая или уже вам знакома? (Тема знакома)

- Какие задачи поставим?

1) Вспомнить названия органов чувств?

2) Повторить их назначение.

3) Составить правила бережного отношения к органам чувств.

Сравнивают детей у доски. Определяют признаки различия и сходства.


Называют изученные системы органов: нервная, кровеносная, пищеварительная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная.




Работают в группах. Подбирают карточки с названием органов к выбранной системе.






Ответственный за работу в группе прикрепляет карточки на доску.




Взаимопроверка.

Взаимооценка.



Отвечают на проблемный вопрос.

Находят лишние карточки, прикрепляют в отдельную группу и определяют название новой группы.




Отвечают на вопросы, формулируют тему и задачи урока.

Личностные: умение слушать учителя.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; сравнивать и классифицировать предметы.

Коммуникативные: умение работать в группе, распределять роли и функции совместной деятельности; выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле; слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою, умение дать полный ответ на поставленный вопрос.



3. Обобщение и систематизация знаний (15 мин.)


1. Проблемная ситуация.

На доске плакат с изображением девочки без лица.

- Художник нарисовал рисунок. Закончил ли он свою работу?

- Нет.

- Давайте поможем художнику завершить рисунок.

2. Игра. Исследование предметов.

1. Дети закрывают глаза и опускают голову на руки. В это время учитель показывает лист цветного картона и убирает.

- Что вы увидели?

- Ничего.

- Почему?

- Были закрыты глаза.

Вывод. Глаза – орган зрения. С помощью них мы видим окружающий нас мир. (Слайд 3)

(На рисунок лица девочки прикрепляют глаза).

2.С закрытыми глазами определить предмет по запаху. (Апельсин).

- С помощью какого органа чувств удалось определить предмет?

- С помощью носа - органа обоняния.

Вывод. С помощью органа обоняния мы определяем запахи. (На рисунок прикрепляется нос). (Слайд 4)

3. Определить предмет на вкус с закрытыми глазами. Ученику предлагается виноград.

- Что это? Какой на вкус? Что помогло определить предмет и его признаки?

Вывод. Язык – орган вкуса. Служит для определения предметов на вкус. (На рисунок лица девочки прикрепляют рот). (Слайд 5)

4. Дети закрывают глаза и опускают голову на руки. (В это время звучит фонограмма)

- Определите, что вы услышали?

- Пение соловья.

- Как вам удалось это определить?

- С помощью органа слуха – ушей.

Вывод. С помощью органа слуха определяем различные звуки. (Слайд 6)

(На рисунок лица девочки прикрепляют уши)

5. Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в мешочке в рукавичках. Все предметы одинакового размера и формы: мяч, клубок ниток, яблоко, апельсин.

-Что ты чувствуешь? Можешь ли узнать предмет?

Дети описывают предмет, но точно назвать его не могут.

Учитель предлагает снять рукавички и определить предмет.

Дети отгадывают предмет и достают его из коробки.

- Как же вы смогли определить предмет? Что помогло вам в этом?

- При помощи рук.

- Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке и не смогли отгадать предмет.

- При помощи кожи.

Вывод. Кожа – орган осязания. С помощью кожи мы можем определить форму, величину, температуру предмета, из какого материала сделан? (Слайд 7)

- Нарисовал ли её художник?

- Да.

Рассматривают рисунок на доске. Отвечают на проблемный вопрос.





Закрывают глаза, опускают голову на руки. Затем открывают глаза и отвечают на вопросы учителя.





Делают вывод.

Прикрепляют рисунок глаз на лицо девочки.


С закрытыми глазами определяют предмет по запаху.



Делают вывод.

Прикрепляют рисунок носа.


С закрытыми глазами определяют вкус винограда.


Делают вывод.

Прикрепляют рисунок рта.


Закрывают глаза, опускают голову на руки и слушают звуки. Затем открывают глаза и отвечают на вопросы учителя.



Делают вывод.

Прикрепляют рисунок ушей.



Определяют на ощупь предметы в мешочке.


Высказывают свое мнение.













Делают вывод.




Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: понимать назначение каждого органа чувств.

Коммуникативные: формулировать высказывания, мнение; адекватно использовать речевые средства для предоставления результата.


Физкультминутка

(2мин)

Встаньте, поставьте ноги на ширину плеч и раскачивайтесь всем телом из стороны в сторону. Глаза при этом должны быть сфокусированы на любом удаленном предмете. Повторите 20 раз.

Выполняют упражнение для снятия усталости.

Регулятивные: самоорганизация отдыха на уроке.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

(5 мин.)


- Ребята, а как вы думаете, все ли мы об органах чувств узнали в начальной школе?

-Нет

- Более подробно об органах чувств вы узнаете на уроках биологии. И расскажет вам об этом учитель биологии Ирина Викторовна.

1. Проблемный вопрос. Учитель биологии:

- Все ли предметы мы можем рассмотреть невооруженным глазом?

- Нет.

- Докажите.

- Слишком маленькие, например, бактерии.

- А как же ученые смогли их увидеть?

- С помощью приборов.

Учитель биологии знакомит детей с микроскопом.

(Слайд 8) Отгадайте загадку.

Он круглый и красный, как глаз светофора.

Среди овощей нет сочней … (помидора).

- Ребята, интересно ли вам узнать, из чего состоит помидор?

2. Исследовательская работа.

Детям предлагается рассмотреть под микроскопом срез помидора.

- Что вы увидели? (Ответы детей).

На экране появляется увиденное изображение.

- С помощью какого органа вам удалось выяснить, из чего состоит помидор?

- С помощью органа зрения.

- На уроках биологии мы узнаем с вами много нового и интересного об организме человека. До встречи в 5 классе!

Отвечают на проблемный вопрос.




Знакомятся с новым учителем биологии.

Отвечают на проблемные вопросы.







Знакомятся с микроскопом.



Отгадывают загадку.




Проводят исследование. Рассматривают под микроскопом срез помидора, высказывают своё мнение.


Рассматривают изображение среза помидора на экране.


Отвечают на вопросы, делают вывод.



Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать своё действие.



Познавательные: обрабатывать информацию; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные: слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою; формулировать свои затруднения.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации (5 мин)


1. Работа в парах. Составить синквейн по одному из органов чувств (по выбору). (Приложение 1)

Проверка работы в парах.

2. Проблемный вопрос.

- Что нужно для того, чтобы органы чувств нам служили долго?

- Их надо беречь.

3. Творческая работа (проект) «Береги органы чувств!»

- Каждая группа должна создать памятку для своих одноклассников и отразить в ней информацию о бережном отношении к органам чувств.

Для работы у вас на столах имеется все необходимое. По завершению работы каждая группа представит классу свое творчество.

Дети в парах составляют синквейн по одному из органов чувств по выбору.

Зачитывают составленные синквейны.

Взаимооценка.

Отвечают на проблемный вопрос.



Дети по группам работают над созданием памятки о бережном отношении к органам чувств.





Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать своё действие.

Коммуникативные: слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою; ставить вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам, формулировать свои затруднения; осуществлять взаимный контроль.




На настенном панно прикреплены карточки с правилами. (Приложение 2)

Каждая группа выбирает карточки с нужными правилами и приклеивает на лист ватмана.

Ватманы размещаются на доске.

Защита творческих работ (проектов).

Ответственный за работу в группе представляет свой проект.

Остальные оценивают работу группы.

Ответственные за работу в группе защищают свои проекты.

Взаимопроверка.

Взаимооценка.


6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (5 мин.)

1. Индивидуальная самостоятельная работа. Тест. (Приложение 3)

2. Самопроверка по слайду. (Слайд 9)

Самооценка с помощью сигнальных карточек.

(Зеленый цвет – работа выполнена без ошибок, красный – были допущены ошибки)

- В каких заданиях были допущены ошибки?

- Что показалось трудным?

- Где вам пригодятся полученные знания?

Работают самостоятельно. Выполняют тест.

Самопроверка.

Самооценка.


Выявляют пробелы в знаниях. Исправляют допущенные ошибки.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников, планировать своё действие.

Коммуникативные: слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою; ставить вопросы, формулировать свои затруднения; осуществлять взаимный контроль.

7. Рефлексия (подведение итогов занятия) (5 мин)

- А когда мы придём кушать в столовую, какие органы чувств нам помогут узнать, что мы будем есть?

- Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?

- Назовите их.

- Ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока?

- Выполнили ли поставленные задачи?

Оценка деятельности каждой группы.

Самооценка.

На доске изображение дерева без листьев.

Если тему усвоили хорошо – желтый лист.

Есть вопросы – оранжевый.

Много вопросов – зеленый.

Орган зрения – увидеть блюдо, орган обоняния – почувствовать запах, орган вкуса – узнать вкус.

Отвечают на вопросы учителя.






Ответственный за работу в группе оценивает работу каждого члена группы и всей группы в целом.

Самооценка.

Выбрав лист нужного цвета, прикрепляют к дереву.

Личностные: содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета.

Регулятивные: прогнозировать результат и уровень усвоения знаний; оценивать результат учебной деятельности.

Коммуникативные: умение полно и грамотно выражать свои мысли.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интегрированный урок окружающего мира и биологии по теме "Органы чувств".

Автор: Афанасова Валентина Ивановна

Дата: 17.12.2019

Номер свидетельства: 532464

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Интегрированный урок окружающего мира и биологии по теме "Органы чувств" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_okruzhaiushchego_mira_i_biologii_po_teme_organy_chuvstv_4_k"
    ["file_id"] => string(6) "482975"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1540995888"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Интегрированный урок (Биология + Самопознание) 8 класс."
    ["seo_title"] => string(51) "integrirovannyi_urok_biologiia_samopoznanie_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "483255"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541161161"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Зрительный анализатор"  урок  по биологии. Задания по PISA "
    ["seo_title"] => string(57) "zritiel-nyi-analizator-urok-po-biologhii-zadaniia-po-pisa"
    ["file_id"] => string(6) "182468"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425537477"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Развитие творческих способностей учащихся на уроках природоведения "
    ["seo_title"] => string(81) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-prirodoviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "218403"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433775833"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства