kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Имя, отчество, фамилия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: изучить историю происхождения русских имен, отчеств и фамилий, развивая навыки первичного проектирования при использовании работы со справочной литературой, путем формирования у детей интереса к истории страны, положительному отношению к людям и окружающему миру.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Имя, отчество, фамилия»»


Урок окружающего мира в 3 классе.


Тема урока: «Имя, отчество, фамилия»


Цель: изучить историю происхождения русских имен, отчеств и фамилий, развивая навыки первичного проектирования при использовании работы со справочной литературой, путем формирования у детей интереса к истории страны, положительному отношению к людям и окружающему миру.


Задачи:

1.Создать условия для изучения происхождения имён, отчеств, фамилий, для определения количества и группы распространения имён в классе, в школе.
2.Содействовать формированию у учащихся чувства уважения
к людям и к себе: «моё имя – это моё “Я”, его имя – это его “Я”»;
развитию коммуникативных навыков учащихся, умению работать
в группах, с различными литературными источниками.


Оборудование: современный толковый словарь русского языка,
подборка литературы об именах. компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Окружающий мир» 3 класс, рабочая тетрадь, сообщения учащихся.




Ход урока

1Организационный момент.
I. Организационный момент
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю вам успехов, а если будет трудно - я вам помогу.
- А урок по окружающему миру у нас будет очень интересный, тема его касается каждого из нас.

2. Подведение к теме урока. Мне пришло видеописьмо, давайте его посмотрим. - Сегодня перед нами стоит задача дать Емели фамилию и отчество. Ребята, кто догадался, какая тема урока будет у нас сегодня? Тема урока: «Имя, отчество, фамилия».

3. Работа по теме урока.

1. Работа со словарями.

Сегодня мы с вами будем работать по группам и делиться информацией друг с другом.

1 группа – учёные они будут работать со словарями и искать определение изучаемых слов.

2 группа – журналисты они будут знакомить нас с интересными новостями.

3 группа – мыслители это моя помощь на сегодняшнем уроке, я жду от вас интересных идей и предложений.

- Сейчас группа учённых даётся время, чтобы найти определения слова ИМЯ.(поиск и чтение в толковом словаре).

На доску вывешивается табличка – имя.

2.Историческая справка учителя.

В древности на Руси у человека было 2 имени. Одно - ложное, для всех, другое тайное, только для самого человека и его очень близких людей.

- Учёные прочитайте нам происхождение слова имя.

Имя – личное название человека, даваемое при рождении.

3. Работа с учебником.

- Имена раньше давались «не просто так»:

Какими признаками пользовались родители, чтобы дать имя ребёнку? Ответьте на этот вопрос пользуясь текстом учебника на стр. 29.

По внешности

По характеру

По «Порядковому номеру» ребёнка в семье

По времени и месту появления ребёнка на свет

По профессии родителей


- А сейчас журналисты познакомят нас с самыми популярными именами.

Справка

Самые популярные в России имена сейчас. Мужские: Александр, Андрей, Владимир, Владислав, Даниил, Дмитрий, Максим, Никита, Николай, Иван, Кирилл, Олег, Юрий.
Женские: Анастасия, Анна, Валентина, Дарья, Екатерина, Елена, Мария, Наталья, Светлана, Татьяна, Юлия.

Самое популярное в мире мужское имя - Мухаммед, женское - Анна.

Заполните таблицу по образцу, выделите уменьшительно-ласкательные суффиксы. В пустую графу впишите свое имя и его варианты.

Александр

Саша

Сашенька, Сашечка.

Иван



Ирина



Мария



Владислав



Кирилл



Анна



Валерия



Виктория



Евгений



Какими именами можно назвать и мальчика, и девочку?

Практическая работа

  1. Распределите древние русские имена в соответствии с их «характеристиками»:

Малёк, Белой, Кудряш, Милава, Добрыня, Умник, Молчан, Вторак, Большак, Пушкарь, , Несмеяна, Третьяк, Сёмушка, Муковоз.

Внешность

Место в семье

Черта характера

Род занятий





















- Случается иногда так, что людей зовут одинаково, есть ли вашей классе такое?

- Поднимите руки, как твоё имя, у кого ещё такое имя?

- Как называют людей с одинаковыми именами?(тёзка)

- А как же различать детей с одинаковыми именами? (по фамилии) А ещё? (по отчеству).

На доску вывешивается табличка – отчество. Учёные зачитайте значение отчества по толковому словарю.

Начиная с XVI века, отчество считалось особой привилегией, такое право незнатным людям даровалось лично царём и за особые заслуги.

- А сейчас журналисты прочитают нам справку из истории происхождения отчества.

Справка

Традиционное русское именование триединое: имя, отчество, фамилия.

Величание по имени – отчеству показывает вежливое, уважительное отношение к человеку. Все самые известные сказочные герои величаются по имени – отчеству.

Отчество показывало социальную принадлежность человека. Например, крепостные крестьяне не писались с отчеством. Это была привилегия богатых и знатных людей.

Отчество – это не что иное, как указание на близкое родство, принадлежность к семье, глава которой звался каким-либо именем. Например, сын Петра, Петров сын – Петрович, дочь Ивана, Иванова дочь – Ивановна.

Отчество – имя отца, сопровождающее имя ребенка – является особенностью именования только у русских.

- Ребята, а какое отчество вы можете предложить Емели, так как мы не знаем как звали его отца вы можете предложить любое часто встречающееся на Руси.

Физминутка.

Во дворе стоит сосна

К небу тянется она

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал,

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт

Будем вместе приседать-

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим.


Лингвистическая разминка “ Доскажи словечко”.

- Я сейчас проверю, как хорошо вы знаете известных русских писателей.

Фамилия

Имя

Отчество

Пушкин

Александр

 Сергеевич

Лермонтов

 Михаил

 Юрьевич

Крылов

Иван

 Андреевич

 Гоголь

Николай

Васильевич

Тургенев

 Иван

Сергеевич

Некрасов

Николай

 Алексеевич


Лев

Николаевич 


- Чем отличается последняя строка от всех других? (У всех не хватает отчества, а в последней фамилии)

- Подумайте может ли человек жить без фамилии?

- Но бывает так, что у людей имена разные, а фамилии одинаковые. Как называют таких людей? (родственниками).

- А если они не родственники, то как таких людей называют? (однофамильцами).

На доску вывешивается табличка – отчество. Учёные зачитывают значение отчества по толковому словарю.

Фамилия - наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени.

История фамилий.
Поначалу фамилии возникали у феодалов, потому что у них были в собственности земли, которые надо было передать по наследству, это и привело к появлению наследственных имен, то есть фамилий.
Когда в России пало крепостное право, надо было дать фамилии бывшим крепостным крестьянам. Одним крестьянам давали фамилию помещика - так появлялись целые деревни Поливановых, Гагариных, Воронцовых, Львовкиных.

- А сейчас журналисты прочитают нам из истории происхождения отчества.



Справка

В древнем Новгороде жила семья рыбаков. Отец носил фамилию Линев (от рыбы линь). У Линева было четыре сына. Он оказался человеком не без юмора и назвал всех сыновей «по-рыбьи»: Сом Линев, Ерш Линев, Окунь Линев, Судак Линев.



Самой распространенной фамилией в странах СНГ считается фамилия Иванов. Кузнецовы занимают лишь третье место — после Ивановых, Смирновых.

В Москве живет около 100 тысяч Ивановых. Среди москвичей есть люди с однобуквенными фамилиями: Е, Ю, О или с фамилиями, состоящими из одного слога: До, То, Ян, Ен, Ан. Несколько москвичей носят фамилию Москва.




Практическая работа.

Давайте пофантазируем, как произошли следующие фамилии.

Гончаров гончар

Шапошников

Москвитин

Топорков

Курицын

Лещенко

Калинин

Медведев

Маслов

Михайлов

Юлин

Кто хочет узнать точное происхождение своей фамилии может зайти в архив фамилий и узнать значение.

- Ребята давайте придумаем фамилию Емели.

- Прочитайте как же теперь будут величать Емелю русского народного героя.

- Скажите мне пожалуйста выполнили мы просьбу Емели, справились с его заданием, как вы думаете?

Да, теперь он может считать себя взрослым человеком, потому что у него есть фамилия, имя, отчество.

Я предлагаю вам поиграть в игру.
IV. Итог урока.

Упражнение «Звали, зовут, будут звать…»

Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произ­носят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич».

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувст­вовать их настроение, стараться никого не обижать.

Откройте рабочую тетрадь на стр. 10 упражнение 20. Прочитайте задание. Современные это те имена, которые мы можем встретить сейчас, а устаревшие это те которые сейчас не встречаются.

Молодцы вы сегодня хорошо потрудились особенно ... им я ставлю 5 за урок, а остальные я надеюсь ответят по домашнему заданию и получат оценки.

Будьте честными, добрыми, открытыми людьми, и ваши имена прославят вас. Домашнее задание каждый из вас выберет для себя сам. У каждого из вас на столе есть листы с домашним заданием.

Дифференцированное домашнее задание.

Выбери наиболее интересное для тебя задание и выполни его дома.

1. Запиши 7-10 пословиц, поговорок, в которых бы использовались имена людей. Дайте толкование 1-2 пословиц.

2. Выполни задание в рабочей тетради Стр.9 № 19.

3.Прочитай учебник стр.31-33, перескажи текст.

4.Узнай значение своего имени( в переводе на русский язык).

5.Узнай происхождение своей фамилии.

Цель сегодняшнего урока мы достигли.

С гордостью носите своё имя, учитесь управлять собой, зовите друг друга только по имени и успех вам обеспечен.

Урок окончен. До свидания!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Имя, отчество, фамилия»

Автор: Кочеткова Любовь Владимировна

Дата: 21.06.2018

Номер свидетельства: 473962

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока окружающего мира "История происхождения имен, отчеств, фамилий" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-istoriia-proiskhozhdieniia-imien-otchiestv-familii"
    ["file_id"] => string(6) "113750"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410971697"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) ""Право ребенка на имя, отчество и фамилию" "
    ["seo_title"] => string(45) "pravo-riebienka-na-imia-otchiestvo-i-familiiu"
    ["file_id"] => string(6) "158886"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421827749"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Имена  существительные собственные и нарицательные."
    ["seo_title"] => string(55) "imienasushchiestvitielnyiesobstviennyieinaritsatielnyie"
    ["file_id"] => string(6) "282672"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453722860"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Имя существительное. "
    ["seo_title"] => string(26) "imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "117159"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412704374"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "«Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях, в кличках животных, в названиях городов, деревень, улиц, рек». (Закрепление) "
    ["seo_title"] => string(135) "zaghlavnaia-bukva-v-imienakh-otchiestvakh-familiiakh-v-klichkakh-zhivotnykh-v-nazvaniiakh-ghorodov-dierievien-ulits-riek-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "218135"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433669872"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства