Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (формируемые на данном этапе урока) |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; | Здравствуйте, ребята, меня зовут Ирина Петровна и урок литературного чтения проведу у вас я. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего настроения. А теперь посмотрите на меня, я тоже желаю вам хорошо поработать и открыть для себя что-то новое. Садитесь. | Здороваются с учителем. Эмоционально настраиваются на работу. | Личностные: развитие эстетических чувств, доброжелательности, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
2.Этап актуализации пробного действия; | Пришла весна .Какая замечательная погода на улице. Весна принесла нам столько света, солнца, тепла. А какие слова характеризуют это время года? Хорошо, ребята, вы все конечно же правы. А есть такое одно слово, которое самое близкое, самое родное и самое доброе и несет в себе много нежности. Что же это за слово? Да, ребята, это мама. С самого первого дня, с того самого момента, как малыш появился на свет, о нем заботится мама. Мама всегда рядом, всегда придет на помощь. | Называют слова, которые характеризуют весну. Мама | Предметные: определять характер взаимоотношений человека и природы. Коммуникативные: допускать возможность существования различных точек зрения в т.ч. несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Формулировать собственное е мнение и позицию. Регулятивные: вносить необходимые коррективы В действие на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок |
3.Этап выявления места и причины затруднения; | Замечательная русская поэтесса Елена Благинина любила писать о маме. уроженка орловской деревни, внучка священника хотела стать учительницей, но судьба распорядилась по-другому. Восьмилетней девочкой Благинина написала стихи про «детство милое» и «старенький родительский дом», через два года сочинила сказку о снежинке. А будучи студенткой Курского педагогического института, Елена пишет свои первые лирические стихи, которые появились в курском альманахе поэзии. Охваченная желанием писать, Елена Александровна поступает в высший Литературно-художественный институт в Москве. «Ребята любили и её, и её стихи — прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести» Елена Александровна прожила долгую жизнь и работала постоянно. Годы жизни(1903-1989) | Слушают биографию поэтессы. | Познавательные: допускать существование различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Формулировать собственное мнение и позицию. |
5.Этап построения проекта выхода из затруднения; | «Посидим в тишине» одно из стихотворений о маме Елены Благининой. Откройте учебник на странице 119. | Открывают учебник. | Познавательные: допускать существование различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Формулировать собственное мнение и позицию. |
6.Этап реализации построенного проекта; | Ребята, сядьте поудобнее, приготовьтесь слушать внимательно. Читает стихотворение «Посидим в тишине». Вам понравилось? Какие строки вам больше всего понравились? Найдите их. «Посидим в тишине» начинается и заканчивается, а что между ними? О чем говорит девочка? Она сказала, об этом? В чем проявляется любовь девочки? Что бы вы сделали на месте девочки? Если человек говорит о любви, то с какой интонацией он будет говорить об этом? Ребята, есть люди, которые могут говорить люблю, но на самом деле поступать по-другому. Если любишь, то покажи делом. Словарная работа: В стихотворении нам встретились такие слова: крадётся, метнулся, скользнул, шепнул. Какими синонимами можно заменить эти слова?
А теперь научимся читать стихотворение, чтобы вы маме прочитали и порадовали ее. Для этого будем соблюдать интонацию и учитывать чувства девочки. Ребята, мамы бывают разные и разные бывают дети. Интересно как мальчики рассказывают о своих чувствах к матери? У Эммы Мошковской удивительное стихотворение. Эмма Мошковская(1926-1981) как и Елена Благинина посвятила много своих произведений маме, детям. Она в своих стихах учила уважать, понимать и сочувствовать. Российская детская писательница и поэтесса. Родилась в Москве. В 1954 году окончила музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных по классу вокала (меццо-сопрано). Работала в Архангельской филармонии, затем - в оперно-хоровой студии при Московской консерватории. В 1961 г. опубликовала свои первые стихи в журналах «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый». Песни на стихи Мошковской до сих пор можно услышать в исполнении «звезд» отечественной поп- и рок-музыки (например, Федора Чистякова и Сергея Мазаева). Рядом со стихотворением на странице 120 нарисован мальчик. С каким настроением об будет рассказывать о матери?
Послушаем, что же на душе было у мальчика. Читает стихотворение. | Слушают учителя да ищут, которые больше всего понравились. Разговор девочки Она любит маму Нет , но мы это почувствовали. в заботе о маме тихо, спокойно, уважительно пробираться, тайно ходить броситься, кинуться, устремиться, пуститься промелькнуть сказать тихо читают стихотворение. Мальчик изображен грустным, значит будет рассказывать печально. Слушают учителя. | Предметные: определять характер взаимоотношений детей и родителей Коммуникативные: допускать возможность существования различных точек зрения в т.ч. несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Формулировать собственное е мнение и позицию. Регулятивные: вносить необходимые коррективы В действие на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
| Вот так о своей боли рассказал мальчик. Как вы думаете, почему автор не дала название? А как бы вы назвали это стихотворение? А как мальчик обидел маму? Это важно чем он обидел? Главное, что он чувствует и чувствует себя плохо. Сам мальчик понимает, что он неправ? Найдите слова, в которых мальчик искренне сожалеет. Как он хочет загладить вину? А его мечта реальна? Но это вызывает большое уважение, потому что мальчик хочет сам всего добиться. Вы согласны с тем, что именно так мальчик должен исправлять ошибку? Как автор относится к мальчику.
Прочитаем стихотворение с интонацией мальчика. | Высказывают мнение об этом не говорится да хочет уйти из дома нет Читают стихотворение Она его не осуждает и не говорит, что он неправ. Читают стихотворение. | Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию Предметные: определять характер взаимоотношений детей и родителей Коммуникативные: допускать возможность существования различных точек зрения в т.ч. несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Формулировать собственное е мнение и позицию. Регулятивные: вносить необходимые коррективы В действие на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
7.Этап включения в систему знаний и повторения; | два стихотворения, два героя. Что сближает стихи? В чем отличия? Любовь к матери отражена в пословицах на странице 121. Прочитайте их. Как вы их поняли? На Руси мать всегда была уважаема. Ребенок всегда обращался ласково «мамочка», «мамуличка», а в пословице матушка, поэтому звучит мягко и выражена любовь. Знакомясь со стихами мы поняли, что есть удивительная тема, которая всегда интересна и любима, это тема о родной матери. Родину тоже иногда называют матерью. Я хочу пожелать, чтобы у вас со своим любимым человеком были теплые, искренние оношения. | Сближает любовь к матери Высказывают свое мнение | |
8.Этап рефлексии учебной деятельности | Игра «Волшебный цветок..» А сейчас, закройте глазки, представьте свою маму и подумайте, какое слово вы бы сказали ей, чтобы она улыбнулась…Передаём цветок друг другу и называем слова… | Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, чудесная, симпатичная. | Личностные: Адекватное принятие и понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
проведенного 19.03.2015 г. во 2 «Б» классе
Учитель: Васильченко Л.Н.
Методист: Котенко А.А.