Просмотр содержимого документа
«Я – не легенда! Я – просто Человек!»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей № 5 имени Ю. А. Гагарина
Центрального района г. Волгограда
Я – не легенда! Я – просто Человек!
(урок в рамках празднования Победы в ВОВ
и посвящён 104-летию А. П. Маресьева)
Автор: учитель начальных классов
Болдырева Ирина Александровна
Волгоград, 2020
Тема урока: Я – не легенда! Я – просто Человек!
(урок проводился в 1 классе в рамках празднования Победы в ВОВ и посвящён 104-летию А. П. Маресьева)
Цель: познакомить детей с фактами из биографии Героя Советского Союза А. П. Маресьева.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, книга Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», ролик о весне, к песне «Священная война».
Предварительная работа:
на уроке окружающего мира изучили тему «Зачем строят самолеты»,
на уроке технологии изготовили самолеты из картона и бумаги,
на уроке музыки познакомились с песней «Первым делом самолеты» из к/ф «Небесный тихоход»,
пригласили оператора-постановщика документального фильма «Алексей Маресьев: "Я - не легенда. Я - просто человек!"
Ход урока.
Показ ролика о весне.
Май – последний месяц весны, героический месяц. Мы – потомки обязаны помнить о подвиге народа в годы Великой отечественной войны. Сегодня на уроке мы поговорим с вами о подвиге настоящего человека.
Показ книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».
Педагог, писатель Василий Александрович Сухомлинский писал: «Ты рождён человеком, но Человеком надо стать». Как вы понимаете значение его слов? Ребята, а кого можно назвать НАСТОЯЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ? На доске появляется словосочетание НАСТОЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК, учитель помогает детям подбирать слова – описания.
Настоящий человек
-отзывчивый,
- храбрый,
-выносливый,
-отважный,
-сильный,
-мужественный,
-патриот Родины.
Молодцы! Именно такими качествами должен обладать настоящий человек. Борис Полевой в своей книге рассказывает нам именно о таком человеке: отважном, сильном, выносливом, любящем свою Родину и совершившим великий подвиг во имя Родины. Но прежде чем вы узнаете его фамилию, я предлагаю разгадать вам кроссворд. Недавно, на уроке окружающего мира мы поговорили с вами о том, зачем строят самолеты. Кроссворд посвящен теме «Самолет», а точнее его строению. Итак, готовы?
Вопросы кроссворда:
Как называется двигатель самолета? (мотор)
Передвижная лестница для входа в самолет и выхода из него? (Трап)
Часть самолёта для создания подъемной силы? (Крыло)
Корпус летательного аппарата? (Фюзеляж)
Взлетно-посадочное устройство самолета, приспособленное для смягчения ударов при посадке? (Шасси)
Вертикальная часть хвостового оперения самолета или дирижабля? (Киль)
Пространство для перемещения самолетов? (Небо)
Приспособление в виде лопастей, предназначенное для приведения в движение воздушного судна? (Винт)
ф
к
т
ю
ш
и
р
к
з
а
л
н
М
А
Р
Е
С
Ь
Е
В
о
п
ы
л
с
б
и
т
л
я
и
о
н
о
о
ж
т
р
Тема нашего урока «Я – не легенда! Я – просто человек!»
Алексей Петрович Маресьев, наш земляк, родился 20 мая 1916 года в г. Камышине. Отец мальчика умер, когда ему было всего три года и мать – уборщица на заводе, осталась одна с тремя детьми. В детстве Алёша часто болел, перенёс тяжёлую форму малярии, последствием которой стал ревматизм (болезнь суставов и мышц). Его мучили страшные боли в суставах, и соседи Маресьевых между собой частенько шептались: Алёшка-то долго не протянет. Но от отца, которого Алексей почти не помнил, ему достались в наследство упрямый характер и огромная сила воли. Он окончил школу, получил специальность токаря по металлу в училище при лесозаводе и там же начал свою трудовую деятельность. Как и многие сверстники, Алексей мечтал об авиации, дважды подавал документы в лётное училище, но получал отказ из-за перенесённых в детстве болезней. В 1934 году по комсомольской путёвке Маресьев отправился на строительство Комсомольска-на-Амуре. Там он начал заниматься в аэроклубе. Мечта о профессии лётчика стала исполняться в 1937 году, когда Маресьева призвали в армию.
После службы в армии, в которую Маресьева Алексея Петровича призвали в 1937 г, он наконец-то был отправлен в авиационное училище имени А.К.Серова в г. Батайске, которое успешно окончил в 1940 г. в звании младшего лейтенанта. Так началась его летная биография - а дальше была Великая Отечественная война…
Ролик к песне «Священная Война».
После начала Великой Отечественной войны Маресьева направили на Юго-Западный фронт в 296-й истребительный авиационный полк. Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога.
Ребята, а теперь давайте возьмем в руки ваши самолетики и полетаем как Алексей Маресьев.
Физминутка.
Выполнение упражнений с самолетами под песню «Первым делом самолеты» из к/ф «Небесный тихоход».
Первые месяцы войны для советской авиации были очень непростым временем. Гитлеровские летчики превосходили наших и в мастерстве, и в технике, на которой летали. Но Маресьеву, несмотря ни на что, удалось сбить 4 немецких самолёта.
В марте 1942 года Маресьева перебросили на Северо-Западный фронт, в район «Демянского котла». 4 апреля 1942 года самолёт Маресьева был сбит. При вынужденной посадке в глухом лесу, на территории, захваченной немцами, лётчик получил тяжёлые травмы, но выжил.
Зачитываются фрагменты из книги Б. Полевого. (см. Приложение)
Покалеченные ноги болели, а питаться приходилось шишками, ягодами и корой деревьев. Через 18 суток обессилевшего Алексея встретили отец и сын из деревни Плав, приняли его за немца и поспешили уйти. После этого, уже еле живого мужчину обнаружили деревенские мальчишки Серёжа Малин и Саша Вихров. Они поняли, что измученный человек — свой, и позвали на помощь взрослых… Что же было дальше???
Сегодня на уроке присутствует оператор Волгоградской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ГТРК) "Волгоград-ТРВ" Юрий Иванович Комочков.
Выступление Юрия Ивановича.
Презентация фильма "Алексей Маресьев: "Я - не легенда. Я - просто человек!"
20 мая мы будем отмечать 100-летие со дня его рождения. Депутаты Волгоградской областной думы постановили объявить 2016 год годом Героя Советского Союза Алексея Маресьева. В день его столетия на родине Маресьева в г. Камышине пройдут праздничные мероприятия. И мы сегодня на уроке прикоснулись к истории подвига настоящего человека.
А вы знаете, ребята, настоящего человека ещё называют человеком с большой буквы. Что это значит??? (ответы детей). Давайте исправим ошибку в теме нашего сегодняшнего урока «Я – не легенда! Я – просто Человек!» Вот такие люди с большой буквы, герои защищали нашу Родину в страшные годы Великой отечественной войны. Давайте почтим память всех погибших минутой молчания.
Минута молчания.
Наш урок я хотела бы закончить стихотворением Зинаиды Чеботаревой «Пока память жива!»
Отгремели давно залпы наших орудий,
А в воронке от бомбы трава-мурава...
Но войну не забыли суровые люди
И смеются сквозь слезы,
Ведь память жива!
Они помнят походы и дальние страны,
И простые, от сердца, народа слова.
Помнят лица друзей, уходивших так рано.
Их слова и улыбки –
Ведь память жива!
Они помнят весну 45-го года...
Закружилась от счастья тогда голова!
Не узнали её те, что гибли в походах,
Но всё помнят друзья их,
Ведь память жива!
Эта память с корнями уходит всё глубже,
И шумит на ветвях, зеленея, листва...
Её времени бег никогда не заглушит!
Ведь душа молода,
Пока память жива!
На этом наш урок окончен. Спасибо за внимание!
Источники:
http://www.aif.ru/society/history/zhizn_nastoyashchego_cheloveka_chem_aleksey_maresev_otlichalsya_ot_geroya_knigi (Сведения из биографии Маресьева)
http://bookz.ru/authors/polevoi-boris/nastchelowek/1-nastchelowek.html (онлайн - книга Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»)
https://www.youtube.com/watch?v=10nb18DQCFU Ролик к песне «Священная война»
Приложение.
Фрагмент из книги Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»
Летчик Алексей Мересьев попал в двойные «клещи». Это было самое скверное, что могло случиться в воздушном бою. Его, расстрелявшего все боеприпасы, фактически безоружного, обступили четыре немецких самолета и, не давая ему ни вывернуться, ни уклониться с курса, повели на свой аэродром… Длинное зеленовато-бледное лицо пленного немца, его шатающийся шаг мгновенно возникли в памяти Алексея. «Плен? Никогда! Не выйдет этот номер!» – решил он. Мересьев крепко сжал зубы, дал полный газ и, поставив машину вертикально, попытался нырнуть под верхнего немца, прижимавшего его к земле. Ему удалось вырваться из-под конвоя. Но немец успел вовремя нажать гашетку. Мотор сбился с ритма и заработал частыми рывками. Весь самолет задрожал в смертельной лихорадке. Подшибли! Алексей успел свернуть в белую муть облака, сбить со следа погоню. Но что же дальше? Летчик ощущал дрожь подраненной машины всем своим существом… Во что ранен мотор? Сколько может самолет продержаться в воздухе? Не взорвутся ли баки? Все это не подумал, а скорее ощутил Алексей. Чувствуя себя сидящим на динамитной шашке, к которой по шнуру запала уже бежит пламя, он положил самолет на обратный курс, к линии фронта, к своим, чтобы в случае чего хотя бы быть похороненным родными руками… Мотор осекся и замолчал. Самолет, точно соскальзывая с крутой горы, стремительно понесся вниз. Под самолетом переливался зелено-серыми волнами необозримый, как море, лес… «И все-таки не плен!» – успел подумать летчик, когда близкие деревья, сливаясь в продольные полосы, неслись под крыльями самолета. Когда лес, как зверь, прыгнул на него, он инстинктивным движением выключил зажигание. Раздался скрежещущий треск, и все мгновенно исчезло, точно он вместе с машиной канул в темную густую воду. Падая, самолет задел верхушки сосен. Это смягчило удар. Сломав несколько деревьев, машина развалилась на части, но мгновением раньше Алексея вырвало из сиденья, подбросило в воздух, и, упав на широкоплечую вековую ель, он соскользнул по ветвям в глубокий сугроб, наметенный ветром у ее подножия. Это спасло ему жизнь…Сколько пролежал он без движения, без сознания, Алексей вспомнить не мог. Какие-то неопределенные человеческие тени, контуры зданий, невероятные машины, стремительно мелькая, проносились перед ним, и от вихревого их движения во всем его теле ощущалась тупая, скребущая боль… «Жив!» – мелькнуло в его сознании…