Работа по теме урока (К) Беседа. Вспомните совместно с ребятами, что растениям и животным для жизни нужны не только тепло и свет, но и воздух. Воздух, как одеяло, окутывает нашу планету. Оно спасает живые организмы от вредных космических излучений и сохраняет теплоту Земли. Попросите определить главное значение воздуха для всего живого на земле? (Мы им дышим.) –Какой воздух нам нужен для дыхания? – Можете назвать, где воздух чище и легче дышится? (В лесу, в парке, в горах, на море.) – Объясните, почему на природе, в лесу, на лугу дышится легко? (Там чистый воздух, много растений, которые вырабатывают кислород, нет вредных.) Вывод. Больше растений – больше кислорода. Воздух – наш друг! (К) Проблемные вопросы. Всегда ли нам воздух друг? А что значит чистый воздух? (Когда легко и свободно дышится.) А что значит грязный воздух? (Когда трудно дышать, когда кашляешь и задыхаешься.) А где бывает грязный воздух? (Рядом с заводом, где из трубы идёт дым, где много машин, где сильный ветер поднимает пыль и трудно дышать и т.д.) Почему в городе воздух загрязненный? (Газуют машины, дымят трубы заводов.) Что случится с нашей планетой, если люди будут и дальше загрязнять воздух? (И) Работа по учебнику. Обратите внимание детей на рисунки и предложите рассказать своими словами, что загрязняет воздух. (И,К) Работа по учебнику. Чтение текста. «Чтение с остановками». Чтение и работа по 1 абзацу текста. (И) Работа в Научном дневничке. Задание №1.Отметьте красным карандашом то, что загрязняет воздух. Зеленым – то, что не загрязняет. Объясните свое решение. (К) Проблемный вопрос. Предложите собственное решение по данной проблеме. (гипотезы детей) Гипотеза: предположим, можно закрыть заводы, фабрики, и тогда и воздух станет чище (высказывания детей) (К,И) Работа по учебнику. Чтение текста. Прием ТРКМЧП «Чтение с остановками». Попросите учеников самостоятельно прочитать 2 абзац и рассказать о работе ученых-экологов. Робот Всезнамус напоминает информацию о науке – экологии. Совместно сделайте вывод: дымным воздухом дышать тяжело и вредно для здоровья. Болезни, которые возникают у людей из-за загрязненного воздуха, медленные и незаметные. Они становятся заметными только тогда, когда в теле накопится очень много вредных веществ. Поэтому людям нужно заботиться о чистоте воздуха. Но заводы закрыть нельзя, на них делают то, что необходимо людям: мебель, продукты, игрушки и т.д. Поэтому заводы и фабрики необходимо строить так, чтобы дым из труб уносило в противоположную сторону от населенных пунктов. На трубы фабрик и заводов необходимо ставит фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества. К) Проблемный вопрос. Что содержат выхлопные газы, дым заводов? (Г) Работа по учебнику. Заинтересуйте ребят газетными вырезками с информацией ученых- экологов. Попросите обсудить ее в группах, констатировать последствия неправильного поведения человека. (К) Динамическая пауза «Насос». (К) Проблемные вопросы. – Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть.) – Как вы себя чувствуете, если долго не бываете на свежем воздухе? (Плохо, болит голова.) – Где лучше всего гулять? (П) Составьте памятку «Охрана воздуха – охрана здоровья». • Для здоровья полезны прогулки на свежем воздухе. •Гулять лучше подальше от дорог. • Дым от сгорания пластиковых бутылок очень ядовит. • В городе нужно сажать больше деревьев. • Комнату следует часто проветривать. • Курение вредит здоровью.__ (И) Упражнения для развития умения находить необходимую информацию в энциклопедиях, в Интернете. Задание. Найдите в энциклопедиях информацию о пользе зеленых насаждений. (К) Комментарии педагога. Деревья выделяют особые летучие вещества. Особенно полезен тополь. Благодаря длинному черенку листья тополя очень подвижны, они хорошо улавливают пыль, которая смывается дождем. Помогайте взрослым сажать цветы и деревья. Обобщение (Г) Работа в Научном дневничке. Мини-исследование «Где построить завод?» Работа в Научном дневничке. Помогите организовать опытно-экспериментальную деятельность ребят в группах по вопросу: Как разместить завод и не навредить природе и человеку? Домашнее задание 1. Используя учебник, подготовь рассказ о загрязнении и охране воздуха. 2.Ответьте на вопрос: Как ты можешь помочь в охране воздуха? Составьте план полезных действий. |