При выборе методов, средств и приёмов обучения для достижения поставленной цели были учтены следующие принципы: деятельностного подхода, доступности, сотрудничества.
На уроке применяются следующие методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, эвристический.
На уроке использованы разные формы познавательной деятельности, которые в ходе урока сменяли друг друга. Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям обучающихся, их жизненному опыту.
Начинается урок, с 1 этапа - Мотивационно целевого, который создает условия для формирования умения делать умозаключения. А именно, с проблемной ситуации. Учащимся предлагается сравнить два изображения.
Обратите внимание на два изображения, что в них общего? Кто изображен?(Дети отвечают: на 2-х изображениях мы видим женщину с ребенком на руках).
Чем они отличаются?(одно изображение – икона, другое – картина).
Дальше мы вспоминаем, что такое икона? (Икона – с греческого «образ», изображение образа святых, являющегося объектом почитания).
Здесь заостряю внимание детей на том, что очень важно отличать икону от картины. Предлагается посмотреть видео-ряд и ответить на вопрос: «Чем отличается икона от картины?» (На картине изображено обычное или фантастическое событие, человек, а на иконе - лики святых, события священной истории, нимб, лиц, глаза, гармония, свет, нет тени, перед иконой молятся).
У многих ребят, это задание вызвало затруднение. Поэтому мы обращаемся к тексту. Где дети получают задание: прочитать его и выделить основные композиционные особенности иконы (чем икона отличается от картины?).
Таким образом, мы выяснили, что живописная икона заметно отличается от картины. Икона показывает сокровенный мир души человека. Картина может показать борьбу добра и зла в человеке, а икона показывает, каким станет человек, если победит в этой борьбе. Композиция иконы имеет свои особенности. На иконе голову святого окружает золотой круг - это нимб - знак божией благодати. Самое поразительное в иконе – это лицо и глаза. В ликах проступают мудрость и любовь. В отличие от картины - на иконе нет заднего плана, горизонта. Цвет в иконе глубоко символичен, а в картине он несёт информационную и эмоциональную роль.
Обращаем внимание на вопросы:
Ребята, а кто создает иконы?(художник). А всякий ли художник может писать иконы? (нет, иконы пишет иконописец). Вспоминаем, кто такой иконописец.
Выяснили, что не каждому человеку дано писать иконы. Иконотворчество на Руси считалось делом почетным и ответственным, требующим праведной, смиренной, монашеской жизни. Работе мастера предшествовал строгий пост, усердные молитвы, получение благословения и уединения. Вспомнили имена иконописцев?(Феофан Грек, Андрей Рублев,Дионисий). Тем самым, учащиеся актуализируют имеющиеся знания, осознают их недостаточность и логично подводятся к цели урока.