Фрагмент урока по чтению в 3 классе по рассказу В. Сухомлинского " Старый пёс "
Фрагмент урока по чтению в 3 классе по рассказу В. Сухомлинского " Старый пёс "
С помощью художественной литературы можно воздействовать на эмоциональный мир ребёнка. Примером такого воздействия являются рассказы В.Сухомлинского. На примере героев своих произведений автор воспитывает в детях такие черты характера, как любовь, доброту, сострадание к ближнему, к природе, животным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока по чтению в 3 классе по рассказу В. Сухомлинского " Старый пёс "»
Фрагмент урока по чтению в 3 классе по рассказу
В. Сухомлинского
«Старый пёс»
Тема: В. Сухомлинский «Старый Пес». Цель: Способствовать усвоению идеи рассказа: только добром мы воспитываем добро. Задача: - Привлекать детей к размышлению по проблеме дружбы человека и животного; - Формировать умения выражать собственные оценки о поступках героев и обосновывать мысли; - Учить детей диалогической речи; - Пополнять словарный запас и учить связному высказыванию; - Развивать умение слушать и понимать своих товарищей, толерантность, работать в группах и парах; - Воспитывать любовь к природе: растениям, животным. Оборудование: портрет В. Сухомлинского, выставка книг писателя, детские рисунки, рисунок собачки у будки, сердечки, раздаточный материал.
Интерактивные методы и приемы, используемые при демонстрации фрагмента: - Работа в парах, группах; - Предвидение; - Решение проблемных вопросов; - Различные точки зрения; - Диалог.
I . Мотивация учебной деятельности. Слово учителя: - Дети, мы продолжаем изучать творчество выдающегося человека В. Сухомлинского. - Творчество В. Сухомлинского - это окошко, через которое человек познает мир и самого себя. Поэтому сегодня я вам желаю работать так, чтобы это окошко ежедневно становилось большим и через него мы узнавали не только мир, но и самих себя. - Сейчас на уроке я предлагаю вам воображаемое путешествие к доброте, свету, щедрому сердцу и состраданию. - К нам приехал гость. Отгадайте, кто он? Работа над загадкой:
Я чуткий, я пристальный, Людям друг я верный. В дождь и в снег, в град и в туман, Защищает дом ... (собака). (на доске рисунок собаки у будки) Вот он, наш герой. Ситуативное моделирование на основе проблемного вопроса. - Дети, а как вы думаете, почему он такой грустный? II . Работа над темой урока. 1. Метод «Предсказание». - Чтобы узнать, что произошло с собачкой, мы познакомимся с рассказом В. Сухомлинского «Старый Пес». (К тексту на доске написаны опорные слова) верный друг прости меня постарел маленький щенок не узнал живи здесь - Подумайте и обсудите в парах вопрос: «О чем пойдет речь в рассказе?» (после обсуждения прослушиваем 2-3 ответа) 2. Сейчас мы сможем установить, оправдались ли наши ожидания, познакомившись с рассказом В. Сухомлинского «Старый Пес». Выразительное чтение рассказа В. Сухомлинского «Старый Пес». (Не до конца)
Старый Пес (В. Сухомлинский)
Был у Человека верный друг - пес. Много лет сторожил он добро своего хозяина. Прошли годы, Пес состарился, стал плохо видеть. И как-то раз летним днем он не узнал хозяина. Когда тот вернулся с поля, пёс выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился: - Ты уже не узнаешь меня? Пес виновато крутил хвостом. Он уткнулся носом в ногу хозяина и нежно заскулил. Ему хотелось сказать: - Прости меня! Я сам не знаю, как это случилось, что я не узнал тебя. Через несколько дней Человек принес откуда-то маленького щенка и поставил рядом с будкой пса еще одну, маленькую будку. - Живи здесь, - сказал щенку. Старый Пес спросил Человека: - Зачем тебе еще один пес? 3. Эвристическая беседа по прослушанному рассказу: - Какая тема рассказа? - Кто главные герои?
- Какие отношения между главными героями? - Как вы думаете, были ли они друзьями или нет? - Чего Пес однажды не узнал своего хозяина? - Как в рассказе показано, что собака доверял своему хозяину? - Какие чувства передал автор? 4. Словарная работа. --- -_ Подберите синонимы к словам: хозяин, пес, друг, добро, залаял. 5. Интонирование предложений. Подберите интонации к предложениям, передав необходимые эмоции. - Ты уже не узнаешь меня? - Ему хотелось сказать: «Прости меня»! 6. Чтение по ролям, передавая голосом настроение главных героев. 7. Работа в группах. Проблемный вопрос для обсуждения: «Всегда ли человек для собаки друг?» Инструкция к работе в группе. Обсудите вопрос: «Всегда человек для собаки друг? От чего зависят их отношения? »- В группе. Подготовьте одно высказывание по этой теме и аргументируйте его. Защита учащимися своих мыслей. Возникают два мнения: Да Нет человек ухаживает за собакой жестоко обращается
кормит,лечит не кормит,не лечит
строит тёплую будку выгоняет на холод Вывод: Связи между человеком и животным бывают положительные и отрицательные.
III. Подведение итогов работы. 1. Прогнозирование завершения. Работа над составлением диалога по данному началу на основе работы в группах. - Дети, как вы считаете, закончил автор свой рассказ? Автор предлагает поразмышлять над концовкой рассказа и составить диалог: «Что сказал Человек своему старому псу?» Презентация ученических диалогов. (Спикер группы выбирает, кто будет отчитываться).
2. Нарушение читательского ожидания. А теперь послушайте, какой финал выбрал автор. (Учитель дочитывает до конца рассказа): - Чтобы тебе не было скучно, - сказал Человек и ласково потрепал старого . Пса по спине. Затем Человек обернулся, тихо вздохнул и ушел. Пес не мог вздыхать, он тоскливо заскулил. С одного его глаза на землю скатилась слеза. А на травке кувыркался, играя, щенок.
Беседа по прослушанному отрывку. - Оправдались ваши предсказания или нет? - Так зачем еще одна будка с собачкой? - Почему пес жалобно заскулил ? - Какими чертами характера обладал хозяин? 3. Составление «Куста» «Сердце Человека»:
IV. Подведение итогов работы СТУДИИ.
..
1. Проблемный вопрос: - Зачем В. Сухомлинский написал этот рассказ? - О чем он хотел, чтобы мы задумались? Помни, от того, как ребенок относится к растениям и животным, зависит его отношение к людям. Напишите на сердечках, которые лежат у вас на партах, свои пожелания одноклассникам (пишут и передают друг другу) . Вот такое у нас получилось большое сердце. Я вам желаю всем иметь такое сердце, чтобы вы заботились не только о себе, но и о тех, кто вас окружает.