Формирование метапредметных навыков как способ реализации требований нового ФГОС в начальной школе
Формирование метапредметных навыков как способ реализации требований нового ФГОС в начальной школе
Метапредметные навыки – это надпредметные навыки, кото-рые дают возможность обобщения полученных знаний для приме-нения в любой области жизнедеятельности, формируют умение ре-шать задачи на стыке наук, воспринимать целостность научных знаний вообще без конкретизации каких-либо учебных предметов.
Стандарты второго поколения нацеливают учителя на достиже-ния не только личностных, но и метапредметных результатов. Про-цесс формирования универсальных учебных действий (УУД) у первоклассников обеспечивает достижение названных результатов. Овладение учащимися универсальными учебными действиями
создает возможность самостоятельного успешного усвоения но-вых знаний, умений и компетентностей, включая организацию ус-воения, т.е. умения учиться.
В основу стандарта положен системно-деятельностный подход, который обеспечивает не только системное усвоение предметных знаний и умений, но и развитие УУД посредством включения уча-щегося в разнообразные виды деятельности, в том числе учебные.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование метапредметных навыков как способ реализации требований нового ФГОС в начальной школе »
Щукина Ю. В., учитель начальных классов ГБОУ № 207
Санкт-Петербург
http://multiurok.ru/yuliavikt
Формирование метапредметных навыков как способ реализации требований нового ФГОС в начальной школе
Метапредметные навыки – это надпредметные навыки, кото-рые дают возможность обобщения полученных знаний для приме-нения в любой области жизнедеятельности, формируют умение ре-шать задачи на стыке наук, воспринимать целостность научных знаний вообще без конкретизации каких-либо учебных предметов.
Стандарты второго поколения нацеливают учителя на достиже-ния не только личностных, но и метапредметных результатов. Про-цесс формирования универсальных учебных действий (УУД) у первоклассников обеспечивает достижение названных результатов. Овладение учащимися универсальными учебными действиями
создает возможность самостоятельного успешного усвоения но-вых знаний, умений и компетентностей, включая организацию ус-воения, т.е. умения учиться.
В основу стандарта положен системно-деятельностный подход, который обеспечивает не только системное усвоение предметных знаний и умений, но и развитие УУД посредством включения уча-щегося в разнообразные виды деятельности, в том числе учебные.
Федеральный государственный стандарт общего начального образова-ния ориентирует учителя на организа-цию учебной деятельности, где ученик является активным участником образовательного процесса, стремя-щийся самостоятельно ставить перед собой образовательные задачи, откры-вающий новые знания и способы дей-
ствия, знающий, где, когда и в какой сфере полученные знания он может применить.
Причем, открытие нового знания или нового способа действия осуществляется по формуле: от действия – к мысли.
Ребенок сначала наблюдает или манипулирует с какими-либо материалами:
с предметами материального мира (природный материал - ножницы, бумага, ручка, прописи, учебник)
знаками-символами, заменяющими эти предметы (глобус, модель предложения, звуковая модель, задача, представленная в виде модели)
явлениями более высокого уровня – духовными, нравствен-ными, ценностно-смысловыми, социальными ( например – толе-рантность, совесть, событийный ряд, нравственный выбор)
Ребенок анализирует этот материал, классифицирует, обобща-ет, пробует различные способы преобразования. И в результате приходит к каким-то выводам, которые обязательно должны быть сформулированы самостоятельно, и приняты для себя как руково-дство к действию.
Таким образом, деятельность, в которую включается школь-ник, должна побуждать решать проблемные задачи, а способы ре-шения, найденные ребенком, дают возможность расти личностно и интеллектуально. Если уже в начальной школе ребенок системно решает различного рода проблемные задачи, его мозг постепенно привыкнет к ситуации интеллектуального затруднения. Такая си-туация всегда для ребенка будет предсказуемой.
Процесс формирования УУД уже в начальной школе создает фундамент для развития личности ребенка, приобретения им уме-ний, необходимых для решения различного рода проблемных за-дач в любой сфере жизнедеятельности – сначала учебной, затем профессиональной и личной. Благодаря такой организации обуче-ния формируется умение учиться.
Метапредметные (надпредметные) универсальные действия составляют особую группу учебных действий ( регулятивных, по-знавательных, коммуникативных), поскольку благодаря им ребенок получает возможность совершенствовать себя во всех отношениях.
Надпредметность и универсаль-ность метапредметных действий за-ключается в том, что овладев ими, школьник получает возможность ис-пользовать эти умения в любой сфере человеческой деятельности. Главное, чтобы метапредметные умения фор-мировались на духовно-нравственной основе. Школьник должен понимать,
что любое действие, совершенное им, должно быть во благо Роди-не, человечеству, природе, себе и другим людям.
Рассмотрим на примере урока литературного чтения, как в 1 классе создаются условия и предпосылки для формирования мета-предметных УУД. Тема урока: «Страх». Урок начинается с про-смотра видеофрагмента, который вызывает чувство страха.
Этот прием достаточно распространен. Организованное внеш-нее воздействие (индуктор), которое вызывает внутреннюю реак-
цию эмоциональной, а так же интеллектуальной сферы. С помо-щью этого я пыталась создать состояние, которое соответствовало теме урока. Слово «страх» было названо, правда не сразу, и не все испытали это состояние, скорее был виден интерес к происходя-щему на экране, но тем не менее, назвали, и это отражало отноше-ние к тому, что же дальше, за следующей дверью – а это уже страшно.
Вот такое начало приводит в движение прежде всего мотива-цонную сферу. И самостоятельное определение учебной задачи (сегодня мы будем говорить о страхе) работает на формирование познавательных универсальных действий.
Что же такое страх? Как вы его себе представляете? Постарай-тесь изобразить (очень не хотелось говорить «рисунок»). У детей цветные карандаши темного цвета, практически у всех – как личное отношение к явлению. У кого привидение, у кого змея, непонятные темные контуры, резкие линии. Эта работа требовала мобилизации личной интеллектуальной и эмоциональной деятельности. То есть активная позиция, основанная на личном опыте, не что иное, как деятельностный подход.
А далее уточнить, написав, а какие собственно страхи могут лично тебя беспокоить?
Маленькая, но самоконструкция (понятие для себя). Можно поде-литься своим страхом, вывесив рисунок на доску. Предъявление созданного усиливает коммуникативный характер работы, расши-ряет возможности принятия другого и себя.
А как важно для каждого поде-литься своим страхом (возможно сбросить его с себя). Создание общего продукта, где каждый проговаривает свое и слушает другого с дополнения-ми учителя, так же иллюстрирует формирование коммуникативных уни-версальных действий.
Создание общего образа страха в виде схемы (кластера) дает возможность одновременного восприятия понятия (явления), как единого целого. Это и все остальное графическое моделирование, которое используется на всех уроках уже в 1 классе – база для освоения общих учебных умений познавательных универсальных действий.
Набор из надежных добрых слов, которые приходят на помощь в минуты страха, опять призывает находить ответы, используя свой жизненный опыт и различную информацию.
А чего же боялись герои нашего произведения, где могли про-исходить события? Кто может быть героями нашего произведения?
Размышляя над такими вопросами, дети получают возможность высказать свою гипотезу (предположение), такие вопросы способствуют личностной самореализации, пробуждают инициа-тиву, повышают интерес, развивают фантазию, воображение, об-разное, ассоциативное мышление, догадку и творческие способно-сти.
И опять есть место предположению, к какому жанру будет от-носиться это произведение.
Знаково-символические действия в виде обложек, на которых геометрическими фигурами изображены жанры литературных произведений, способствуют развитию абстрактного мышления, а так же еще и умению планировать свои действия, потому что на-личие обложки предполагает ее оформление: автор, название, оп-ределение темы цветом, а так же план-схема событий внутри об-ложки. А планирование учебных действий с опорой на условные обозначения, это формирование регулятивных универсальных дей-ствий.
Художественное чтение учителем первой части текста с одной стороны, и слушание учениками с другой стороны, причем слуша-ние продуктивное, тоже можно рассматривать как универсальное действие. Ребята находят непонятные слова, проявляя умение со-хранять учебную задачу, то есть формируются регулятивные и по-знавательные универсальные действия.
Работа с информацией, предусмотренная на каждом уроке ли-тературного чтения, как элемент для развития познавательных
универсальных действий, была в виде работы с толковым слова-рем. Для экономии времени толкование трудных слов было уже на-печатано на отдельных листочках. Это позволило мобильно разре-шить проблему.
Далее дети читают первую часть сказки сами. Овладение чте-нием в 1 классе само по себе универсальное действие.
После чтения определение жанра завершено. Дети отвечают - это сказка, опираясь на признаки жанра. А что же будет дальше? Ведь сказка прочитана не до конца? Опять есть место для предпо-ложений, которые можно высказать, не сидя за партой, а друг другу в паре, или в группе, построившись кружком (можно даже показать), где тебя выслушают с интересом. И все это на уровне 1 класса в форме простого речевого высказывания (формирование коммуникативных универсальных действий).
Концовка сказки, прочитанная учителем, по сути, сверка с предположениями, своего рода контроль. Достаточно неожидан-ная концовка для многих детей (все герои сказки трусливы). Для ответа на главные вопросы необходимо вспомнить все события, происходившие с героями сказки. Формируем умение составлять план-схему, заготовку, которая уже есть на обложке (регулятивное универсальное действие).
Проблемный вопрос. Чего бы ты пожелал героям сказки? Как бы ты вел себя, если бы тебе было страшно?
В группу познавательных универсальных действий входят дей-ствия по постановке и решению проблем ( в том числе нравствен-ных, моральных). Эти задания личностно самореализуют, форми-руют рефлексивные умения, побуждают инициативу, развивают доказательность мышления.
И как вывод, нужно быть разумным в любой ситуации, нельзя слепо бояться. По сути дела, главная мысль высказана неосознан-но. А предложенные, разорванные на две части «мудрые мыс-ли» (так мы называем пословицы, поговорки), которые ребята сна-чала пытаются договорить сами (что развивает логическое мыш-ление), они соединяют, что помогает выбрать главную мысль и четко сформулировать – у страха глаза велики.
Но ведь и страх еще на доске, поэтому детям предлагается по-дойти, снять свой рисунок, скомкать, выбросить в заранее приго-товленный пакет, как бы победить это состояние, зафиксировав та-ким наглядным действием.
Игровой момент, за которым следует рефлексивный. Что же помогло мне стать победителем (своего страха, работы на уроке, просто хорошего чтения сказки, понимания пословиц; да мало ли личных побед могло быть у каждого). Передавая условный микро-фон друг другу, дети по желанию говорили свои мысли. Вслух ска-зали не все, но старательно думал каждый, и когда урок закончил-ся, желание у ребят высказаться еще продолжалось.
А значит, они умеют и хотят думать, оценивать жизненные си-туации и поступки героев художественного произведения и с точки зрения общечеловеческих норм, и с личных позиций. А это значит, осваивают роль ученика, формируется мотивация к учению, что является фундаментом для формирования регулятивных, по-знавательных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий.