kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Факультативное занятие по развитию логического мышления учащихся 1 класса. Тема: Цифры в стихах и ребусах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит конспект факультативного занятия "Развитие логического мышления" для 1 класса, используются стихи С.Маршака, С.Михалкова, М.Пляцковского, а также 21 ребус. Цель: формировать у учащихся понятия «цифра» и «число», «ребус», представление об истории возникновения ребусов, о правилах их расшифровки; развивать внимание, память, мышление, интерес к математике; воспитывать самостоятельность, творческое отношение к приобретению знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Факультативное занятие по развитию логического мышления учащихся 1 класса. Тема: Цифры в стихах и ребусах»

Чаплинская Жанна Геннадьевна

учитель начальных классов

КГУ ОШ № 117

г.Алматы


Факультатив Развитие логического мышления учащихся 1 класса

Тема: ЦИФРЫ В СТИХАХ И РЕБУСАХ


Цель:

обучающая - формировать у учащихся понятия «цифра» и «число», «ребус», представление об истории возникновения ребусов, о правилах их расшифровки;

развивающая - развивать внимание, память, мышление, интерес к математике;

воспитывающая - воспитывать самостоятельность, творческое отношение к приобретению знаний.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Форма организации урока: беседа и практическая работа.

Дидактическое обеспечение урока: цифры в картинках, ребусы, иллюстрации к ребусам.


Ход урока


1 Организационный этап: готовность к уроку, психологический настрой учащихся.

Мы умные, мы дружные

Мы – внимательные, мы – старательные,

Мы в первом классе учимся,

Всё у нас получится!

2 Актуализация: сообщение темы урока.

3 Формирование новых понятий и способов действий: цифра, число, ребус.

4 Применение. Формирование умений и навыков.


- Числа играют важную роль в нашей жизни и встречаются очень часто. Про цифры и числа сложены стихи.


Учащиеся декламируют стихотворение Самуила Маршака «От одного до десяти»


Вот один, иль единица

Очень тонкая, как спица.


А вот это цифра два.

Полюбуйся, какова.

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.


А за двойкой – посмотри

Выступает цифра три.

Тройка – третий из значков.

Состоит из 2-х крючков.


За тремя идет четыре,

Острый локоть оттопыря.


А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Руку вправо потянула,

Ножку круто изогнула.


Цифра 6 - дверной замочек.

Сверху крюк, внизу кружочек.


Вот семерка - кочерга,

У нее одна нога.


У восьмерки два кольца.

Без начала и конца.


Цифра 9, иль девятка

Цифровая акробатка!

Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет.


Цифра вроде буквы О.

Это ноль, иль ничего:

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!


Если ж слева, рядом с ним,

Единицу поместим,

Он побольше станет весить,

Потому что это – десять.


Учащиеся декламируют стихотворение Самуила Маршака «Веселый счет»


Эти цифры по порядку

Запиши в свою тетрадку.

Я про каждую сейчас

Сочиню тебе рассказ.


В задачнике жили

Один да один.

Пошли они драться

Один на один.

Но скоро один

Зачеркнул одного.

И вот не осталось

От них ничего.

А если б дружили

Они меж собою,

То долго бы жили

И было б их двое!


Две сестрицы – две руки

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки –

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая.


Три цвета есть у светофора,

Они понятны для шофера:

Красный свет –

Проезда нет.

Желтый –

Будь готов к пути,

А зеленый свет – кати!


Четыре в комнате угла.

Четыре ножки у стола.

И по четыре ножки

У мышки и у кошки.

Бегут четыре колеса,

Резиною обуты.

Что ты пройдешь за два часа,

Они – за две минуты.


Пред тобой – пятерка братьев.

Дома все они без платьев.

А на улице зато

Нужно каждому пальто.


Шесть

Котят

Есть

Хотят.

Дай им каши с молоком.

Пусть лакают языком,

Потому что кошки

Не едят из ложки.


Семь ночей и дней в неделе.

Семь вещей у вас в портфеле:

Промокашка и тетрадь,

И перо, чтобы писать,

И резинка, чтобы пятна

Подчищала аккуратно,

И пенал, и карандаш,

И букварь – приятель ваш.


Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Всех Матрешками зовут.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой –

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притертую, –

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая,

А внутри пустая.

В ней живет шестая.

А в шестой –

Седьмая,

А в седьмой –

Восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные в ряд,

Сестры-куколки стоят.

– Сколько вас? – у них мы спросим,

И ответят куклы:

– Восемь!


К девяти без десяти,

К девяти без десяти,

К девяти без десяти

Надо в школу вам идти.

В девять слышится звонок.

Начинается урок.

К девяти без десяти

Детям спать пора идти.

А не ляжете в кровать –

Носом будете клевать!


Вот это ноль иль ничего.

Послушай сказку про него.

Сказал веселый, круглый ноль

Соседке-единице:

– С тобою рядышком позволь

Стоять мне на странице!

Она окинула его

Сердитым, гордым взглядом:

– Ты, ноль, не стоишь ничего.

Не стой со мною рядом!

Ответил ноль:

– Я признаю,

Что ничего не стою,

Но можешь стать ты десятью,

Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,

Мала и худощава,

Но будешь больше в десять раз,

Когда я стану справа.

Напрасно думают, что ноль

Играет маленькую роль.

Мы двойку в двадцать превратим.

Из троек и четверок

Мы можем, если захотим,

Составить тридцать, сорок.

Пусть говорят, что мы ничто, –

С двумя нолями вместе

Из единицы выйдет сто,

Из двойки – целых двести!


Учащиеся декламируют стихотворение Михаила Пляцковского «Всё могу я сосчитать»



Раз, два, три, четыре, пять –

Всё могу я сосчитать:

И салазки на горе,

И коляски во дворе,

И девчонок, и мальчишек,

Их сестрёнок, и братишек,

И прилавки в гастрономе,

И окошки в нашем доме.



Раз, два, три, четыре, пять –

Всё могу я сосчитать,

Кроме звёзд и мотыльков,

Кроме трав и облаков,

Кроме скачущих дождинок

И весенних звонких льдинок…

Мне считать их неохота:

Сбиться я могу со счёта!



Учащиеся декламируют стихотворение Сергея Михалкова «Котята»



Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать.

Родились у нас котята –

Их по счету ровно пять.

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали:

Раз, Два, Три, Четыре, Пять.



Раз – котенок самый белый,

Два – котенок самый смелый,

Три – котенок самый умный,

А Четыре – самый шумный.

Пять – похож на Три и Два –

Тот же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.


- Мы продолжаем наше путешествие по стране Математика. Сегодня мы познакомитесь с еще одним городом в этой удивительной стране – городом Ребусы.

Ребус – это загадка, в которой разгадываемые слова зашифрованы с помощью рисунков, цифр, букв. и т.д. История ребусов очень интересна. Впервые ребусы как загадки в рисунках появились в XV веке во Франции. Так назвали юмористические выступления комедиантов на карнавале. Затем появились первые рисованные ребусы.

Само слово «ребус» (rebus) имеет латинское происхождение. В начале XVI века (в 1582 году) во Франции был напечатан сборник ребусов, который составил Этьен Табуро. В середине XIX века разгадыванием ребусов увлеклись многие дети и взрослые, превратив разгадывание ребусов в семейную вечернюю игру. Решение ребусов развивает логику и мышление.


- Что надо знать, чтобы расшифровать ребус?


Правила расшифровки ребуса:

1 Если в ребусе между двумя картинками стоит знак «+», то нужно сложить названия рисунков.

2 Если рисунок перевернут «вверх тормашками», название его следует читать наоборот.

3 Когда перед рисунком стоит запятая, от названия предмета следует отбросить первую букву.

4 Запятая после рисунка указывает на то, что в названии предмета следует отбросить последнюю букву.

5 Две запятые перед или после картинки означают, что надо отбросить от названия две буквы. Однако надо помнить, что обилие запятых перегружает рисунок и делает ребус неоригинальным.

6 Существуют ребусы, в которых используются только буквы. Здесь нужно использовать различные предлоги: в, на, над, с, к, от и др.

7 Если в ребусах встречаются зачеркнутые над рисунками (около рисунка) буквы, надо выбросить указанные буквы из названия предмета.

8 Знак равенства между буквами над каким-либо рисунком предполагает замену одной на другую. Иногда делают по-другому: зачеркивают букву, которую надо заменить, а рядом ставят ту букву, на которую надо поменять.

9 Цифры над рисунком указывают, что следует изменить порядок букв в слове.


Физминутка.


Раз – поднялись, потянулись,

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.


Коллективная работа. Разгадывание ребусов


Школа


Развилка


Цифра


Один


Два


Подвал


Вата


Стрижка


Стриж


Стрижка


Трикотаж


Пятка


Пятно


Запятая


Опята


Семья


Семя


Восемь


Девять


Девочка


Настроение

5 Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

6 Рефлексия. Учащиеся дают оценку своего эмоционального состояния, взаимодействия с учителем и одноклассниками.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Чаплинская Жанна Геннадьевна

Дата: 02.10.2018

Номер свидетельства: 479467

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Математика 2 класс периметр прямоугольника "
    ["seo_title"] => string(47) "matiematika-2-klass-pierimietr-priamoughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "242831"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445541827"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства