Факультативное занятие по развитию логического мышления учащихся 1 класса. Тема: Цифры в стихах и ребусах
Факультативное занятие по развитию логического мышления учащихся 1 класса. Тема: Цифры в стихах и ребусах
Данная разработка содержит конспект факультативного занятия "Развитие логического мышления" для 1 класса, используются стихи С.Маршака, С.Михалкова, М.Пляцковского, а также 21 ребус. Цель: формировать у учащихся понятия «цифра» и «число», «ребус», представление об истории возникновения ребусов, о правилах их расшифровки; развивать внимание, память, мышление, интерес к математике; воспитывать самостоятельность, творческое отношение к приобретению знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учащиеся декламируют стихотворение Михаила Пляцковского «Всё могу я сосчитать»
Раз, два, три, четыре, пять –
Всё могу я сосчитать:
И салазки на горе,
И коляски во дворе,
И девчонок, и мальчишек,
Их сестрёнок, и братишек,
И прилавки в гастрономе,
И окошки в нашем доме.
Раз, два, три, четыре, пять –
Всё могу я сосчитать,
Кроме звёзд и мотыльков,
Кроме трав и облаков,
Кроме скачущих дождинок
И весенних звонких льдинок…
Мне считать их неохота:
Сбиться я могу со счёта!
Учащиеся декламируют стихотворение Сергея Михалкова «Котята»
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать.
Родились у нас котята –
Их по счету ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.
Раз – котенок самый белый,
Два – котенок самый смелый,
Три – котенок самый умный,
А Четыре – самый шумный.
Пять – похож на Три и Два –
Тот же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
- Мы продолжаем наше путешествие по стране Математика. Сегодня мы познакомитесь с еще одним городом в этой удивительной стране – городом Ребусы.
Ребус – это загадка, в которой разгадываемые слова зашифрованы с помощью рисунков, цифр, букв. и т.д. История ребусов очень интересна. Впервые ребусы как загадки в рисунках появились в XV веке во Франции. Так назвали юмористические выступления комедиантов на карнавале. Затем появились первые рисованные ребусы.
Само слово «ребус» (rebus) имеет латинское происхождение. В начале XVI века (в 1582 году) во Франции был напечатан сборник ребусов, который составил Этьен Табуро. В середине XIX века разгадыванием ребусов увлеклись многие дети и взрослые, превратив разгадывание ребусов в семейную вечернюю игру. Решение ребусов развивает логику и мышление.
- Что надо знать, чтобы расшифровать ребус?
Правила расшифровки ребуса:
1 Если в ребусе между двумя картинками стоит знак «+», то нужно сложить названия рисунков.
2 Если рисунок перевернут «вверх тормашками», название его следует читать наоборот.
3 Когда перед рисунком стоит запятая, от названия предмета следует отбросить первую букву.
4 Запятая после рисунка указывает на то, что в названии предмета следует отбросить последнюю букву.
5 Две запятые перед или после картинки означают, что надо отбросить от названия две буквы. Однако надо помнить, что обилие запятых перегружает рисунок и делает ребус неоригинальным.
6 Существуют ребусы, в которых используются только буквы. Здесь нужно использовать различные предлоги: в, на, над, с, к, от и др.
7 Если в ребусах встречаются зачеркнутые над рисунками (около рисунка) буквы, надо выбросить указанные буквы из названия предмета.
8 Знак равенства между буквами над каким-либо рисунком предполагает замену одной на другую. Иногда делают по-другому: зачеркивают букву, которую надо заменить, а рядом ставят ту букву, на которую надо поменять.
9 Цифры над рисунком указывают, что следует изменить порядок букв в слове.
Физминутка.
Раз – поднялись, потянулись,
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Коллективная работа. Разгадывание ребусов
Школа
Развилка
Цифра
Один
Два
Подвал
Вата
Стрижка
Стриж
Стрижка
Трикотаж
Пятка
Пятно
Запятая
Опята
Семья
Семя
Восемь
Девять
Девочка
Настроение
5 Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
6 Рефлексия. Учащиеся дают оценку своего эмоционального состояния, взаимодействия с учителем и одноклассниками.