Цели:продолжать знакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева; показать, как при помощи слова можно подчеркнуть своеобразие природы, ее необычность; работать над развитием воображения, речи учеников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ф. и. тютчев. «листья»»
Урок 9 Ф. И. ТЮТЧЕВ. «ЛИСТЬЯ»
Цели:продолжать знакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева; показать, как при помощи слова можно подчеркнуть своеобразие природы, ее необычность; работать над развитием воображения, речи учеников.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Взаимопроверка письменного домашнего задания.
Учащиеся (в парах) обмениваются тетрадями по чтению и проверяют работу друг друга.
2. Слушание стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» можно организовать по группам.
Ученики в группах рассказывают стихотворение, затем один представитель от каждой группы (это должен быть тот учащийся, которого группа признала лучшим) рассказывает стихотворение всему классу. Остальные дети оценивают чтение, отмечая положительные стороны и указывая недостатки.
– Кого вам напоминает «весенний первый гром»?
– Какие ощущения испытываете, когда читаете, слушаете стихотворение? (Свежести, чистоты, радости от того, что природа пробуждается.)
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Сегодня мы прочитаем еще одно стихотворение Ф. И. Тютчева, которое поэт назвал «Листья».
– Вам, конечно, не раз приходилось наблюдать за тем, как в пору листопада облетают с деревьев листья.
– Что вам напоминает их полет?
– А вот какой разговор листьев «услышал» Федор Иванович. Хотите и вы послушать его?
Учитель выразительно читает стихотворение Ф. И. Тютчева «Листья».
Беседа.
– Какими вам показались листья?
– О чем они мечтают?
– Почему они хотят улететь вместе с ветрами?
– Какие слова помогают лучше представить характер листьев?
– Если мы заменим слова, подобранные поэтом, другими словами, близкими по смыслу, словами-синонимами, изменится ли смысл стихотворения?
– Действительно, слово в художественном произведении емко и незаменимо.
Далее следует упражнение в чтении стихотворения, учащиеся отмечают паузы, выделяют слова, на которые следует ставить логическое ударение.
Примечание: учителю следует объяснить детям слово «зефиры». Зефир (устар. поэт.) – легкий теплый ветерок.
IV. Итог урока.
– Что особенно запомнилось?
– Чему научились на уроке?
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения Ф. И. Тютчева «Листья» (с. 63, часть 1-я), написать мини-сочинение на тему «О чем рассказал мне сорвавшийся листок».