Просмотр содержимого документа
«Экологический урок»
Экологический урок : « Защита окружающей среды»
Учитель: Киселёва Л.В.
Цели: 1) познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды;
2)обратить внимание учащихся на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу;
3) формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.
Оборудование: плакаты – призывы о бережном отношении к природе, иллюстрации с изображением природы; рисунки детей.
Ход классного часа:
На доске пословица: «….. – кормилица»
В теме нашего классного часа потерялось слово, найдите его, разгадав загадку:
Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
А я всё терплю и добром плачу. (Земля)
-Сегодня мы выясним, почему землю называют КОРМИЛИЦЕЙ.
-Предлагаю вам послушать сказку о волшебной кладовой.
Сказка
Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен 100 горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много картофелин. Она у нас под ногами. И зовется она – земля. Но только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: все у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадываются, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: грибы, ягоды, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зерна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлебов. Сначала ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот таки стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.
- Так что же называют волшебной кладовой? (Землю)
- Что издавна делает земля – матушка? (Кормит людей)
-Да, и не только человека кормит земля. Насекомых, птиц, зверей. Поэтому и называют ее кормилицей. И она, наша кормилица, нуждается в защите, ведь 1см почвы образуется в природе за 250-300лет!
-Что же необходимо делать для защиты почвы? (Высаживать деревья, проводить снегозадержание, правильно распахивать почву, удобрять)
- В последнее десятилетие мы часто слышим слово «экология». В переводе с греческого оно означает: «наука о жилище, о доме». А что мы с вами называем нашим общим домом? (Природу)
- Почему загрязнение нефтью водных поверхностей губительно сказывается на всём живом?
- Отходами промышленного производства, бытовыми отходами загрязняются реки, озёра, моря, океаны. Вот примеры, над которыми стоит задуматься.
1-ый ученик:
Однажды рыбаки заметили, что в их улове стало попадаться много больных рыб. Причина оказалась простой: в реке выловили всех раков. А ведь раки уничтожают останки погибших животных, служат санитарами. И когда раков не стало, от погибших рыб заражались и здоровые.
- Как вы думаете, к чему это привело?
-Вот ещё один пример.
2-ой ученик:
Недалеко от одного поселка было небольшое озеро с прозрачной водой. Но вот люди заметили, что вода в озере становится всё мутнее и мутнее. Пригласили учёных, чтобы они определили, почему мутнеет вода. Учёные пришли на берег и сразу всё поняли. Виноваты в беде были ребята, жившие в поселке. Они часто устраивали такую игру: кто больше найдёт и выбросит на берег двустворчатых моллюсков. Ребятам совсем не жалко было животных, которые на берегу быстро погибали без воды и пищи. Не подумали ребята о том, что двустворчатые моллюски пропускают через свое тело очень много воды и очищают её от мелких остатков растений, частичек глины. В озере почти не осталось этих живых фильтров, которые делают воду прозрачной. Вот и помутнело озеро. А если озеро стало мутным, много неприятностей ждёт его обитателей. В мутную воду проникает меньше света. Значит, трудно будет жить подводным растениям, многие из них погибнут. Тогда и кислорода в воду будет поступать меньше. Из-за этого, нелегко станет дышать рыбам... Вот к чему может привести бездумное уничтожение обычных ракушек.
-Что должен делать человек, чтобы сохранить чистой воду для потомства?
-Ежегодно с лица Земли по вине человека исчезают животные и растения. Ежеминутно на земном шаре вырубается 23 га леса. Редкие и исчезающие виды растений и животных заносят в Красную книгу.
-Назовите животных и растения Красной книги, которые вы знаете.
-Могут ли в охране природы участвовать дети? Как?
-Послушайте стихотворение. О чём оно?
3-ий ученик:
На заре зеленую березку
На краю весеннего села
Полоснул ножом своим подросток
Мимоходом, в шутку, не со зла.
Может быть, с сегодняшнего утра
Ей не встать бы, сбитой наповал,
Только кто-то ласковый и мудрый
Рану у неё забинтовал,
И ушел, оставшись безыменным,
Доброглазый этот человек
И огонь ликующий зеленый
С той поры в ветвях её не гас.
Очень уж хотелось знать спасенной
Кто её от верной смерти спас”.
- Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы. И тогда не придется заносить деревья в Красную книгу только потому, что их очень мало осталось или они погибли.
- 22апреля – праздник, который знают во всём мире. Это День Земли.
Природа – это самое дорогое, что есть на нашей планете Земля. Каждый живущий на Земле человек должен это помнить. И именно человек должен сохранить природу для потомства.
Выставка рисунков детей на тему: «Сохраним планету для потомства!»
Чтение стихов
4-ый ученик:
Кромсаем лёд,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот...
Но мы ещё придём просить прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька...
5-ый ученик:
Пока об этом думать неохота.
Сейчас нам не до этого пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды...
Всё меньше окружающей природы.
Всё больше -окружающей среды
-Закончить наш классный час хочется строками из стихотворения М. Дудина:
Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатств
У будущих веков
Мы общей жизни зерна
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
-Спасибо всем ребятам за участие в нашем разговоре!