Просмотр содержимого документа
«Экологический урок»
План конспект
экологического урока
«Животные Кавказа
помогают всем и сразу»
Учитель Скрипченко Н.Ф.
Класс – 3 «Б»
Ход урока
Цель:
- расширить и углубить знания детей о животных Кавказа и охране природы.
Задачи:
1. Создать условия для усвоения учащимися знаний о животных, формировать целостный взгляд на проблемы сохранности живой природы и места человека в ней. Учить учащихся объяснять, почему многие животные стали редкими, как нужно охранять животных, оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы, анализировать, делать выводы.
2. Развивать речь, экологическое мышление, углублять и расширять знания детей о животном мире.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, животному миру, воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, активную позицию по проблеме охраны природы.
Эпиграф: Ты открой мне, природа, объятья,
Чтоб я слился с красою твоей.
И.Бунин
Предварительная работа:
1. Рассматривание фотографий, плакатов с изображением животных Северного Кавказа, внесенных в Красную книгу.
2. Беседы о разнообразии природного мира Северного Кавказа.
3. Разучивание стихотворений о природе;
4. Изобразительная деятельность в природе (рисование)
Материал:
Ноутбук, экран, проектор, презентации в программе Power point, карточки с изображением диких животных, игровизоры с различными заданиями.
Ход урока
Вводно-мотивационный этап.
- Какое у вас настроение?
- Готовы отправиться на прогулку?
Учитель:- Сегодня мы отправимся на прогулку. А вот куда, вы сейчас догадаетесь сами.
Девиз нашего урока: «Нельзя открыть нового мира, не зная старого"
(Дети читают стихотворение Л. Витальевой )
Наша Земля – голубая планета
Наша Земля – голубая планета, Воздухом свежим и солнцем одета. Нет, вы поверьте, Земли голубей, От синевы рек, озёр и морей. Горы, равнины, леса и поля – Всё это наша планета Земля. Ветры поют, с облаками играя, Ливни шумят, И от края до края Вы не найдёте чудесней на свете, Нашей прекрасной и доброй планеты!!!
Учитель:- Мы с вами знаем, как прекрасен наш родной Кавказ, как прекрасна его природа, сколько богатств таит он в себе. Природа настолько разнообразна, что им можно только восхищаться.
На Северном Кавказе обитает более 1000 различных животных и растений, которых нет ни в одном другом регионе России. Некоторых из них осталось очень мало, поэтому очень важно научиться бережно относится к природе и помогать животным и растениям. Наш экологический урок называется «Животные Кавказа помогают всем и сразу» и сегодня мы познакомимся с некоторыми из таких животных.
Эти животные занесены в Красную книгу России. Их разводят в заповедниках.
Учитель: - А кто из вас знает, что такое Красная книга?
(Красная книга Российской Федерации является официальным документом, содержащим свод сведений о редких и исчезающих видах животных и растений, а также необходимых мерах по их охране и восстановлению)
Учитель: - А кто из вас знает, что такое заповедник?
Заповедник – охраняемая природная территория, на которой под охраной находится весь природный комплекс.
Кавказский заповедник – крупнейшая охраняемая территория Кавказа – второй по величине в Европе. Он является крупнейшим горно-лесным заповедником страны и эталоном нетронутой природы Северо-Западного Кавказа.
Кавказский государственный природный биосферный заповедник был основан 12 мая 1924 г. в целях сохранения и изучения горных лесов и альпийской полосы с населяющими их редкими животными и растениями.
Учитель:- Я думаю, вы догадались, куда мы отправляемся на прогулку. Правильно, на прогулку по страницам Красной книги.
Учитель: - Ребята, а чтобы отправиться на прогулку, я хочу спросить у вас, кто из вас знает какие экологические праздники у нас есть и когда они отмечаются .
Международный День Земли (22 апреля)
День работников леса (18 сентября)
Международный день защиты озонового слоя (16 сентября)
День птиц (1 апреля)
Всемирный день по борьбе с опустыниванием и обезвоживанием (17 июня)
Всемирный день окружающей среды (5 июня)
Всемирный день туризма (27 сентября)
Всемирный День животных (4 октября).
Учитель: А знаете ли вы пословицы о природе? Вот мы и проверим.
Вот конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Ваша задача за 2 мин. нужно правильно собрать карточки с пословицей.
Аист на крыше - // мир в доме. Земля хоть и кормит, // но и сама есть просит. Жизнь дана // на добрые дела. Доброе дело // само себя хвалит. Много воды - // много травы. Растение - // земли украшение. Много леса - // не губи, мало леса - // береги, нет леса - // посади. Покорми птиц зимой, // они отплатят тебе добром летом. Не нужна соловью // золотая клетка, а нужна ему // земная ветка. Срубили кусты - // прощай птицы. Увидел скворца - // весна у крыльца. Искру туши // до пожара, отведи беду // до удара. Рощи да леса - // родного края краса. Судьба природы - // судьба Родины
Учитель:- Молодцы, справились с заданием. Ну, а теперь первое путешествие по странице. Посмотрите внимательно презентацию и скажите, о каком животном идет речь.
(просмотр презентации)
Учитель: - Правильно, это европейский зубр. Что вы знаете о нем?
История о зубре.
Европейский зубр - последний представитель диких быков в Европе. Когда- то он был широко распространен на Кавказе, но в начале XX века был полностью истреблен. Вся современная популяция зубров происходит всего от двенадцати особей, находившихся в начале XX века в зоопарках Европы. На Северном Кавказе имеются 2 группировки зубра в Цейском заказнике в Республике Северная Осетия - Алания и Тебердинском заповеднике в Карачаево-Черкессии общей численностью до 114 особей. Из-за близких родственных отношений данные группировки не получили должного развития. При отсутствии поддержки и завоза новых особей численность популяции сократится вдвое через 30 лет. Ключевая цель проекта по сохранению популяции зубра на Кавказе это формирование в дикой природе Северного Кавказа устойчивой популяции европейского зубра численностью не менее 400 особей.
Интересные факты:
- зубр — самое большое наземное млекопитающее, которое можно встретить в Европе;
- зубры имеют много общего с обитающими на просторах США бизонами;
- вес взрослого зубра достигает 600-800 килограммов;
- детёныши зубров спустя пару часов после рождения уже могут ходить;
- зубры умеют перепрыгивать препятствия до двух метров в высоту;
- лидерами стад зубров являются самки, а не самцы;
- продолжительность жизни зубра достигает двадцати пяти лет.
У зубров нет врагов. Хотя на их детёнышей могут напасть хищники, но зубры могут постоять за них.
Учитель: - А чтобы вам запомнился зубр, я приготовила для вас раскраски этого животного и предлагаю вам раскрасить животное.
Учитель:- Молодцы, справились с заданием. Ну, а теперь второе путешествие по странице. Посмотрите внимательно презентацию и скажите, о каком животном идет речь.
(просмотр презентации)
Учитель: - Правильно, это переднеазиатский леопард. Что вы знаете о нем?
Переднеазиатский леопард.
Переднеазиатский леопард - один из крупнейших подвидов леопарда в мире. Когда-то он занимал обширный ареал между Каспием и Черным морем, но в середине XX века был полностью истреблен в дикой природе Кавказа. Спустя 60 лет переднеазиатский леопард вернулся в родные края. Это стало возможным благодаря созданию специального Центра, где происходит разведение и подготовка леопардов к жизни к дикой природе. 15 июля 2016 года в Кавказском заповеднике состоялся первый в мире выпуск первых трех леопардов. Территория выпуска расположена в горной местности, недоступной для человека, вдали от населенных пунктов, где сохранились естественные экосистемы, привычные для леопарда, с соответствующей потребностями кормовой базой. Благодаря наличию леопарда в природе происходит умеренное развитие популяций волка и различных парнокопытных животных, тем самым сохраняется природный баланс. В будущем Северный Кавказ станет настоящим ареалом обитания более 50 переднеазиатских леопардов.
Интересные факты:
- в дикой природе леопарды живут 10-15 лет, в неволе доживают до 20 лет:
- самка леопарда приводит на свет от 2 до 3 детенышей, но до 1 года зачастую - доживает только 1 детеныш;
- леопарды способны поднять и протащить тушу животного вдвое превышающий их собственный вес;
- охотятся леопарды преимущественно ночью;
- у леопардов отличное зрение, увидеть добычу они могут на расстоянии 1,5 км;
- каждый леопард имеет индивидуальный узор на своей шкуре в виде пятен.
Учитель: - Я предлагаю тоже раскрасить это животное.
Учитель:- Молодцы, справились с заданием. Ну, а теперь третье путешествие по странице. Посмотрите внимательно презентацию и скажите, о каком животном идет речь.
(просмотр презентации)
Учитель: - Правильно, это каспийский тюлень. Что вы знаете о нем?
Каспийский тюлень или каспийская нерпа - вид тюленя, обитающего только в Каспийском море. На сегодняшний день популяция каспийского тюленя сократилась на 90% , что ставит под угрозу существование этого важного для морской экосистемы вида. По оценкам экспертов, без принятия соответствующих мер, в течение ближайших 10 лет может произойти полное вымирание популяции вида. Основными причинами сокращения популяции каспийского тюленя являются загрязнение мест его обитания, охота на этих животных, большое количество рыболовецких сетей, в которых запутываются животные. В целях решения проблемы данной проблемы объединились органы государственной власти, научные институты и международные эксперты и неравнодушные .жители прибрежных поселений Республики Дагестан.
Интересные факты:
-тюлени умеют плакать, однако в отличие от человека, у них нет слезных желез.
-тюлени могут похвастаться хорошо развитым обонянием, они способны уловить запах на расстоянии до 500 метров. Также у тюленей хороший слух, а вот зрение слабое.
-в воде тюлени ориентируются с помощью усов, которые помогают обходить препятствия.
- сон тюленей всегда чуткий, они несколько раз просыпаются для осмотра территории. А если спят в воде, то высовываются для того, чтобы вдохнуть ноздрями.
- тюлени способны нырять на большую глубину и находиться под водой до двух часов.
- продолжительность жизни тюленей достигает 35 лет, причем самки, как правило, живут дольше самцов.
Учитель: - Давайте раскрасим и это животное.
Учитель:- Молодцы, справились с заданием. Ну, а теперь четвертое путешествие по странице, самое необычное. Посмотрите внимательно презентацию и скажите, о каком растении идет речь.
(просмотр презентации)
Учитель: - Правильно, это самшит. Что вы знаете о нем?
Самшит колхидский – одно из самых древних растений. На сегодняшний день находящееся под риском полного исчезновения из-за быстрого распространения самшитовой огневки (гусеница), случайно завезенной в Россию в 2012 году вместе с посадочным материалом. В связи с отсутствием естественных врагов в природе Северного Кавказа огневкой уже съедено 99% самшитового леса. Экосистема возрастом 15 млн. лет поэтапно исчезает с лица Земли. Во всей России осталось только два участка самшитового леса, которые находятся на российском Кавказе в республике Адыгея, которые уцелели благодаря усилиям группы ученых и специалистов из АНО «Центр природы Кавказа».
Интересные факты:
-самшит вечно зеленое растение;
- самшит живет до 500-600 лет;
-максимальная высота самшита достигает до 20 метров, а диаметр дерева составляет 50 см.;
- за год дерево самшита растет не более чем на 1 мм.;
- самшит тонет в воде из-за плотной и прочной древесины.
Учитель: - Где применяют самшит? Просмотрите, пожалуйста, презентацию.
Учитель:- Предлагаю вам, сделать аппликацию самшитовой веточки. Молодцы, справились с заданием.
Учитель: - Мы сегодня узнали, как животные Кавказа помогают друг другу, как заботятся о природе. Уходя на каникулы, не забывайте относиться бережно к природе и беречь ее. В качестве задания на лето вам предлагается принять участие в творческом конкурсе. Подумайте, какие истории вы можете рассказать о своих любимых животных, как они помогают защищать природу. Вам нужно придумать стихотворение на тему «Животные Кавказа помогают всем и сразу» и нарисовать иллюстрацию к нему.
Учитель: - А сейчас я предлагаю вам сделать выставку из ваших работ, которые вы выполняли в течение урока.