Просмотр содержимого документа
«Дорожные знаки. Группы дорожных знаков.»
Предмет: Окружающий мир
УМК: Плешаков А.А. «Окружающий мир» 3 класс.
Класс: 3
Тема урока: Дорожные знаки. Группы дорожных знаков.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цели урока:
Учить соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни на примре формирования представлений о правилах безопасности на дороге;
Учить сравнивать и классифицировать дорожные знаки по особенностям внешнего вида в группы по их назначению.
Планируемые достижения:
Знания: представления о характерных чертах групп дорожных знаков(термины «знак», «дорожные знаки»), видах дорожных знаков.
Умения: сравнивать, классифицировать, различать дорожные знаки по особенностям внешнего вида в группы по их назначению.
- Посмотрите на него внимательно. Как вы думаете, кто он по профессии?
Ответы детей.
У. Это Инспектор дорожно-патрульной службы. А как вы определили?
У.А чем он занимается?
Ответы детей.
Д. Он следит за порядком на дороге.
У.Он пришёл к нам на урок, чтобы узнать, как вы соблюдайте правила дорожного движения и умеете ли правильно вести себя на дороге.
Все мы участники дорожного движения.
- Кого можно назвать участниками дорожного движения?
Ответы детей. (Это пешеходы, пассажиры, водители)
Слайд 2. Автомобиль. Дорога. Пешеход
У. Как неразрывны эти три слова. Об их взаимосвязи мы сегодня и продолжим разговор, потому что дисциплина на улицах, дорогах и в транспорте – залог безопасности.
- На прошлом уроке мы как раз вспомнили правила движения, которые нужно выполнять ежедневно.
Слайды 3-8
- Давайте проверим хорошо ли вы усвоили прошлый урок.
2. Лицо находящееся вне транспортного средства на дороге и не выполняющее на ней работы - (пешеход)
3. Любая используемая для движения улица, проспект, переулок по всей ширине, включая тротуары, обочины и разделительные полосы – (дорога)
4. Часть дороги, предназначенная для движения пешеходов- (тротуар)
5. Участок, проезжей части, обозначенной дорожными знаками или разметкой и предназначенный для движения пешеходов через дорогу – (Пешеходный переход)
6. С какого возраста можно ездить на велосипеде по проезжей части? (14)
- Что ж неплохо правила знаете, но только знать их недостаточно.
У. Как только мы выходим на улицу, сразу становимся пешеходами. А легко ли быть пешеходом? Что помогает пешеходу безопасно переходить дорогу?
Д. светофор
Слайд 9
У.Правильно.
У любого перекрёстка Нас встречает светофор. И заводит очень просто С пешеходом разговор.
- О чём с нами разговаривает светофор?
Ответы детей. (Как правильно перейти дорогу)
Слайд 10,11
У. На дорогах установлены транспортные(Слайд 10) и пешеходные светофоры. (Слайд 11)
Игра “Продолжи предложение…”. (Слайд 10)
Слайд 12,13 (историческая справка)
У.А знаете ли вы, как выглядел светофор раньше, 100 лет назад. Давайте посмотрим. (Слайд 12)
- Первый светофор в России был установлен в 1929 году в Москве. Он имел форму круга поделённого на три равные части: красный, жёлтый, зелёный. Регулировщик поворачивал стрелку на нужный цвет.
Слайд 14
Внимание! Наш инспектор дорожно-патрульной службы попросил нас разобрать ситуацию, которая произошла на пересечении проспектов Мира и Хасана Туфана в Набережных Челнах.
- Кто переходит дорогу соблюдая правила дорожного движения?
- Кто нарушил? Какое было нарушение?
Ответы детей.
У. Скажите, а кто ещё кроме сигнала светофора может помочь пешеходам, водителям на дорогах?
Ответы детей. (Регулировщик)
Слайд 15
- Но на каждом километре нельзя поставить светофор или регулировщика, значит, нам нужны другие помощники на дорогах.
2. Изучение нового материала.
Отгадайте загадку.
У.Днём и ночью в дождь и стужу Мы несём дороге службу Знают нас на всей планете Взрослые и даже дети. Если нас не соблюдать, Можно сильно опоздать.
- Кто же они эти неутомимые помощники?
Слайд 16
Ответ детей. (Дорожные знаки)
У. Правильно, и сегодня наш урок бдет посвящен изучению дорожных знаков.
У. А ЧТО БЫ ВЫ ХОТЕЛИ УЗНАТЬ О НИХ НОВОГО?( О ДОРОЖНЫХ ЗНАКАХ)
-предлагают
- ХОРОШО, МЫ РАССМОТРИМ ЭТИ ВОПРОСЫ.
А ТАКЖЕ МЫ:
-НАУЧИМСЯ РАЗЛИЧАТЬ ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ ПО ОСОБЕННОСТЯМ ИХ ВНЕШНЕГО ВИДА.
- УЗНАЕМ НА КАКИЕ ГРУППЫ ДЕЛЯТСЯ ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ
-ТАКЖЕ УЗНАЕМ ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ, Т.Е ИХ РОЛЬ.
У. Давайте напишем кратко наш план на урок я на доске, а вы в своих тетрадях. На эти вопросы мы попытаемся найти ответ
Д.З.
-КАКИЕ БЫВАЮТ?
-КАК РАЗЛИЧАТЬ?
-КАКОВА РОЛЬ?
У. Дорожные знаки – замечательное изобретение. Они понятны без слов жителям всех стран. Причём в разных странах они одинаковы. Как вы думаете почему так?
Слайд 17. (Знаки разных стран)
Слайд 18.(Историческая справка)
- В 1909 году на Международной конференции автомобилистов в г.Париже утверждены первые четыре дорожных знака. В том же году они появились и в России.
- А в нашем городе –Набережных Челнах первые дорожные знаки появились только во второй половине 20 века, где-то в 1970ом году.
- Посмотрите, это старинные знаки и написаны по правилам правописания принятым в то далёкое время
- Попробуйте прочитать название этих знаков. (Перекрёсток, шлагбаум, двойной поворот, препятствие в виде насыпи и канавы)
- Дорожные знаки делятся на несколько групп.
Слайд 19. (Классификация)
У. Ребята, хором произнесём названия групп, на которые делятся все знаки
У. Откройте учебник, с.14.
Итак, предупреждающие знаки.
Прочитаем о них в учебнике. (Чтение вслух)
Слайд 20
- Так о чём нас предупреждают эти знаки?
Само название этих знаков говорит нам, будь внимателен, мы тебя предупреждаем об опасности, которая может, встретится на твоём пути.
- Какую форму и цвет имеют предупреждающие знаки?
- Назовите предупреждающие знаки.
- Назовите, какой знак устанавливают вблизи школ, детских садов?
Ответ детей. (Знак “Дети”)
У. Следующая группа – запрещающие знаки.
Слайд 21
- Назовите запрещающие знаки.
- Прочитайте самостоятельно о них в учебнике, с 15.
- Что скажите о запрещающих знаках?
Ответы детей.
У. Эти знаки нам запрещают, говорят, нельзя делать обгон, въезд и т.д.
Сформулируйте назначения знаков, используя слово нельзя
- Какую форму и цвет имеют запрещающие знаки?
Слайд 22
У.Всё внимание на доску! Инспектор просит внимательно посмотреть на предупреждающие знаки и запрещающие. Что общего у них?
Ответы детей. (Они с красной каймой)
У. Значит эти знаки очень важные. Они как красный свет светофора. Говорят, стой. Какие знаки более строгие? Почему?
Ответы детей. (Запрещающие. Они запрещают делать какие-то действия, говорят, что этого делать нельзя.)
3.Физкультминутка
Дорога не тропинка,
Дорога не канава.
Сперва смотри налево.
Потом смотри направо.
Ты налево повернись,
Другу рядом улыбнись,
Топни правой ногой:
Раз-два-три,
Покачай головой,
Раз-два-три,
Руки вверх ты подними
И похлопай: раз-два-три.
4. Продолжение работы по теме
У. Продолжим разговор о дорожных знаках.
Рассмотрим следующую группу знаков.
Слайд 23
- Это какие знаки?
Предписывающие знаки - они говорят, следуй строго предписанию. Назовите знаки.
- Какую форму и цвет имеют предписывающие знаки?
Самостоятельно прочитайте о них в учебнике, с. 15
- Найдите ответ в учебнике на вопрос: Что означают знаки стрелок внутри синего круга?
Ответы детей. (В какую сторону нужно двигаться)
Слайд 24
- А это что за знаки: синий цвет, форма квадратная или прямоугольная? Обратитесь за помощью к учебнику. Найдите название этой группе знаков.
Ответы детей. (Информационно-указательные знаки)
Слайд 24
- В правилах дорожного движения от 20 ноября 2010 года произошли изменения и эти знаки стали называться просто – информационными. Рассмотрим эти знаки. Назовите их.
Слайд 25
- Назови знаки сервиса?
- Как вы думаете, что подсказывают они водителю на дороге?
- Какого они цвета и формы?
Ответы детей.
Обратить внимание детей на знак “Кемпинг”.
Словарная работа.
Кемпинг – место для отдыха.
Вывод: На какие группы делятся дорожные знаки?
Слайд 26
Ответы детей.
Слайд 27
У. - Какие дорожные знаки встречаются вам по пути от дома до школы?
Ответы детей.
5. Первичное закрепление изученного материала.
Работа в тетрадях
- Откроем тетрадь, с 11, задание 2. Прочитаем.
Возьмите цветные карандаши. Раскрасьте знаки.
Слайд 28
- Сравните свои ответы со слайдом. Слайд 28
Поднимите руки, кто всё сделал без ошибок.
- Скажите, к какой группе относится каждый знак.
6. Применение новых знаний.
Игра “Помоги инспектору установить дорожные знаки”. Слайд 29-36
Участники дорожного движения! Случилась беда! Помогите инспектору установить дорожные знаки!
7.Итог урока.
Слайд 37
У.Для чего нужны дорожные знаки? Может можно обойтись и без них?
Ответы детей.
У. Ребята, наш Инспектор дорожно-постовой службы доволен вашей работой. Но он предлагает выполнить ещё задание.
Игра “Дорожные знаки” Работа в группах.
Проверка по группам. Слайд 39-42
Слайд 43
8.Рефлексия.
У. Ребята, помните наш план, который мы записали в начале урока. Нам нужно было попытаться найти ответы на следующие вопросы.
-КАКИЕ БЫВАЮТ?
-КАК РАЗЛИЧАТЬ?
-КАКОВА РОЛЬ?
У. Мы смогли это сделать?
(да)
У. Давайте проверим все ли усвоили сегодняшний материал.
- Приготовьте сигнальные карточки – светофоры. Игра “Верно ли утверждение” Если верно – зелёный сигнал, а если нет – красный.
Тест
1. Дорожные знаки разные в каждой стране.
Да; Нет.
2. Предупреждающие знаки представляют собой белые треугольники с красной каймой.
Да; Нет.
3. Запрещающие знаки представляют собой синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками.
Да; Нет.
4. Сервис – это обслуживание.
Да; Нет.
5. Дорожный знак “Кирпич” означает место остановки автобуса?
Да; Нет.
6. Знак “Пешеходный переход” выглядит так, красный треугольник с изображением человека.
Да; Нет.
7. Все дорожные знаки важны – без них невозможно безопасное движение на дорогах.
Да; Нет.
У. Молодцы!Инспектор дорожно-патрульной службыосталсядоволен вашими знаниями, вы хорошо разбираетесь в Правилах дорожного движения. Он надеется, что светофор и дорожные знаки станут вашими настоящими друзьями, среди вас не будет нарушителей Правил дорожного движения, и он задаёт вам следующее домашнее задание.
Слайд 43
9. Домашнее задание
Д/з: с. 14–17, читать, ответить на вопросы после теста (стр.17) тетрадь стр. 9-10 №1.