Каждый учитель, работающий во 2 классе знает, что основным требованием к знаниям. Умениям и навыкам при обучении математике является знание таблицы умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления на уровне автоматизированного навыка. Важным изучении таблицы умножения являются математические диктанты, игры. Они помогают быстро изучить и закрепить знание таблицы умножения, Освоить соответствующие случаи деления. Для этого можно провести игры.
Игра: « Чей ряд лучше?»
Дети или учитель выбирают из каждого ряда по 2 ученика. Выбранные ученики стоят напротив своего ряда. А уч-ся быстро по порядку, как сидят, задают им примеры на умножение и деление. Отмечаем, кто решил быстро больше примеров. Игра проходит в быстром темпе. Детям нравятся задавать примеры и решать их. При подведении ряд – победитель поднимается, класс громко произносит «Молодцы!» и хлопает в ладоши.
Игра: « Кто быстрее?»
Напротив каждого ряда на доске прикрепляются картинки, под которыми записаны примеры:
9 6 8 9 5 4
3 8 5 6 7 8
6 4 4 7 6 6
2 3 6 9 9 2
По сигналу учителя уч-ся каждого ряда по порядку выходят к доска и пишут ответ. Побеждает ряд, который быстрее и правильно запишет ответ.
12 63 42
18 54 18
24 27 35
72 36 8
В этом варианте нужно составить примеры к данному ответу, например:
12=6 2 , 3 4 , 4 3 , 2 6
В целях подготовки надо повторить переместительное свойство умножения и связь между компонентами и результатами действия умножения. Для этого можно предложить устно выполнить с объяснением упражнения:
Найти результат второго примера, пользуясь первым.
7 5=35 , 5 7 =
Найти частные 54 6 и 54 9 , если известно. Что 6 9= 54
Вычисли сумму: 2+2+2+2+2+2+2+2
Ученики читают первую таблицу объясняя, как находили результат 2 2=4 , 2 3=6 , т.к. 2+2+2=6
Далее ученики рассматривают вторую таблицу и объясняют, что
она получена из первой путем перестановки множителей.
Как бы дети не любили игры. На каждом уроке необходима самостоятельная работа. Организация самостоятельной работы требует творческого подхода. Детям нравится работать с карточками. Практически каждый ученик работает на уроке с несколькими карточками.
7 7= 8 =48 49: =7
6 9= 6=54 :6=9
12:3= 7 =63 27: =9
20:4= 4=16 :7=6
Игра: « Веер»
Очень интересно проходят математические диктанты с использованием веера.
Из плотной бумаги делается веер из 20 лепестков. На каждом лепестке написаны цифры: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9;
1,2,3,4,5,6,7.8.9,0
Учитель читает пример , дети быстро показывают ответ.
Самые результативные диктанты длятся 5-7 минут:
7 5 ;
4 увеличить в 5 раз;
Во сколько раз 24 6;
Чему равно частное 28 и 7;
Чему равно произведение 8 и 5;
Уменьши 40 в 5 раз.
Хорошие результаты дают математические диктанты, которые проверяют сами учащиеся, обмениваясь работами с соседями по парте.
Такая работа помогает формировать прочные навыки табличного умножения и деления.