Просмотр содержимого документа
«Доклад "Роль устного счёта для формирования вычислительного навыка у детей"»
Особенность устного счета в 1 классе заключается, прежде всего, в образно-наглядном мышлении детей.
Упражнения для устного счета можно давать в виде хорошо знакомых занимательных игр, например «Лесенка», «Молчанка», «Цепочка», «День и ночь», «Заселяем дом», «Светофор» и т.
Игра «День, ночь». Учитель говорит «Ночь», дети закрывают глаза, далее вопрос учителя «сумма чисел 5 и 2», затем слово «День», дети открывают глаза и говорят результат. Вопросы для игры связаны с действиями сложения и вычитания и компонентами при сложении и вычитании, сравнение:
- к 3 прибавить 4;
- 7 увеличить на 2;
- сумма чисел 3 и 6;
- разность чисел 10 и 4;
- от 7 отнять 2;
- 8 уменьшить на 6;
- на сколько 5 больше 3 и т.д.
Игра с мячом. Кидая мяч ученику, учитель предлагает вопрос, ученик при ответе возвращает мяч учителю. В игре используется индивидуальный подход к каждому учащемуся. Например, тема «Состав чисел»: учитель, кидая мяч ученику « 5 – это 3 и …» с ответом ученика «2», мяч возвращается к учителю.
Игра «Меткие стрелки». Для каждого ряда на доске подготовлены столбцы с примерами и ответами. По команде учителя, одновременно ученик с каждого ряда подбегает к доске и проводит стрелку от примера к ответу, по окончанию игры подводится итог правильности выполнения задания.
1+3
7 + 2
8 – 6
8 – 4
7 + 2
4
4
9
9
2
5 + 3
9 – 8
4 – 2
1 + 7
3 + 7
2
8
8
10
1
7 – 4
6 – 5
10 – 6
5 + 5
8 – 7
3
1
1
10
4
Что на свете есть одно.
Попросите детей перечислить, что в мире есть только одно, например, солнце, луна, небо, Родина, Земля, Марс и т.д. Все перечисленное учитель записывает на доске. Дети по очереди выбирают одно слово из записанных на доске и говорят о нем два – три коротких предложения, не называя его. Например: Оно круглое. Оно дает нам жизнь. Оно горячее. (Солнце). Остальные угадывают, о чем идет речь. Это задание можно провести с разными понятиями, например: что у человека только одно, что в вашем доме только одно и т. д.
Развивающие задания по математике
1. Масса петуха, стоящего на двух ногах, 4 кг. Какова будет масса петуха, если он встанет на одну ногу?
2. Два мальчика играли в шашки 2 ч. Сколько часов играл каждый мальчик.
3. Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?
4. У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей в семье?
5. Масса дрессированной собачки, когда она стоит на задних лапках, 3 кг. Какова будет ее масса, когда она встанет на 4 ноги?
6. Марина и Оля сестры. Марина сказала, что у нее 2 брата, и Оля сказала, что у нее тоже 2 брата. Сколько детей в семье?
7. Стоят 6 стаканов, 3 с водой, 3 - пустые. Как расставить их, чтобы стаканы с водой и пустые чередовались? Разрешается переставить только один стакан.
8. Шел человек в город, а навстречу ему шли четверо знакомых. Сколько человек шло в город?
9. Шел человек в город и по дороге догнал трех своих знакомых. Сколько человек шло в город?
Задачки в стихах
1) На подстилке 2 птенца,
Два пушистых близнеца.
И ещё готовы 5 из скорлупок вылезать.
Сколько станет птиц в гнезде, помогите мне. (2+5=7)
2) 5 мышат в траве шуршат,
3 забрались под ушат.
2 мышонка спят под ёлкой.
Сосчитать мышей недолго. (5+3+2=10)
3) На берёзе 3 синички
Продавали рукавички.
Прилетело ещё 5,
Сколько будут продавать? (3+5=8)
Математические диктанты.
Диктант 1
1. В верхней строке нарисуйте столько кружков, сколько помидоров нарисовано на доске (на доске нарисовано 6 помидоров). Раскрасьте третий кружок.
2. Слева нарисуйте 3 красных квадрата, а справа 1 зеленый треугольник.
3. Нарисуйте квадрат, а под ним круг. Раскрасьте ту фигуру, которая нарисована ниже.
4. Нарисуйте квадрат, треугольник и кружок так, чтобы треугольник был между кружком и квадратом.
5. Сколько орехов в пустом стакане?
Диктант 2
1. Нарисуйте столько палочек, сколько на доске треугольников.
2. В квартире две комнаты. Из одной комнаты сделали две. Нарисуйте столько кругов, сколько стало комнат.
3. Продолжите закономерность по цвету:
к – красный, ж – желтый, с – синий
4. У Иры орехов больше 3 и меньше 5. Сколько орехов у Иры? Нарисуйте эти орехи.
5. Раскрасьте прямоугольники карандашами двух цветов так, чтобы 2 прямоугольника были одинаковыми, а 2 – разными.
6. У кошки было 3 черных и 2 серых котенка. Каких котят больше: серых или черных?