Протокол урока.
«День Победы». «Окружающий мир», 2 класс, ч. 2; авторы учебника О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. УМК «Перспективная начальная школа».
Тема урока: « День Победы».
Автор урока: О.И. Неверова – учитель начальных классов МОУ Шубенской СОШ, Алтайский край.
Оборудование: плакат «День Победы», сочинения учащихся, учебник, хрестоматия, тетрадь.
Дидактические задачи урока:
Повторение материала «Общий дедушка».
Изучение новой темы «День Победы»:
Познакомить учащихся с историей праздника «День Победы», показать его значимость.
Спровоцировать интерес к изучению темы, познакомив с биографией ветерана Великой Отечественной войны Михалёва А.П.
-
Сверхзадача урока: продолжение формирования навыка работы с учебником и справочником учебника.
Формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная.
Условные обозначения: У. – учитель; Д. – дети.
Ход урока:
Повторение материала «Общий дедушка».
У. Расскажите о своих родословных, истории которых вы готовили дома. Приложение 1: «Родословная семьи Михалёвых».
2. Изучение новой темы «День Победы».
У. Что вы знаете о Великой Отечественной войне? Когда она началась? Почему так называется? Найдите и прочитайте нужные сведения: учебник, ч. 1, «Словарик».
Дети находят и читают, с. 122.
Д. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Эту войну назвали Отечественной, потому что с первых дней войны на защиту своего Отечества встал весь народ.
У. Из городов, сёл и деревень люди уходили на фронт. Оставшиеся в тылу обеспечивали армию оружием (автоматами, самолётами, танками), снарядами, продовольствием и одеждой. Найдите прочитайте об этом в учебнике.
Комментированное чтение учащимися учебника, с. 110.
У. Какое историческое событие связано с датой 9 Мая 1945 года?
Д. 9 Мая 1945 года наш народ одержал победу над фашистской Германией.
У. В истории нашей страны много значительных событий. Но 9 Мая 1945 года занимает в ней особое место. В этот день Великая Отечественная война, длившаяся почти 4 года, завершилась нашей победой. Враг был разбит. Победу в Великой Отечественной войне каждый год отмечает вся страна. Вся страна благодарна поколению ваших прадедов. Они отстояли свободу и независимость нашей Родины. Найдите и прочитайте об этом в учебнике.
Комментированное чтение учащимися учебника, с. 111.
У. (Организует работу в парах): Найдите и прочитайте в учебнике вопросы для работы в парах: «Объясни соседу по парте, в честь кого зажжён Вечный огонь у Кремлёвской стены. А он пусть расскажет тебе, почему около Вечного огня всегда лежат цветы». Ответьте на эти вопросы.
Д. Объединяются в пары и отвечают на вопросы учебника, с. 111, внизу. Затем делают сообщения перед классом.
У. Память о военных годах живёт в истории каждой семьи: в письмах, фотографиях, наградах. Найдите и прочитайте в учебнике о семье прадедушки Миши (Миша – это сквозной герой), о том, какой след в их семье оставила война.
Комментированное чтение учащимися учебника, с. 112.
У. Кожемякин Никита прочитает сочинение своего брата, Максима, о своём прадедушке Михалёве А.П., участнике Великой Отечественной войны. Это сочинение было напечатано в районной газете «За урожай».
Кожемякин Никита читает одноклассникам сочинение, в котором рассказывается о его прадедушке – ветеране войны, Михалёве А.П.
Приложение 2: «Сочинение Кожемякина М. «Мой прадедушка».
У. Найдите и рассмотрите на рисунках учебника орден Славы III степени, орден Отечественной войны II степени, медаль «За оборону Москвы», медаль «За отвагу», медаль «За боевые заслуги», медаль «За взятие Вены», медаль «За взятие Берлина». Какие ещё награды времён Великой Отечественной войны вы знаете?
Дети находят и рассматривают рисунки в учебнике, с. 112-113.
Д. Когда мы были в гостях у А.П. Михалёва в день рождения, 28 марта, то видели у него ордена и много юбилейных медалей.
У. Найдите и прочитайте в учебнике о наградах Мишиного прадедушки.
Комментированное чтение учащимися учебника, с. 113.
3. Подведение итогов.
Д. читают композицию стихотворений о войне:
ЧЕТЫРЕ ГОДА ШЛА ВОЙНА
1-й: 9 мая 2010 года в 65-й раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.
День 9 мая 1945 года знает весь мир. Наша страна шла к этому дню 4 года. Но какие это были годы…
2-й: - Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времён
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно
Кумачовые звёзды
На полотнах знамён унося.
3-й: Сорок второй! На Ленинград
Обхватом с трёх сторон
Шёл Гитлер силой 40 дивизий.
Бомбил. Он артиллерию приблизил,
Но не поколебал ни на микрон
Не приостановил ни на мгновение
Он сердца ленинградского биение.
И, видя это, разъярённый враг,
Предполагавший город взять с набега,
Казалось бы, испытанных стратегов
Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.
И те пришли, готовые к победам,
А третий, Голод, шёл за ними следом.
4-й: Сорок третий!
В сырой степи под перекопом,
Где мы ломали рубежи,
Где были длинные окопы.
Рвы, загражденья, блиндажи.
Там, на пустынных перекрёстках,
Чтоб их запомнила страна,
На звёздах, на фанерных досках
Мы написали имена.
5-й: Сорок четвертый!
Ещё война, но мы упрямо верим,
Что будет день, мы выпьем боль до дна.
Широкий мир нам вновь откроет двери,
С рассветом новым встанет тишина.
6-й: Сорок пятый!
Ещё стояла тьма немая,
В тумане плакала трава.
Девятый день большого мая
Уже вступал в свои права.
По всей стране от края и до края
Нет города такого, нет села,
Куда бы ни пришла Победа в мае
Великого девятого числа.
Кто-то пел и кто-то плакал,
А кто-то спал в земле сырой…
7-й: 4 года шла война – это 1418 дней и ночей! 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей! 20 миллионов, вы только представьте – если по каждому из 20 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать… 32 года!
8-й: Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
Среди нас нет тех,
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!
(Минута молчания.)
У. Почему День Победы – государственный праздник?
Д. Этот праздник связан с тем, что русский народ отстоял, сохранил независимость своего государства. За эту победу отдали жизнь миллионы советских людей.
4. Домашнее задание: учебник, с. 110 – 113, прочитать.
Информационные источники:
О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов. Наш мир. 2 класс. – М. Академкнига/Учебник, 2007. – ч.1, с.122; ч.2, с.110 – 113.
Районная газета «За урожай», 06.04.2007 года
http://www.solnet.ee/holidays/s21_01.html
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B0+%D0%B8+%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B8+%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B9+%D0%9E%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%8B&stype=image