Отработка алгоритма деления на числа, оканчивающиеся нулями.
Закрепление умения применять этот навык при решении уравнений, задач.
Развивать навыки устного счета.
Способствовать развитию математической речи, логического мышления, памяти, внимания.
Воспитывать интерес к получению знаний, самостоятельность, умение работать в паре.
Задачи:
Образовательные:
1. Отрабатывать у учащихся навыки применения различных приемов при делении чисел; решать задачи изученных видов; закреплять умение определять количество цифр в частном
Развивающие: Развивать логическое мышление учащихся, сообразительность, культуру речи, развивать общий кругозор. Обогащать словарный запас учащихся предметной терминологией.
Воспитательные: воспитывать умение объективно оценивать себя, товарища и работу класса в целом.
Планируемые результаты:
Предметные умения
- совершенствовать умения выполнять письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями;
- учить правильно употреблять в речи математические понятия;
- способствовать освоению приемов письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями;
-формировать умение определять последовательность своих действий для решения примеров;
- формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- учить определять и формулировать цель деятельности;
- формировать умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
- формировать умение адекватно оценивать свою деятельность.
Познавательные:
- формировать осмысление приемов письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями;
- развивать любознательность и познавательную инициативу;
- формировать умение в постановке проблемы и учебной цели;
- способствовать развитию готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач;
-формировать умения обобщать знания и делать выводы;
Коммуникативные:
- формировать умение отвечать на поставленный вопрос;
- формировать умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
-формировать умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от товарища (при работе в парах);
- развивать умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- формировать умение аргументировать свои высказывания;
- формировать умение четко выражать свои мысли;
- формировать умение уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться.
Оборудование: презентация, ноутбук, экран, лист самоконтроля, учебник, тетради, карточки с примерами, с буквами.
План – конспект урока
1. Мотивации к учебной деятельности.
Наш урок начинается. Встали около своих парт. Глубоко вздохнули – выдохнули, успокоились. Сегодня предстоит серьезная работа, при выполнении которой вы должны использовать полученные знания, умение работать в паре.
Садитесь.
Начать урок я хочу с этого предложения: Слайд
«Математика – симфония чисел».
Чтобы понять смысл этой фразы, вспомните значение слова «симфония».
(Большое музыкальное произведение.)
Слово симфония имеет еще одно значение. Это слово пришло к нам из Древней Греции и переводится оно как «согласие».
Музыка – симфония звуков, т.е. сочетание, согласованность, согласие определенных звуков.
Как же тогда понять фразу, написанную на доске?
Математика, как и музыка, требует сочетания, согласованности и соблюдения определенных правил.
2.Постановка учебной задачи.
Сегодня на уроке, чтобы исполнить симфонию чисел без фальши, добиться согласованности и согласия, должны выполнить ряд задач: Слайд.
повторить и закрепить алгоритм деления на числа, оканчивающиеся нулями;
применять этот навык деления при решении задач, уравнений и в практической работе.
Работать вы будете в паре. Работая дружно, помогая друг другу, вы легко справитесь со всеми заданиями. На столе у вас лежит Оценочный лист. За каждое задание будете ставить баллы. В конце урока посмотрим, кто сколько наберет баллов и какую получит отметку.
Приступаем к работе.
Откроем тетради и запишем число, классная работа,
3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Устный счет. Первый этап.
Минутка чистописания.
Даны числа. 3819 9238 1145 1628 16789. Какое задание можно с ними выполнить?(сделать карточки с цифрами)
Расположите данные числа в порядке возрастания и запишите их.
Слайд. Проверь себя!
Следующий этап, как на любых соревнованиях, разминка – устный счет
Игра «Расшифруй слово» (Слайд)
Частное чисел 350 и 7 увеличь на 20 Д
.Частное чисел 350 и 7 увеличь в 20 раз Е
.К 50 прибавь частное чисел 360 и 60 Л
Разность чисел360 и 60 уменьшить в 100 раз .Е
Сколько дм в 240 см? Н
Найди периметр квадрата со стороной 9 см. И
Чему равна ширина сада, если его S=54 кв.м, а его длина 9 м? Е
Какое получилось слово? (ДЕЛЕНИЕ).На доске
-А вы хорошо умеете выполнять математическую операцию – деление? (да)
- А как вы это умеете делить мы сейчас проверим.
4.Самоопределение к деятельности.
Решите примеры. (на доске) Самостоятельно. Карточки на доске.
32340:10 320:4 3240:60
56400:100 1648:8 3570:90
Как вы разделили примеры? Слайд .Проверь себя!
С решением каких примеров вы справились быстро? Какие примеры вызвали затруднение при решении? Проблемный диалог.
Глядя на выражения 3240:60 и 3570:90, сформулируйте тему и цель урока.
5.Формулирование темы и целей урока
Слайд
ТЕМА УРОКА (дети называют тему урока)
Деления на числа, оканчивающиеся нулями;
- Поставьте перед собой цель - чему надо научиться? Зачем надо уметь это делать?
- Давайте сформулируем цель урока. Слайд
(Найти способы деления чисел, на числа оканчивающихся нулями. Должны научиться находить ошибки и определять их причину. Это надо делать для того, чтобы мы видели свои ошибки и исправляли, чтобы решать примеры без ошибок).
5.Построение проекта выхода из затруднения
-Так как же выполнить деление - 3240:60 и 3570:90,
Где можно найти необходимые нам знания?
-Может знает кто-то из ребят.
- Можно спросить у взрослых.
- Можно посмотреть объяснение в учебнике.
- Может быть всё-таки у кого – то есть предположения?
- Попробуйте найти способ решения данного выражения:
720: 90 = 720 :(9х10) = 720:10: 9 = 8
Используем свойство деления числа на произведение.
(доска)
Какой сделаем вывод?
Чтобы разделить число на числа, оканчивающиеся нулями надо: Слайд
Разложить делитель на произведение.
Чтобы разделить число на произведение можно сначала разделить делимое на один из множителей, а затем на второй множитель.
- Молодцы вы правильно сформулировали алгоритм решения.
А теперь попробуем решить наш пример используя это свойство. Свойство деления числа на произведение. (доска)
3240:60
6.Работа над новой темой
-Вернёмся к выражениям. Попробуйте решить эти примеры, записав их в столбик.
- Ребята, что нужно знать при выполнении любого действия? (Алгоритм
выполнения действия).
- Вспомним алгоритм деления на многозначное число.
Найти первое неполное делимое.
Определить количество цифр в частном.
Найти цифры в каждом разряде частного.
Найти остаток (если он есть).
- Решать поставленную вами цель будем вместе.
Учитель на доске вместе с детьми решает примеры.
Слайд. Алгоритм показать.
7.Физминутка: (Упражнения на развитие координации движений)
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда, все дружно встали!
Ногами потопали,
Руками похлопали.
Вправо ниже наклоняйся. (4 наклона)
Влево тоже наклоняйся. (4 наклона)
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глаза крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем.
И считать мы продолжаем
8. Первичное закрепление. (Работа с учебником).
“Я умею делить и умею объяснять”.
1. Проговаривание алгоритма при решении примеров у доски.
Стр. 30 №110 и №111
6.Самостоятельная работа. (карточка с примерами) .1 ученик решает примеры.2 ученик на ноутбуке уравнение.
3340:20 47350:60
Работа с ноутбуком. (решение уравнения)
6020: х=65+5
Ключ к проверке! Слайд МОЛОДЕЦ!
7. Включение в систему знаний повторения.
«Решение задачи» (работа в парах)
Прочитайте задачу 121 (на движение) вслух.
Начертим чертёж. (доска)
одинаковая 8 мин
Р
96 км
? на 2 км/мин
Р
? км
Посмотрите на доску. Слайд,
Я даю вам 2 варианта решения. Спишите в тетрадь верный. Работаем. Объясните решение. Разбор задачи.
Решение
1. 1) 96 :8=12 (км/мин) 2. 1) 96:8=12 (км/мин)
2) 12+2=14(км/мин) 2) 12Х2=24 (км/мин)
3) 14Х40=560(км) 3) 24Х40=960(км)
Ответ:960километров он пролетит за 40минут.
Ответ:560километров он пролетит за 40 минут.
8. Рефлексия.
-На какой вопрос мы сегодня искали ответ? (Как разделить многозначное число на числа, оканчивающиеся нулями?)
-Ответили на данный вопрос?
-Каким способом деления мы пользовались на уроке? (деление столбиком)
-Повторяем ещё раз алгоритм деления.
-А теперь оцените свою работу на уроке, продолжив предложения: