Просмотр содержимого документа
«Буква "й" - мягкий согласный звук»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 п.г.т.Кукмор»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Буква ”й” - мягкий согласный звук
(урок чтения для учащихся 1-го класса)
Разработала:
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Габдрахманова Ф.Х.
Тип урока: открытие нового знания.
Цели урока:
Образовательные: создать условия для изучения учащимися новой буквы и звука «й» и его особенностей, обучения чтению слови предложений с новым звуком.
Развивающие: формировать умения выделять общие и существенные признаки и свойства, делать обобщающие выводы, применять полученные знания на практике и оценивать результаты выполненных действий.
Воспитывающие: способствовать воспитанию добросовестного отношения к труду, инициативности, настойчивости, способности преодолевать трудности для достижения цели.
Методы: проблемные, проектно-исследовательские.
Литература и оборудование:
Климанова Л.Ф. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразоват.учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1. /Климанова Л.Ф, Макеева С.Г.; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 201. – 111 с.
Интерактивная доска.
Лента букв.
Рисунки для этапа рефлексии.
План урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
1. – настрой на урок
2. – стихи о Мойдодыре.
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
1. – повторение изученных букв:
- гласных
- согласных
2. – чтение слов с изученным мягким знаком.
III. Выявление места и причины затруднения.
– работа со словом Мойдодыр (нахождение неизученной буквы).
2. А теперь , послушайте четверостишие и , попробуйте догадайтесь о ком будет речь?
Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает Умывальник
И качает головой.
- Какой сказочный персонаж у нас появился?
(Мойдодыр)
- Кто это?
(Это блюститель чистоты и порядка)
- Правильно! Он сегодня и, в дальнейшем будет следить за чем?
(За чистотой рук, лиц, одежды, учеников в школе и дома)
II. Актуализация.
- Давайте покажем Мойдодыру какие буквы мы с вами уже изучали?
(Гласные и согласные)
- Покажите гласные буквы: (веер) а о у ы э и я е ё
- Согласные: н м л р б в г д ж з п к т с
- Почему гласные называют так?
(они поются , не встречает преград при произношении звуков)
- А согласные?
(вот рту встречаются преграды , не тянутся , не поются).
- Молодцы, ребята!
III. Выявления места и причины затруднения.
1.- А давайте, вместе прочитаем слово ”Мойдодыр” и подумаем , какую букву в этом слове мы еще не изучили?
(Это буква и, но с дугой наверху.)
- Кто знает, какая это буква?
(Это буква ”й”)
2.- Попробуйте сами догадаться какой это звук: гласный или согласный?
(Согласный.)
- Почему?
(Во рту есть преграда.)
- Хорошо. А еще что? Он мягкий или твердый?
(Он мягкий.)
3.- Давайте немного отдохнем (физ.)
Мы слепили снежный ком
Ушки сделали потом.
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Кролик вышел как живой!
Он с хвостом и с головой
За усы не тяни – из соломинок они!
Длинные, блестящие точно настоящие!
IV. Построение выхода из затруднения.
1.- А сейчас потренируемся в нахождении звука [й].
- Отгадайте загадку (слайд 1.)
- Кто такой йог?
(ответы детей)
- Йог – это человек, который с помощью специальных упражнений и систематических приёмов обладает сверхъестественными силами ,- вот что говорится о таких людях в толковом словаре.
- Почему Мойдодыр загадал эту загадку?
(Потому что йог – человек, который следит за своим здоровьем и чистотой.)
- Давайте сделаем звуко-буквенный анализ этого слова.
(слайд 2. ученики отгадывают звуки по подсказкам на слайде.)
- Где находится звук й?
(в начале слова)
- Хором назовите этот звук. Какой он?
(он – согласный , так как во рту есть преграда, когда мы произносим этот звук)
- Он ещё какой?
(мягкий – поэтому на схеме он зелёного цвета)
- Мойдодыру понравился ваш ответ, он улыбается.
2.- Ребята! А где ещё мы можем узнать про новую букву?
(в учебнике)
- Давайте откроем учебник на стр.35 - найдём небольшой рассказ о двух друзьях. Как их зовут?
(Ой-Ой и Ай-Ай)
- Прочитаем их разговор хором.
- Какой из друзей даёт умный совет?
(Ай - Ай. Ты пойди - ка погуляй.)
- Понравится ли он Мойдодыру своим советом?
(наверно да)
3. Физ-ка
Очень трудно так стоять
Ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться
За соседа не держаться.
4. слайд 2.
- Проведём звуко - буквенный анализ слов на доске с помощью компьютера.
Найдите в словах звук [й]
(ученики по одному выходят к доске и на ком-ре определяют нужный звук)
Воробей муравей зайка попугай
-В какой части слова находится буква й?
-Поставьте правильно в словах ударение. Каждый правильный ответ мы встречаем аплодисментами.
- Молодцы, ребята. Справились с заданием!
V. Реализация построенного проекта.
1.- Как вы думаете , что будем делать дальше?
(потренируемся в нахождении и чтении слов с новой буквой)
-Сейчас вы поработаете сами. Найдите четверостишие на с.35. Сосчитайте, сколько здесь слов с буквой й?
(дети вполголоса читают и считают количество слов с данной буквой)
-Кто готов, поднимите руку. Сколько слов с й?
(8слов)
-Давайте проверим .Прочитаем стихотворение хором и будем делать хлопки, если в слове есть й .Сколько хлопков получилось?
(8 хлопков получилось)
-Умницы!
2. –А теперь послушайте пословицу и ответьте на вопрос: о ком здесь говорится?
-Холода не бойся, сам по пояс мойся .О каких людях идёт речь?
(о закалённых, не боящихся мороза)
-Правильно !Найдите рисунок в учебнике ,где стоят здоровый и больной мальчик .Давайте прочитаем пары слов и найдём пару для последнего слова.
-здоровый - больной
-крепкий – хилый
-сильный - ?
-Какой же бывает человек, если он не сильный?
(он бывает слабый)
-Что вы заметили в этих словах?
(буква й находится в конце слов)
-Молодцы! Вы очень внимательные! Мойдодыр вами очень доволен.
VI .Рефлексия.
-Что нового вы узнали на уроке?
(мы узнали новую букву «й»)
-Зачем нам нужно узнавать новые буквы?
(чтобы научиться их читать и писать на письме)
-Что мы должны запомнить на сегодняшнем уроке?
(что буква й – он согласный и мягкий)
-Кого мы ,ребята, поблагодарим за помощь на уроке?
(Мойдодыра)
-Постарайтесь вместе с родителями прочитать сказку Чуковского «Мойдодыр».
2.-А сейчас возьмите в руки полоску с рисунком месяца и солнца.
Если урок вам понравился и вы новую букву сможете и прочитать и объяснить другому – то показываете рисунок Солнца, если урок понравился, но остались вопросы-то показываете Месяц.