Углубить знания детей о жизни и творчестве известной чешской писательницы Божены Немцовой; расширить знания о соли; учить анализировать текст; развивать критическое отношение к негативным человеческим качествам; учить наблюдательности, доброжелательности, внимательности; характеризовать действующих лиц; развивать логическое и критическое мышление, умение сравнивать, выделять главное, умение актерского перевоплощения; воспитывать любовь, уважение, доброту, бережное отношений к природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Божена Немцова "Соль дороже золота"»
Тема: Божена Немцова «Соль дороже золота».
Цель: углубить знания детей о жизни и творчестве известной чешской писательницы Божены Немцовой; расширить знания о соли; учить анализировать текст; развивать критическое отношение к негативным человеческим качествам; учить наблюдательности, доброжелательности, внимательности; характеризовать действующих лиц; развивать логическое и критическое мышление, умение сравнивать, выделять главное, умение актерского перевоплощения; воспитывать любовь, уважение, доброту, бережное отношений к природе.
Оборудование: портрет Божены Немцовой, иллюстрации к сказкам, микрофон, ИКТ, задания для групп, соляной кристалл.
Тип урока: интегрированный урок чтения, окружающего мира, русского языка.
Ход урока:
І. Оргмомент.
- Дети, посмотрите друг другу в глаза, торкнитесь друг друга, улыбнитесь, подарите чудесное настроение.
ІІ. Активизация читательской памяти детей.
Тестирование (работа в парах).
Методика предвидения.
- Дети, внимательно послушайте, пожалуйста, и попробуйте отгадать о чем будет идти речь сегодня на уроке.
Упражнения для улучшения читательских навыков. (работа со скороговоркой)
На столе стоит солянка,
А в солянке - соль.
Построение ассоциативного куста к словам сказка, добро.
Поэтическая Вымышленные герои
Волшебные события СКАЗКА Литературная
Бытовая Волшебная
О животных Народная
Добрая улыбка Добрые дела
Любовь к ближнему ДОБРО Ласковое слово
Любить природу, людей Заботиться о младших и стариках
Сравнительная характеристика сказки и басни. Методика «Диаграмма Венна».
СКАЗКА ОБЩЕЕ БАСНЯ
4. Сказка «Соль дороже золота» авторская или народная?(Авторская)
Кто ее написал? (Божена Немцова)
По типу эта сказка волшебная, бытовая или о животных? (Волшебная)
- Вы скажете она обычная? (Нет. Она волшебная. И сегодня на уроке мы с вами это докажем).
- А еще перед нами возникнут проблемные вопросы: всегда ли за добро платят добром? Нужно ли людям делать добро, если они иногда отвечают злом?
ІV. Сообщение темы и цели урока.
- Дети, вы догадались, о чем будет идти речь на уроке. (О Божене Немцовой, о ее сказке, о добре и зле, о соли).
V. Исследование темы и цели урока.
1. Справочное бюро. Встреча с автором. (Интересная информация о жизни и творчестве Божены Немцовой).(Рассказывают ученики).
.
2. Робота в группах.
1. Повторение правил работы в группе.
2. Вибор лидеров в группах.
І группа – инсценировать первую часть сказки.
ІІ группа – придумать заглавие ко второй части сказки.
ІІІ группа – назвать героя сказки за опорным блоком слов: эгоистичный, жестокий, несправедливый, равнодушный, властолюбивый, а в конце сказки – любящий и нежный.
ІV. Пересказать последнюю часть сказки.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а.
3. Коллективная работа. Круг идей.
Правильно ли поступил отец, когда выгнал Марушку из дому? Он же был очень обижен. Докажите. (Нет. До 18-ти лет каждое лицо считается ребенком. Родители должны заботиться и любить детей. А дети, в свою очередь, должны позаботиться о своих родителях в старости).
4. Игра «Кто быстрее?»
Найдите абзац, с которого взяты эти строки: «Он все чаще вспоминал Марушку…». Как вы думаете? Почему? (Наверное в душе он был добрым и раскаялся, что так плохо поступил).
5. Дайте характеристику главной героине сказки.
добрая
милая
нежная
Марушка любящая дочь
уважает старших
скромная
щедрая
вежливая
А кто в этой сказке есть добрым человеком? Докажите это. (Бабушка-ведунья, которая не бросила Марушку, а потом еще и подарила драгоценное сокровище – соль).
А теперь назовите негативных персонажей сказки. (Сестры). Дайте им характеристику. (Лицемерные, равнодушные к сестре и отцу, во всем видели только свою выгоду). В каких сказках вы встречалися с такими сестрами? («Аленький цветочек», «Сказка о царе Салтане», «Золушка», «Морозко»).
6. Метод общий проект. (Игра «Представь себя»).
Работа в группах. (Задания для групп):
І группа – поэти. (Составить сенкан к слову «сказка»).
ІІ группа – натуралисты. (Описать соль как природное вещесвтво).
ІІІ группа – эрудиты. (В чем состоит ценность соли?)
ІV группа – прозаики. (Сочинить легенду о соли).
- Дети, вспомните, какие полезные ископаемые есть в нашем родном крае? (Каменный уголь, каменная соль).
- А в каких городах добывают каменную соль?(В Артемовске и Соледаре).
(Показ слайдов о соляных пещерах Соледара).
- Теперь вы согласны, что соль – волшебная вещь.
7. Метод «Пресс».
Всегда ли за добро платят добром?
Нужно ли людям делать добро, если тебе иногда отвечали злом?
VI. Итог урока. (Самооценка урока).
- На уроке вы все плодотворно трудились.
У вас на партах есть лепестки. Сейчас вы самостоятельно оцените свою работу.
Лепестки красного цвета – 5 баллов;
Лепестки желтого цвета – 4 балла;
Лепестки зеленого цвета – 3 балла.
- В каждой группе получился свой цветочек.
Поблагодарите друг друга за сотрудничество.
VII. Домашнее задание.
Нарисовать иллюстрацию к сказке.
VIII. Рефлексия.
- Какие ваши впечатления от урока? Благодаря чему удалось выполнить все задания?
- Что, по вашему мнению, удалось лучше? Почему?
- Что узнали нового? Для чего нам нужны эти знания?