Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с изменениями в природе весной, развития умения анализировать народные приметы, активации мыслительной деятельности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Бойко Канымжан Тастемировна»
МАОУ ООШ с. Комсомольское
Урок по курсу «Литературное чтение»
2 класс
Тема урока: Н. Сладков. Сказка « Апрельские шутки»
Учитель начальных классов Бойко К.Т.
Тема урока: Н. Сладков. Сказка « Апрельские шутки»
Цель урока: научить учащихся самостоятельно применять ЗУН и осуществлять их перенос в новые условия.
Задачи:
образовательные: отрабатывать читательские умения (находить описание явлений природы, предметов, учить сочинять сказку, рассказ или стихотворение по заданной теме);
развивающие: развивать эмоционально - интеллектуальные способности, посредством читательских умений и учебной деятельности.
воспитательные:посредством данного текста прививать любовь к природе;
Учебные умения:
• выражать при чтении своё отношение к весенней природе;
• подмечать приметы и краски весны.
Характеристика деятельности учащихся:
• воспринимать на слух в исполнении учителя художественные тексты.
• отвечать на вопросы п содержанию прослушанного;
• объяснять смысл заглавия произведения;
• характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев;
• читать про себя: осознавать прочитанный текст, отвечать на вопросы, используя текст;
• читать выразительно произведение, используя интонацию, паузы;
• находить в тексте сравнения, олицетворения;
• создавать устно небольшой рассказ
• сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу произведения;
Методы обучения: словесный, дедуктивный, самостоятельная работа.
Формы работы: индивидуальная, творческая, включение каждого ученика в активную деятельность по достижению цели.
Учащиеся: - Скороговорка о том, как правильно говорить.
Учитель. - Прочитайте скороговорку в ускоренном темпе.
II. Работа над темой
Учитель. - На уроке мы прикоснемся к творчеству Н. Сладкова, с рассказами которого мы уже знакомились в 1 и во 2 классах.
( показ слайда)
Тема урока: Н Сладков « Апрельские шутки».
Учитель: - Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?
Учащиеся: - Научиться выразительно читать произведение, находить в нем красивые слова…
Учитель: - Для чего это вам нужно?
Учащиеся: - Нам это нужно, для того чтобы уметь красиво и правильно говорить.
«Погружение в урок»
Подготовка к восприятию текста
Учитель: - Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит яркое солнышко. В это время года прилетают перелетные птицы. И вдруг в эту радостную картину врывается холодный ветер со снегом.
Первичное восприятие текста
Первоначальное чтение произведения учителем.
Учитель: - Я прочитаю произведение, а вы постарайтесь представить картину, описанную автором, и ответьте на вопрос. Почему Сладков так озаглавил своё произведение?
Обмен впечатлениями после чтения
Учитель: - Кому понравилось произведение?
- Почему автор его так озаглавил?
Учащиеся высказывают свои предположения
Моделирование обложки
Учитель. Откройте учебники на стр. 99. Найдите и прочитайте фамилию автора и заголовок. На листочках, попытайтесь, сделайте модель обложки этого произведения.
Учащиеся выполняют модель обложки
Учитель.- Проверьте свою работу по образцу, которую предложил автор.
(показ слайда)
Учитель: - Назовите произведение с которым работали.
Учащиеся: Сказка о природе Н. Сладкова «Апрельские шутки».
Учитель: - Почему вы считаете, что это сказка?
Учащиеся:- Месяц не может думать и говорить.
Учитель: - Зачем Сладкову нужен такой «разговорчивый» месяц?
Вывод: Чтобы привлечь внимание читателя к произведению.
Словарь. Смысл непонятных слов.
Учитель: - В тексте встретились слова: юннаты и морозом ударил. Объясните их смысл.
Дети высказывают свои предположения.
Учитель: - Сравните свои ответы с образцом.
( показ слайда)
Юннат – юный натуралист, любитель природы.
Морозом ударил – наступили морозы.
Дыхательная гимнастика перед чтением
Учитель: - Представьте себя апрельским ветерком. А теперь подуйте сильно, чтобы разогнать весь снег. А теперь рывками, чтобы сдуть последние снежинки.
Вторичное восприятие текста
Учитель: Прочитайте сказку про себя. Сделайте для себя пометки, где Сладков рисует образ Апреля.
Самостоятельное чтение сказки детьми.
Учитель: Прежде, чем прочитать вспомним правила выразительного чтения.
(показ слайда)
Правила выразительного чтения:
•читайте внимательно;
•передайте голосом восклицательную и вопросительную интонацию;
• постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.
Выборочное чтение.
Учитель – Прочитайте, при помощи каких слов автор передает образ Апреля.
Учащиеся: - Любит пошутить этот Апрель. Услыхал про это Апрель и перетрусил. Не серьёзный это месяц, весенний. Апрель тоже не одни шутки шутит, но и дело делает. Большое дело. Нешуточное.
Учитель – Прочитайте обращение Апреля к птицам.
Анализ сказки
Учитель:- Как вы считаете, с какой целью автор написал эту сказку?
Дети высказывают свои предположения.
Учитель: А я, ребята так сформулировала с какой целью. Я предполагала, что вы можете ответить по-разному. Какой из моих вариантов совпадает с вашим выводом?
(показ слайда « С какой целью автор написал эту сказку»)
( выбор варианта)
• чтобы сообщить, что пришла весна;
•чтобы привлечь внимание читающего к приметам и краскам весны;
•чтобы вызвать взаимное переживание.
Учитель:- Каждый автор, чтобы сделать своё произведение красивым и интересным подбирает речевые обороты. Найдите и прочитайте выражения, которые на ваш взгляд украсили сказку.
Выборочное чтение детьми.
Физминутка.
Учитель:- А сейчас мы отдохнем. Представьте, что мы в весеннем лесу. Тишина. Поднимите руки вверх, потянитесь – это солнышко взошло. А теперь покачайте руками – это весёлый ветерок пробежался среди деревьев. Пошевелите пальчиками – это листочки на деревьях радуются теплу. Тишина. Сели на свои места.
Работа по развитию речи
(показ слайда)
Учитель: - Переставьте слова в предложении.
Любит пошутить этот Апрель.
Скворцы и грачи прилетели с юга.
- Дополни предложение.
Апрель любит.
Учитель: - Для чего мы выполняли эти задания?
Учащиеся: Чтобы наша речь была яркой и красивой.
Творческая работа.
Учитель:- Сядьте удобно, можете закрыть глаза. Предлагаю вам побыть писателями. С помощью фантазии создайте свой образ Апреле. Придумайте сказку, рассказ или стихотворение об Апреле.
(Выслушивание творческих работ)
Учитель: - Я надеюсь, что вам понравилось сочинять и желаю, чтобы фантазия никогда не покидала вас, а творчество было частью вашей жизни.
У вас обязательно получится.
III. Итог урока.
Учитель: - Так что же Сладков называет апрельскими шутками?
Учащиеся: Перемену погоды.
Учитель: Кто может легко шутить?
Учащиеся: - Человек.
Учитель: Зачем же Сладков одушевил образ Апреля?
Учащиеся: - Чтобы было интересно слушателям.
Учитель: - Какие приметы весны вы узнали?
Учащиеся: - В апреле всё возможно в природе: иснег, и ветер, и солнце.
Учитель: - Пригодятся ли вам в жизни знания, полученные на уроке?
Рефлексия.
Учитель: - Ребята, а сейчас я вам предлагаю оценить себя, если вы узнали для себя что-то новое и хорошо поработали на уроке, то прикрепите на лесную полянку птичку, которая летает, а если вы мало поработали – то птичку, которая ходит по земле. Комментируете, почему вы взяли именно эту птичку.