Тип урока: комбинированный с применением технологии проектного обучения и приемов по развитию критического мышления учащихся.
Цель урока:
Читают, работают по вопросам, имеют представление о баснях.
Задачи урока:
Предметные:
сформировано представление о баснях.
умеют создавать план пересказа.
Метапредметные:
умеют планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи;
имеют представление о подходах к поиску информации.
Личностные:
осознание значения чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
знакомство с культурно-историческим наследием своей страны, общечеловеческими ценностями;
эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.
Оборудование:
Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);
учебник Литературное чтение.
ХОД УРОКА
I этап. Мотивация к учебной деятельности
Включение детей в учебную деятельность.
Учитель. Здравствуйте, дети! Садитесь.
Учащиеся рассаживаются по местам, проверяют наличие принадлежностей.
Проверка домашней работы: дети рассказывают, как выполнили домашнее задание.
II этап. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Учитель. Сегодня совершим путешествие в мир басен. Басня – это короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. Басня – иносказательное произведение, которое имеет скрытый смысл. В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, невежество, жадность, лень. Басня всегда поучает, осуждает, высмеивает. Она содержит нравоучение, поучение, мораль.
Ученики слушаю басню И.А. Крылова «Лисица и виноград». Отвечают на вопросы:
Как баснописец говорит о лисе? (голодная)
Как описывает виноград? (сладкий, спелый)
Какая мораль басни? (не нужно обманывать себя)
Методические комментарии. Активация внимания, мотивация на деятельность и включение в нее учеников, создание оптимистического настроя в процессе деятельности учащихся (познавательные, личностные УУД).
III этап. Исследовательская работа учеников.
Ученики работают в группах, отвечают на вопросы
Где возникли басни? (в Древней Греции)
Назовите первого баснописца. (Эзоп)
Учитель. Л. Н. Толстой для детей много использовал историй и легенд из древней литературы. Особенно ему нравились простые короткие басни, которые сочинил древний греческий мудрец Эзоп.
Учащиеся рассказывают об Эзопе. (Эзоп - баснописец, который жил в древней Греции. За всю жизнь баснописец создал более четырёх сотен произведений. Иногда главными героями басен Эзопа становились боги Олимпа или обычные люди. Однако в основной части произведений главными героями выступают животные).
Учащиеся рассказывают о Л. Н. Толстом. (Басни Толстого - творения писателя, с которыми нельзя не познакомиться. Произведения с птицами и животными в главной роли заполнили азбуку, над которой Лев Николаевич работал долгие годы. Писатель использует краткую и емкую форму басни, чтобы показать людскую глупость, жадность, лень, нежелание учиться).
Ученики читают наизусть басню «Ворон и лисица» Л.Н. Толстого.
Ученики читают по учебнику басню И.А. Крылова «Ворона и лисица».
Учитель задает вопросы:
Как начинается басня?
Как баснописец представляет своих героев?
Что высмеивает в своей басне автор?
Методические комментарии. Учащиеся рассуждают о животных, описанных в баснях (познавательные УУД). Дети ориентируются на понимание причин успеха в учении, проявляют интерес к новому материалу, мотивированы на процесс познания. Развивается внимание, зрительная и слуховая память, диалогическая речь (личностные УУД); они формулируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью, выслушивают мнение других, контролируют действия одноклассников (коммуникативные УУД).
IV этап. Физкультминутка.
Вот мы руки развели, (руки в стороны)
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились! (наклоны вперёд)
Наклонились, выпрямились.
Наклонились, выпрямились.
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
Методические комментарии. Здоровьесберегающая методика для снятия утомления после работы.
V этап. Самостоятельная работа в больших тетрадях.
Анализ басни.
Творческие работы учеников (рисунки, обоснование выбора темы для рисунка).
Методические комментарии: Ученики анализируют объекты в тексте, сравнивают и находят нужную информацию. Подвергают сомнению полученную информацию (познавательные УУД), осуществляют контроль и самоконтроль, вносят изменения в свои действия (регулятивные УУД). Ориентируются на понимание причин успеха в учении, проявляют интерес к новому материалу (личностные УУД), формулируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью, контролируют действия одноклассников (коммуникативные УУД).
VI этап. Итог урока.
Учитель задаёт вопросы, ученики отвечают:
О чём прочитанные произведения? (О характере животных).
Что вам понравилось на уроке? (Чтение басен и определение характера героев).
Методические комментарии: Подведение итогов урока позволяет школьникам произвести самооценку деятельности, соотнести её с оценкой других (личностные УУД)
VIII этап. Домашнее задание
Ученики записывают в дневники домашнее задание: Чтение басен по дополнительной литературе.
Методические комментарии: Домашнее задание показывает заинтересованность учеников результатами работы каждого.