Развивать интерес к чтению, умение правильно составлять предложения, грамотную и связную речь, фонематический анализ и синтез.
Воспитательные :
Воспитывать интерес к чтению, прививать желание думать над прочитанным;
Воспитывать положительную мотивацию к учебному процессу.
Оборудование: презентация,карточки, учебник
Ход урока.
Орг. Момент.
Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?....Начинается урок!
Какое сегодня число?
Какой день недели?
Какое время года?
После, какого времени года наступает осень?
Как осенью светит солнце?
Какое небо осенью?
Какие осадки осенью?
Что происходит с деревьями?
Куда улетают птицы?
Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием.
Чистоговорка
Чему мы учимся на уроках литературного чтения?
Что нам помогает хорошо проговаривать звуки?
- Давайте подготовим наш язычок к работе на уроке и проговорим чистоговорки. (Слайд № 2)
Ла - ла – ла – осень к нам пришла!
Ре – ре - ре –осень на дворе!
Ца – ца – ца – осень у крыльца!
Ном – ном – ном – осень за окном.
Актуализация знаний.
Какой раздел мы сейчас изучаем на уроках чтения?
Какие скороговорки вы знаете о животных? (Слайд № 3)
У боярина – бобра нет богатства, нет добра,
два бобрёнка у бобра – лучше всякого добра.
Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса песочку!
Баран – Буян залез в бурьян.
Задрожали зайки
Волк на лужайке.
Молодцы! А теперь проверим, как вы выполнили домашнее задание.
Проверка домашнего задания. (Слайд № 4)
Что было задано на дом? (Рассказ «Хитрый бурундук»)
Откройте учебники по закладке, и теперь ответим на вопросы.
Объясни, что такое чум.
Как автор догадался, что кто – то приходит к нему в чум?
Как выглядел бурундук, когда автор впервые его увидел?
Что бурундук решил устроить в чуме?
Почему автор назвал бурундука хитрым?
Молодцы, ребята, вы очень хорошо подготовились, думаю, мы заслужили небольшой отдых.
Физминутка (Слайд № 5)
Мы листики осенние, На ветках мы сидим.(присесть)
Дунул ветер - полетели, (кружиться вокруг своей оси) Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.(присесть)
Ветер снова набежал (бег на месте) И листочки все поднял.(кружимся)
Закружились, полетели И на землю тихо сели.(сесть за парту)
Сообщение темы урока.
Сегодня я познакомлю вас с творчеством Александра Баркова.
Рассказ об авторе. (Слайд № 6)
Александр Сергеевич Барков родился 2 октября 1935 года в Москве. Барков окончил — педагогический институт, работал учителем биологии и литературы в сельской школе, член Союза писателей России. Также Барков является автором более 50 книг для юношества и взрослых. Его книги посвящены – истории и природе. Среди них: «Снег идет», «Бельчонок на плече», «А на дворе весна»,
«У Чистых прудов», «Березовый свет», «На ранней зорьке» и много др. Книги Баркова были удостоены почетных дипломов и грамот на всероссийских конкурсах.
Творчество автора (Слайд № 7)
Знакомство с произведением.
Знаете ли вы что за животное изображено на картинке? (Слайд № 8)
Попробуйте угадать его по загадке?
Дом - глубокая нора,
Ночь - рабочая пора,
Корм - лягушка, черный жук,
Там в лесу живет...
(Барсук)
Рассказ учителя о барсуке. (Слайды № 9,10,11)
Откройте учебник на стр. 66 . Прочитайте название рассказа. (Слайд № 12)
Я прочитаю вам рассказ, а вы внимательно слушайте и потом мне скажите: «Что делали барсук и заяц летом?»
Первичное чтение рассказа учителем.
Словарная работа.
Объясните смысл слова кладовая? – Кладовая – это помещение для хранения припасов, материалов, продуктов. (Слайд № 13)
Работа по тексту.
Кто главные герои сказки?(СЛАЙД № 14)
К какой группе животных они относятся?
Почему этих животных называют дикими?
Что делали заяц и барсук летом? Прочитайте, как об этом сказано в тексте.
Почему барсук еле залез зимой в нору?
Как заяц провел зиму?
Объясните, как вы понимаете слова «зайца ноги кормят»
Почему весной заяц не сразу узнал барсука?
Зачем барсук летом нагуливает жирок?
Чтение рассказа учащимися по цепочке.
Игра «Угадай героя»
Давайте узнаем героя из сказки А. Баркова, для этого расшифруйте слова которые лежат у
вас на партах. (Слайд № 15)
РАНО – нора
СЧКАПЯ – спячка
СТЯКТОЛ - толстяк
ДХУОЙ - худой
Закрепление изученного материала.
А теперь давайте вернёмся к тексту.
Ребята, посмотрите глазами на текст и скажите какой фрагмент можно прочитать по ролям?
Какими будут первые слова?
Кто их произнёс?
Я предлагая прочитать диалог по ролям. (Дети несколько раз читают диалог)
Молодцы. Чьё исполнение вам понравилось больше всего?
Итог.
С рассказом какого писателя мы познакомились?
Что автор хотел нам показать на примере этого рассказа?
Чему вы научились во время урока?
Что особенно запомнилось?
Вы довольны своей работой?
Спасибо всем за работу.
Домашнее задание.
Стр. 66 – 67 выразительно прочитать, пересказать рассказ
Спасибо, ребята, за урок.
Самоанализ урока чтения в 4 классе
Вашему вниманию был предложен урок чтения «Барсучья кладовая» по А. Баркову.
Цели урока:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить учащихся с биографией и творчеством А. Баркова
- развивать интерес к чтению, умение правильно составлять предложения, грамотную и связную речь, фонематический анализ и синтез.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к чтению, прививать желание думать над прочитанным;
- воспитывать положительную мотивацию к учебному процессу.
На уроке были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, парная и индивидуальная. На уроке использовались дидактические игры, чтение по ролям. Дети были активными. На протяжении всего урока велась индивидуальная работа с Шатохиной В. и Ильбахтиным В.
Содержание учебного материала соответствовало теме и целям урока, было доступно, отвечало требованиям индивидуального и дифференцированного подхода. Физминутки для глаз и для снятия мышечного тонуса являлись элементом здоровьесберегающих технологий.
Считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности обучающихся была эффективной. Урок цели достиг.