Просмотр содержимого документа
«Б. Полевой "Последний день Матвея Кузьмина"»
Тема: «Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»».
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели урока: создать условия для формирования умения работать с текстом произведения, отбирать материал для характеристики героя; содействовать развитию внимания к внутреннему состоянию героя, умения соотносить его слова и поступки, передавать внутреннее состояние героев при чтении по ролям; способствовать обогащению словаря, определяющего нравственную характеристику человека; объяснять смысл названия произведения и определять главную мысль произведения.
Ход урока
I Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
- Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Подарите гостям свои улыбки, посмотрите, как улыбаются вам в ответ. Я хочу пожелать нам с вами, ребята, успешной работы, чтобы получить от своей работы радость и новые знания.
- Ребята, прослушайте отрывок из песни и подумайте, о каком событии эта песня.
Звучит песня «Вставай, страна огромная…»
(Эта песня о Вов)
- К чему призывает автор песни?
(Автор призывает всю страну, всех людей встать на защиту своей Родины от фашистов)
II Актуализация знаний
- Почему в начале урока прозвучала эта песня?
(Потому что мы изучаем раздел «Прошла по земле война»)
- Какие произведения в этом разделе мы читали?
(Анна Ахматова «Мужество», Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»)
III Постановка учебной задачи
1. - О каком писателе этот кластер?
(Это сведения из биографии писателя Бориса Полевого)
- У вас на парте лежат листы с заданиями. В них вы будете работать на уроке. Выполните первое задание: зачеркните все буквы английского алфавита и прочитайте, какие слова здесь прячутся. Работайте в парах.
SМfiаlтvnвеiйNКvуwзьiмlиgн
МАТВЕЙ КУЗЬМИН
- Героем какого произведения является Матвей Кузьмин?
(«Последний день Матвея Кузьмина»)
- Сформулируйте тему урока.
(Борис Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»)
2. - Дома вы читали рассказ «Последний день Матвея Кузьмина».
Восстановите последовательность событий. Выполните задание в рабочем листе.
-Обменяйтесь листочками и проверьте правильность выполнения задания по эталону. Покажите сигнальными карточками, как вы справились с заданием.
- В тексте много устаревших слов, а так же слов, которые мы не используем в мирной жизни.
Выполните следующее задание: соотнесите слово с его значением. Работайте по вариантам.
- Проверьте по эталону.
- Где можно узнать значение непонятных слов?
(В толковом словаре или в Интернете)
-Молодцы, вы хорошо усвоили общее содержание текста.
В конце урока сдадите рабочие листы, я выставлю отметки за эту работу.
3. - Какое домашнее задание вы выполняли?
(Нам нужно было найти в тексте слова и предложения, характеризующие главного героя)
- Исходя из домашнего задания, определите, чем мы будем заниматься на уроке? Какие цели поставим перед собой?
- Составлять характеристику главного героя мы будем по схеме, а работать вы будете в группах.
1 группа Назвать слова и словосочетания, характеризующие
внешность героя
2 группа Найдите и зачитайте предложения про занятия Матвея
Кузьмина и его отношения с колхозниками
3 группа Найдите отрывки и зачитайте, какой это был человек
V Первичное закрепление
- Используя опорные слова, опишите главного героя произведения.
(Матвею Кузьмину было уже за 80 лет. У него седые волосы, борода, тяжёлый взгляд, жилистые руки с заскорузлыми ладонями. Он работал сторожем в колхозе, любил ходить на охоту с внучонком Васей. Колхозники не понимали, сторонились Матвея, потому что он был нелюдимым, молчаливым и мрачным)
- Вот таким мы видим Матвея в начале рассказа. Но всегда ли был таким Матвей Кузьмин? На этот вопрос мы постараемся ответить сегодня на уроке.
VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Для чего немцы вызвали Кузьмина в комендатуру в первый раз?
(Немцы хотели предложить М.К. должность старосты)
-Почему именно Матвея решили выбрать в старосты?
(М.К. был мрачным, нелюдимым и колхозники его не любили)
- Согласился ли Матвей быть старостой? Зачитайте.
(…должность старосты не принял, сославшись на годы, глухоту инедуги)
- Для чего второй раз вызвали Матвея в комендатуру?
(Немцам понадобился проводник, который хорошо знал лесные тропы, чтобы помог вывести немецкий батальон в расположение советских войск и атаковать без боя)
- Прочитаем по ролям диалог немецкого офицера с Матвеем и понаблюдаем, какие качества характера Матвея здесь проявились.
- Как вы думаете, почему старик требовал больше денег и хвалил немецкое ружьё?
(Старик требовал больше денег, чтобы немцы поверили, что он согласен им помочь)
- Каким показан Матвей в этом эпизоде?
(Хитрым, смекалистым, умным)
- Как вы думаете, почему Матвей повёл немцев по целине?
( Чтобы немцы перед боем выбились из сил)
- Найдите отрывок о том, как враги теряли силы (с.100 последний абзац). Прочитайте про себя.
-Какими глаголами автор показывает, что немцам тяжело дался этот путь.
(Теряли силы, тащились, натыкались на деревья, цеплялись за кусты, наступали друг другу на лыжи, падали, поднимались)
- Именно здесь Матвей проявляет не просто хитрость, а военную хитрость
- А можно ли сказать, что и природа тоже настроена против фашистов?
(Да. Природа помогает измотать немцев)
- Докажите, зачитайте в этом же отрывке, что говорится о лесе.
- Какой приём использует автор?
(Олицетворение)
- Как изменилась природа, когда немцы с Матвеем дошли до места? Прочитайте описание зимнего утра (с. 101, 3-ий абзац)
- Почему так изменилось описание пейзажа?
(Описание пейзажа изменилось, потому что Матвею удалось выполнить задуманное)
- Наступает момент, когда зло будет наказано: фашисты, которые топчут чужую землю, будут уничтожены.
- Как автор словами героя подводит итог задуманному?
(Матвей Кузьмин своё дело знает)
- Давайте прочитаем, как вёл себя Матвей в последние минуты жизни (с. 102)
- Каким изображён Матвей в этом отрывке?
(Бесстрашным, неподкупным, презирает врага)
- Прочитайте последние два абзаца
- Почему Матвея похоронили с воинскими почестями,
как офицера?
(Матвей Кузьмин ценой собственной жизни спас советских солдат от смерти)
- Как мы называем такой поступок?
(Подвигом)
VII Итог урок
Итак, обобщим наши наблюдения. Сравните ключевые слова, как меняется образ героя.
В начале рассказа Матвей показан нелюдимым, хмурым, мрачным.
Но когда приходит беда и наступает час испытания, наш герой проявляет лучшие человеческие качества и совершает подвиг.
- Почему рассказ назван «Последний день Матвея Кузьмина»?
(Последний день показал, что Матвей любил свою Родину, что он был патриотом)
- Как бы вы сформулировали основную мысль произведения?
(Человек, который любит свою Родину, не боится врага.
Человек, который любит Родину, не может стать предателем.
Человек, который спасает Родину от врага, не боится смерти)
VIII Информация о домашнем задании
1) РТ с.25 №3;
2) c. 105 задание 7(а, б) – по выбору.
Сообщение учителя
- В основу сюжета рассказа положены реальные события, которые происходили в 1942 году.
Историки говорят, что в этой битве немецкий батальон понёс большие потери: 250 убитых и 20 пленных, и всё это благодаря одному человеку.
За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Матвею Кузьмину было присвоено звание Героя Советского Союза. Он является самым пожилым носителем этого звания. Кузьмин совершил свой подвиг в возрасте 84 лет.
На месте подвига Матвея Кузьмина установлен обелиск, на мраморной плите которого написано: «Здесь 14 февраля 1942 года, повторив подвиг Ивана Сусанина, героически погиб Кузьмин Матвей Кузьмич»
В городе Великие Луки его именем названы школа и улица.
В городе Москва на станции метро «Партизанская» установлен памятник Герою.
IX Рефлексия деятельности
- С каким произведением работали на уроке?
- Как вы думаете, зачем Борис Полевой написал этот рассказ?
(Чтобы рассказать о войне, чтобы знать и помнить её героев, чтобы учиться у них любить свою Родину)
- Оцените свою работу на уроке:
- Кто считает, что на уроке работал активно, отвечал на вопросы правильно, справился со всеми заданиями и достиг высшей ступеньки «лесенки успеха»?
- Кто считает, что на уроке работал не достаточно активно, не со всеми заданиями справился, поэтому поднялся пока на вторую ступеньку «лесенки успеха»?
- Кто считает, что на уроке отвлекался, работал плохо и остаётся на самой нижней ступеньке «лесенки успеха»?