kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения 4 класс Б. Полевой "Последний день Матвея Кузьмина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи: продолжить знакомить учащихся с историческими событиями времен Великой Отечественной войны.

Формирование умений сопостовлять героев литературных произведений, составлять план художественных произведений, читать их по ролям.

Учиться соспостовлять, анализировать характер героя, видеть мотивы его поступков во взаимосвязи с обстоятельствами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения 4 класс Б. Полевой "Последний день Матвея Кузьмина"»

«Последний день Матвея Кузьмина» Б. Полевой

4 класс

Основные задачи:

  • Продолжать знакомить учащихся с историческими событиями времен Великой Отечественной войны.

  • Познакомить учащихся с новым для них произведением о войне.

  • Формирование умений составлять план художественного произведения, читать его по ролям.

  • Обогащение знаний о средствах передачи внутреннего состояния человека в художественной литературе.

  • Формирование умения сопоставлять героев литературных произведений

  • Учить сопоставлять, анализировать характер героя, видеть мотивы его поступков во взаимосвязи с обстоятельствами.

  • Воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою Родину и ее героев.

  • Воспитывать чувства уважения и глубокой признательности к ветеранам войны и тыла.

Оборудование:

  • Учебник «Литературное чтение» Э.Э.Кац 2 часть УМК «Планета Знаний».

  • Проектор, компьютер, экран .

Ход урока

Слайды

Содержание урока

Слайд 1

  1. Актуализация проблемы.

До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.

И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать!— Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.


Ю. Друнина

Слайд 2

Всё дальше уходит в историю Великая Отечественная война. О ней много рассказано, но самыми убедительными документами являются произведения о людях, которые встали на защиту Отечества и ценой своей жизни победили.


Слайд 3

Мы, потомки, обязаны по крупицам собирать правду о войне, о неповторимой тяжёлой работе, которую во все времена наши защитники называли «обыкновенным делом, которое должно добросовестно выполнять».

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

А. Твардовский

Дома вы готовили сообщения о том, как война повлияла на вашу семью. Давайте послушаем.

(Презентации, сообщения детей о родственниках принимавших участие в Великой Отечественной войне)

Интересно ли вам узнать имена других героев?

Слайд 4

  1. Знакомство с жизнью и творчеством писателя Б. Полевого.

Урок мужества своими произведениями нам преподает

Б. Полевой.

Борис Николаевич Кампов (Полевой – псевдоним) родился 17 марта 1908 года в Москве, в семье юриста. В 1913 году семья переехала в Тверь.

Закончил техническое училище в Твери и работал технологом на текстильной фабрике. Карьеру журналиста начал в 1928, имел покровительство Максима Горького.

В годы Великой Отечественной войны Б. Н. Полевой находился в действующей армии в качестве корреспондента газеты «Правда».


Слайд 5

Славу ему принесла «Повесть о настоящем человеке» (повесть в 4 главах), посвященная подвигу летчика А. Мересьева

Это история безногого летчика, который вернулся в авиацию и продолжал сбивать вражеские самолеты.

Пример Маресьева говорил о том, что человек, сильный духом, может переломить судьбу.

(Сообщение учащегося о подвиге А. Маресьева)

Б. Полевой первым написал о подвиге 83 – летнего крестьянина Матвея Кузьмича, повторившего спустя 3 века подвиг Ивана Сусанина. О подвиге Ивана Сусанина мы с вами говорили совсем недавно.

Слайд 6

3. Постановка проблемы

-А как называется произведение, с которым будем знакомиться?

- Кто главный герой? Как узнали?

- О чем говорит название?

- Какой подвиг совершил главный герой, если он повторил подвиг Ивана Сусанина? Ваши предположения.

- Почему он это сделал?

- Хотите узнать эту историю?

- Прежде , чем мы начнём знакомство с этим произведением произведем словарную разминку:

1. Объедините слова, близкие по смыслу: угрюмый, жизнерадостный, нелюдимый, разговорчивый, общительный, молчаливый.

2. Подберите антонимы к словам: защищать, красивый, любить.

Слайд 7

  1. Знакомство с произведением

Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмича»

Чтение произведения (чтение учащимися по цепочке, по частям; чтение учителем)


Слайд 8

  1. Анализ произведения.

Беседа по вопросам:

-О чём говорит улыбка, появившаяся на лице Матвея?

-Как вы думаете, почему старик требует у комнданта больше денег и хвалил ружьё?

-Как вы думаете почему Матвей снял шапку?

-Поему насмешливо сверкали его глаза?

-Почему односельчане считали Матвея Кузьмича нелюдимым?

- Догадывались ли вы, что Матвей Кузьмич не станет предателем?

- В какой момент вы догадались, что старый колхозник решил перехитрить фашистов?

- Почему автор ввёл описание птиц?

-Почему немецкий офицер в это время с ужасом смотрел на лесного человека?

- В каких словах Матвея Кузьмича раскрывается его патриотизм?

- В каких словах раскрывается его ненависть к фашистам?

- Каким был самый волнительный момент рассказа?

- Ваше отношение к крестьянину?

- Почему он так поступил? А как бы вы поступили на его месте?

- Почему мы называем поступок старого колхозника подвигом?


Слайд 9

  1. Составление характеристики героя.

(работа в группах)

На рабочих листах составьте план и сравните Ивана Сусанина и Матвея Кузьмина

Вариант плана:

  1. Время, в которое жили герои.

  2. Их происхождение и возраст.

  3. Поступок, совершенный ими, и его причины.

  4. Поведение в конце пути.


  1. Вывод

-Определите основную мысль произведения? - Чему учит рассказ Б. Полевого?









Герой рассказа – это не вымышленный герой, а действительный, живой. Матвей Кузьмин посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Ему поставлен памятник на станции «Партизанская» московского метрополитена.

( Сообщение учащегося)





  1. Домашнее задание

Составить план рассказа.







  1. Рефлексия




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературного чтения 4 класс Б. Полевой "Последний день Матвея Кузьмина"

Автор: Мананкова Елена Васильевна

Дата: 03.02.2016

Номер свидетельства: 287782


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства