Продолжать знакомить учащихся с историческими событиями времен Великой Отечественной войны.
Познакомить учащихся с новым для них произведением о войне.
Формирование умений составлять план художественного произведения, читать его по ролям.
Обогащение знаний о средствах передачи внутреннего состояния человека в художественной литературе.
Формирование умения сопоставлять героев литературных произведений
Учить сопоставлять, анализировать характер героя, видеть мотивы его поступков во взаимосвязи с обстоятельствами.
Воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою Родину и ее героев.
Воспитывать чувства уважения и глубокой признательности к ветеранам войны и тыла.
Слайды | Содержание урока |
Слайд 1 | Актуализация проблемы. До сих пор не совсем понимаю, Как же я, и худа, и мала, Сквозь пожары к победному Маю В кирзачах стопудовых дошла. И откуда взялось столько силы Даже в самых слабейших из нас?.. Что гадать!— Был и есть у России Вечной прочности вечный запас. Ю. Друнина |
Слайд 2 | Всё дальше уходит в историю Великая Отечественная война. О ней много рассказано, но самыми убедительными документами являются произведения о людях, которые встали на защиту Отечества и ценой своей жизни победили. |
Слайд 3 | Мы, потомки, обязаны по крупицам собирать правду о войне, о неповторимой тяжёлой работе, которую во все времена наши защитники называли «обыкновенным делом, которое должно добросовестно выполнять». Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем. Пусть память верную о ней Хранят, об этой муке, И дети нынешних детей, И наших внуков внуки. А. Твардовский Дома вы готовили сообщения о том, как война повлияла на вашу семью. Давайте послушаем. (Презентации, сообщения детей о родственниках принимавших участие в Великой Отечественной войне) Интересно ли вам узнать имена других героев? |
Слайд 4 | Знакомство с жизнью и творчеством писателя Б. Полевого. Урок мужества своими произведениями нам преподает Б. Полевой. Борис Николаевич Кампов (Полевой – псевдоним) родился 17 марта 1908 года в Москве, в семье юриста. В 1913 году семья переехала в Тверь. Закончил техническое училище в Твери и работал технологом на текстильной фабрике. Карьеру журналиста начал в 1928, имел покровительство Максима Горького. В годы Великой Отечественной войны Б. Н. Полевой находился в действующей армии в качестве корреспондента газеты «Правда». |
Слайд 5 | Славу ему принесла «Повесть о настоящем человеке» (повесть в 4 главах), посвященная подвигу летчика А. Мересьева Это история безногого летчика, который вернулся в авиацию и продолжал сбивать вражеские самолеты. Пример Маресьева говорил о том, что человек, сильный духом, может переломить судьбу. (Сообщение учащегося о подвиге А. Маресьева) Б. Полевой первым написал о подвиге 83 – летнего крестьянина Матвея Кузьмича, повторившего спустя 3 века подвиг Ивана Сусанина. О подвиге Ивана Сусанина мы с вами говорили совсем недавно. |
Слайд 6 | 3. Постановка проблемы -А как называется произведение, с которым будем знакомиться? - Кто главный герой? Как узнали? - О чем говорит название? - Какой подвиг совершил главный герой, если он повторил подвиг Ивана Сусанина? Ваши предположения. - Почему он это сделал? - Хотите узнать эту историю? - Прежде , чем мы начнём знакомство с этим произведением произведем словарную разминку: 1. Объедините слова, близкие по смыслу: угрюмый, жизнерадостный, нелюдимый, разговорчивый, общительный, молчаливый. 2. Подберите антонимы к словам: защищать, красивый, любить. |
Слайд 7 | Знакомство с произведением Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмича» Чтение произведения (чтение учащимися по цепочке, по частям; чтение учителем) |
Слайд 8 | Анализ произведения. Беседа по вопросам: -О чём говорит улыбка, появившаяся на лице Матвея? -Как вы думаете, почему старик требует у комнданта больше денег и хвалил ружьё? -Как вы думаете почему Матвей снял шапку? -Поему насмешливо сверкали его глаза? -Почему односельчане считали Матвея Кузьмича нелюдимым? - Догадывались ли вы, что Матвей Кузьмич не станет предателем? - В какой момент вы догадались, что старый колхозник решил перехитрить фашистов? - Почему автор ввёл описание птиц? -Почему немецкий офицер в это время с ужасом смотрел на лесного человека? - В каких словах Матвея Кузьмича раскрывается его патриотизм? - В каких словах раскрывается его ненависть к фашистам? - Каким был самый волнительный момент рассказа? - Ваше отношение к крестьянину? - Почему он так поступил? А как бы вы поступили на его месте? - Почему мы называем поступок старого колхозника подвигом? |
Слайд 9 | Составление характеристики героя. (работа в группах) На рабочих листах составьте план и сравните Ивана Сусанина и Матвея Кузьмина Вариант плана: Время, в которое жили герои. Их происхождение и возраст. Поступок, совершенный ими, и его причины. Поведение в конце пути. |
| Вывод -Определите основную мысль произведения? - Чему учит рассказ Б. Полевого? |
| Герой рассказа – это не вымышленный герой, а действительный, живой. Матвей Кузьмин посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Ему поставлен памятник на станции «Партизанская» московского метрополитена. ( Сообщение учащегося) |
| Домашнее задание Составить план рассказа. |
| Рефлексия |