kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Авторская разработка урока по окружающему миру "Права человека" по развивающей программе "Школа 2100"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Права человека в обществе.
Цель: довести до сознания ребенка мысли о том, что каждый человек от рождения наделен личными неотъемлемыми правами.
Задачи:
Образовательные: 
-обобщить знания учеников о личных правах человека, о правах ребёнка.
Развивающие: 
-совершенствовать умения учащихся работать в группах, слушать других и вести диалог с одноклассниками, правильно выражать свою мысль, доказывать свою точку зрения;
-развивать умение анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал, работать с текстом;
-развивать речь, внимание, мышление учащихся.
Воспитательные: 
-воспитывать активную гражданскую позицию и ответственность, повышать правовую культуру;
-воспитывать нравственные качества учащихся на примере художественной литературы, жизненных ситуациях;
-корректировать нормы поведения детей в обществе.
Технология коллективного взаимообучения.
Методы:

Словесные, Наглядные, Частично-поисковый, Проблемные, Практические.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка урока по окружающему миру "Права человека" по развивающей программе "Школа 2100" »

Тема: Права человека в обществе.


Цель: довести до сознания ребенка мысли о том, что каждый человек от рождения наделен личными неотъемлемыми правами.
Задачи:
Образовательные: 
-обобщить знания учеников о личных правах человека, о правах ребёнка.
Развивающие: 
-совершенствовать умения учащихся работать в группах, слушать других и вести диалог с одноклассниками, правильно выражать свою мысль, доказывать свою точку зрения;
-развивать умение анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал, работать с текстом;
-развивать речь , внимание , мышление учащихся.
Воспитательные: 
-воспитывать активную гражданскую позицию и ответственность, повышать правовую культуру;
-воспитывать нравственные качества учащихся на примере художественной литературы, жизненных ситуациях;
-корректировать нормы поведения детей в обществе.
Технология коллективного взаимообучения.
Методы:
Словесные , Наглядные, Частично-поисковый, Проблемные, Практические.

Формы организации деятельности на уроке:
Фронтальная, Индивидуальная, Групповая, Работа в парах.
Оборудование: Конституция РФ; раздаточный материал с заданиями, карточки с надписью прав; иллюстрации к сказкам, с изображением сказочных персонажей или книги с картинками; карточки с названием понятий, учебник, рабочая тетрадь, выставка литературы по теме, аудиозапись (Песня о правах), компьютерная презентация.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Постановка проблемы: Какие права есть у каждого человека?
IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1.Права человека.
2.Особые права ребёнка.
V. Выражение решения проблемы. Применение нового знания.
VI. Итог урока.
VII. Рефлексия.
VIII. Домашнее задание.

ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Ребята, у нас на уроке гости, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу. Возьмитесь за руки. Пожелайте удачи друг другу.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.
-Сегодня будем работать в парах сменного состава. 
-Вы сегодня и ученики , и учителя. Вы будете учиться сами и учить других .
- Что надо помнить при работе в парах сменного состава ? 
2. Беседа

3. Проверка знаний.

-На прошлых уроках мы говорили на тему : «Общество» и мне бы очень хотелось проверить ваши знания.

Тест с самопроверкой.

3. Самостоятельная работа детей-проверка домашнего заданий.

Столкновение интересов, из-за которых возникает спор (конфликт)

Группа людей с общими интересами (общество)

Обязательные для всех правила поведения (закон)

Способность человека решать, что хорошо, а что плохо (совесть)

Устные правила поведения, принятые в обществе (мораль)

Часть правил поведения, которую государство записало в законах и защитило своей силой (право)

СМОПРОВЕРКА.

3. Стадия вызова

Проблемная ситуация.

(желательно из видео)

-

Ребята! Все мы с вами разные люди, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. А что у нас с вами общее? Что нас объединяет?

(Родина)

Самое прекрасное на свете – Родина! Она есть у каждого человека, и каждый по-своему любит ее, изучает, ценит!

Наша Родина – Россия.. Как можно нас всех назвать?

(россияне, граждане России).

Как вы думаете, что значит быть гражданином?

(Гражданин – человек, который связан с каким-либо государством, признаёт его своим, пользуется его защитой, использует свои гражданские права, выполняет обязанности, соблюдает закон государства.)

Давайте с вами вспомним, что же мы знаем по этой теме.

4. Формулировка темы и целей урока.

Составление кластера.

ГРАЖДАНИН



ОБЯЗАННОСТИ

ПРАВА







КОНСТИТУЦИЯ



НА ЖИЗНЬ ПЛАТИТЬ НАЛОГИ

НА ОТДЫХ СОБЛЮДАТЬ ЗАКОНЫ

… …



Дети по очереди записывают на доске права и обязанности .

Где записаны права и обязанности граждан России? (В Конституции.)

- На прошлых уроках мы говорили о том, как жить в мире людей. Скажите, пожалуйста, откуда человек узнает, что хорошо, а что плохо?

(Существуют правила поведения людей в обществе. Эти правила называются моралью).
- О чем говорится в правилах морали? (Нельзя лгать, грубить, завидовать, надо уважать других людей, помогать слабым)
- Да, таких правил много, но самое главное Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе. (Это золотое правило нравственности). На доске открывается правило.
- О каждом поступке можно сказать: хороший он или плохой. Что нам может подсказать в этом случае? (Совесть). 
-Часть правил поведения, которые государство записало в законах и защитило своей силой - ..(право).
Совесть, мораль и (право) помогают управлять поступками людей в обществе.

-Как вы думаете, а есть ли права и обязанности у граждан других государств? (Да)

В современном мире около 200 государств. И в каждом государстве свои законы, у граждан свои права и обязанности. Но, кроме того, есть международные правовые документы, которые гарантируют всем жителям Земли права и свободы. Об этом мы сегодня и поговорим.

Тема нашего урока «Права человека в обществе»

5. Работа по теме урока. 

Учитель: Нашу встречу сегодня освещает солнышко. И это не случайно. Какое значение имеет солнышко для всех жителей нашей планеты? 

Вывод: солнце дает жизнь всему живому. И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь и как это охраняется законом нашего государства.

  1. Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? 

(1 лучик-право жизнь)

– Докажите, почему самым большим богатством для человека является жизнь?

Вывод: Человек имеет право на жизнь. Об этом в Конституции в разделе права самая первая статья.(Зачитывает учитель статью из Конституции РФ)

  1. Никто не может стеснять свободу человека: ни с того ни с сего задержать его, бросить в тюрьму или избить.

Ученик: А как же преступники. Ведь их сажают в тюрьму?

Учитель: Да, но преступником можно назвать человека только после того, как его вина будет доказана в суде. И тогда он будет наказан – временно лишен свободы. Но и преступников нельзя подвергать физическому наказанию – избивать. Ведь они остаются людьми и сохраняют свои права.

(2 лучик-– право на свободу и личную неприкосновенность)

– Вы согласны с этим мнением? Почему люди должны ценить здоровье свое и других людей?

Вывод: Человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание. (Статью зачитывает ученик)

3) Однако, вред человеку можно нанести не только побоями. Лживым или грубым словом можно обидеть человека, оклеветать, оскорбить его, бросить тень на его честь, доброе имя. И это тоже будет нарушением права – права на защиту чести и достоинства. Каждый может добиваться справедливости, а клеветники должны быть наказаны

  1. лучик – права на защиту чести и достоинства)



4. А сейчас пока вы – школьники, главный ваш труд это учеба, хорошие, крепкие знания. Кстати, как вы думаете, есть ли право, связанное как-то с вашей учебой?

(4 лучик- право на образование)



5. -Главное право каждого человека право на жизнь, и маленький человек ребенок тоже имеет право жить.
Но так думали не всегда. Было в древности такое государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый пусть живет. А если родился слабым, больным сбросить его со скалы! А ведь слабенький ребенок, если будет тренироваться, может вырасти очень сильным, он может стать большим ученым или талантливым художником. Просто больных надо лечить, слабым помогать. Каждая страна должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы и поликлиники, где добрые врачи спасут, вылечат маленького, если он заболел.
-Как вы думаете, что бы быть здоровым каким мы правом будем пользоваться?

(Правом на здоровье)

(5 лучик- право на здоровье)

6. Послушайте стихотворение и подумайте, какое право оно демонстрирует? 

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка. Нож…
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас
Мы благодарны людям
Придёт пора, настанет час
И мы трудиться будем.
(С. Михалков)

– Правильно, это право на труд и отдых.

(6 лучик – труд и отдых)



7. Право на образование, право на здоровье, право на отдых- это все право на достойную жизнь.

(7 лучик – право на достойную жизнь)

Учитель: Как вы думаете, все эти права есть и у детей?

-Конечно, правда некоторыми из них человек начинает пользоваться только, когда вырастет и станет совершеннолетним, например, право участия в выборах. Но зато у детей есть с вои особые права – права ребенка, есть право на заботу и любовь. Специально оговорено право на защиту чести и достоинства ребенка, никому не позволено оскорблять или унижать маленького человека. Забота о соблюдении всех прав ребенка, прежде всего, лежит на родителях. Мама и папа должны вырастить тебя в любви, обеспечить едой и одеждой, воспитать тебя хорошим гражданином и проследить за твоим образованием. Для этого у родителей есть право решать многие вопросы за ребенка: в какую школу отдать, какие читать книги и т.д. Но ребенок тоже не должен забывать, что родители подарили ему жизнь, поэтому он должен заботиться о них, слушаться их.

Как видите, в современном обществе каждый человек с рождения имеет много прав. Но не надо забывать, что кроме прав, у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права не надо забывать, что у других они точно такие же.

(8 ЛУЧИК- право на заботу и любовь)

Вывод: В современном обществе каждому человеку принадлежат равные права.

6. Самостоятельная работа-работа в парах.

- Ребята, мы познакомились с правами, а как вы думаете, гражданин имея права имеет ли обязанности перед обществом, государством, а может быть и перед самим собой?

-Сейчас я вам даю возможность самим подумать- какие есть обязанности у каждого человека и заполнить таблицу.

- Наш клистер остался не законченным. Сейчас вы заполните таблицу в программе Power point , где распишите все обязанности человека.

Работа тремя группами.

Вернёмся к нашим записям. Что нового мы узнали на уроке? Добавьте в схему.

(Права людей записаны во Всеобщей декларации прав человека, в Конвенции о правах ребёнка; у детей особое право – на любовь и заботу; у всех равные права)












ГРАЖДАНИН




ОБЯЗАННОСТИ

ПРАВА





КОНСТИТУЦИЯ

На жизнь

На труд

На отдых

На образование

На мед.помощь

На свободу и личную неприкосновенность

На защиту чести и достоинства.



Платить налоги

Соблюдать законы






Право


ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ







Дополнительное право у детей:

На любовь и заботу

КОНВЕНЦИЯ ПРАВ РЕБЁНКА









IV. Коллективная работа.

Учитель: А теперь давайте выполним задания в рабочих тетрадях.

Задание № 1.

В современном обществе человеку принадлежат такие права:

Право на ……

-Запишите самостоятельно. Зачитайте свои записи.

Посмотрите след.таблицу. Перед записаны случаи сказочных героев. Какие права у них нарушены? Приведите свои примеры.

Задание № 2

-Посмотрите на экран. Какие права были нарушены у героев этих сказок?

(слайды)

Задание №3

- А теперь вас ждет коллективная работа. Перед вами сюжетные картинки с описанием ситуации. Вам нужно написать кто прав в ситуации. Как выйти из конфликтной ситуации, соблюдая права. Написать свою позицию(мнение) и Аргументы.


Рефлексия.

Синквейн

(Слово «синквейн» происходит от французского слова, означающего «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:

Первая строка: Существительное, обозначающее тему синквейна.

Вторая строка: Два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна.

Третья строка: Три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т.д., свойственные данному явлению, предмету.

Четвертая строка: Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки.

Пятая строка: Существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту.)


Работа группами.

Сначала каждый подбирает соответствующие схеме прилагательные, глаголы, фразы, существительные. Затем из этих наборов надо составить один, наиболее точный.

Примерный вариант:


Права человека

Даются с рождения, их не отнять

Защищают, заботятся, оберегают

У каждого человека равные права.

Всеобщая декларация


Проверка задания.

1.Кластер

2.Читают стихотворение учащиеся 2 группы.

3.Синквейны.


7. Итог урока.

Как вы видите, в современном обществе у человека с рождения очень много прав. Но нельзя забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создаёт человеку условия для жизни и развития его личности.

  • Какое главное правило мы не должны забывать?


Отстаивая свои права, не забывай – у других они такие же!


8. Домашнее задание.

Урок 14.

В рабочей тетради выполнить задание № 50 (составить список своих прав и обязанностей), привести свои примеры, как в сказках нарушаются принятые в современном обществе права человека. Описать словами или нарисовать в рабочей тетради на стр.19.







V. Работа в группах. 

Учитель: Молодцы, вы все правильно оценили ситуации. А теперь вы готовы посоревноваться? Главное не забывайте правила работы в группе.

1) Я думаю, что вы теперь понимаете, что такое права человека и предлагаю вам в группах обсудить следующие ситуации. (I группа – слайд 26, II группа – слайд 27, III группа – слайд 28)

2) Итак, я предлагаю вам в группе обсудить и определить, какие важнейшие права и свободы граждан России изобразил художник. Правильно соедини стрелками рисунки с подписями.

3) Следующее задание разгадаем кроссворд. (Слайд 29)

– Какое ключевое слово получилось? (Право)

– А где записаны права и обязанности граждан России? (В Конституции)

4) Следующее задание: вставьте в текст пропущенные слова. [2]

– Прочитаем получившиеся фразы:

  1. Россия – это моя страна, поэтому я – гражданин России.

  2. Каждый гражданин обязан знать и помнить основной закон государства – Конституцию.

  3. В Конституции России перечислены важнейшие права и обязанности граждан России.

VI. Итог урока:

– Оцените свою работу на уроке.

– Что было непонятно?

– Что ещё бы хотели узнать по теме урока?

– Что понравилось больше всего?

– Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями. Я надеюсь, что вы будете расти настоящими гражданами страны и выполнять все обязанности, не нарушая права других людей.

А закончить мне бы хотелось словами:

Какие ждут нас в будущем дела?
Об этом думать мы должны всё чаще.
И если гражданин ты настоящий,
Большой отдачи ждёт от нас страна.

(Слайд 30)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Алиева Адиля Рамисовна

Дата: 17.10.2015

Номер свидетельства: 240750

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "программа факультатива для 4 класса "Я и моя Россия" "
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-fakul-tativa-dlia-4-klassa-ia-i-moia-rossiia"
    ["file_id"] => string(6) "223536"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437814307"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства