Жамбылская область город Шу
Средняя школа №40
Учитель начальных классов
Абдыкаримова Айгуль Дуйсеналиевна
Самоанализ урока
по познанию мира во 2-классе
Самоанализ урока по познанию мира
I. Краткая общая характеристика 2_ класса
Общая подготовленность класса к коллективно-распределительной деятельности хорошая. Ребята учатся работать в парах, в малых группах; учатся слушать друг друга и фронтально взаимодействовать; умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.
В отношениях между учащимися преобладает сотрудничество. Все дети включены в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе хороший.
II. Анализ эффективности проекта урока
Тип: Тип: Интегрированный урок.
Особенности горизонтального интегрирования:
- предметом анализа выступает многоплановый объект, информация о сущности которого содержится в различных учебных дисциплинах;
- сохраняется самостоятельность каждого предмета (цели, задачи, программа);
- в процесс познания включаются все анализаторы (зрительные, слуховые, осязательные, тактильно – двигательные), что обеспечивает прочность образования условных связей.
Форма урока: Урок – устный журнал.
Форма организации образовательного процесса на основе интеграции содержания: пластообразная – наслоение различных видов деятельности (познавательных, художественно-эстетических, коммуникативных), содержание которых пронизано одним объектом познания.
Тема воздух раскрывается в изобразительном искусстве, отображается посредством цвета, света, композиции; в литературе – через художественные средства выразительности в тексте; в музыке – через звуки природы, песни и т.п.
Комбинированная структура урока.
Тема: Воздух и его свойства
Цель интегрированного урока:
Образовательные цели :Формирование понятие воздух о его роли в жизни людей, растений, животных, птиц т. т.д
Развивающие: Развивать обще-учебные умения и навыки: умение работать с учебником, навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах (выполнение коллективной аппликации).
Воспитывающие: Воспитывать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, чувство радости от наблюдения за жизнью растений и животных, показать связь изучаемых предметов с жизнью; воспитывать любовь к природе, к Родине.
На данном уроке проектировалось формировать у учащихся тему воздух
опираясь на жизненный опыт учащихся. Предполагалось заинтересовать учащихся произведениями разных видов искусств, которые в совокупности раскрывают основное понятие урока. Роль этого материала важна в дальнейшем при изучении последующих тем данных предметов. Мною глубоко был изучен этот материал, я дополнила объяснение наглядностью, так как преподавание в первом классе должно быть очень эмоциональным и образным.
Учащиеся на данном уроке должны были дополнить, систематизировать и закрепить свои представления о воздухе. Понять всю важность темы воздух.
Ввод учащихся в учебную задачу проектировался при помощи проблемных вопросов.
В проекте урока предусматривались реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи постановка проблемы практических действий. Прогнозировались возможные ошибки учащихся: неверные ответы, ошибочные мнения о воздухе. (Например, назвать своиства воздуха)
В проекте урока намечались следующие критерии освоения данного материала:
- прочность,
- осознанность,
- правильность ответов,
- связь времени года с жизнью.
Вывод: Проект урока был реален и эффективен в полной мере.
III. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла?
Урок был построен методически верно, своих целей достиг, так как достиг целей и задач каждый из его этапов.
Форму урока составляли комбинированные структурные компоненты.
Организационный момент имел мобилизующий характер, был реализован в стихотворной форме в виде видеоролика. Он же способствовал положительному эмоциональному настрою с самого начала урока.
Ребята принимали активное участие в постановке цели урока.
Проверка домашнего задания, актуализация и мотивация носила дифференцированный характер, проводилась фронтально.
Ребята выполняли домашнее задание по выбору, одни из них были репродуктивного характера. Радует то, что родители принимают активное участие в выполнении заданий учащихся.
Для реализации поставленных целей и задач на этапе систематизации, обобщении, дополнении изученного использовалась интеграция, о которой говорилось выше.
.
Минутки релаксации, физкультминутки, динамические паузы были специально подобраны для данного урока. Были использованы с целью поддержания здоровьесберегающих технологий. С этой же целью я отказалась от использования ИКТ на уроках в первом классе, предпочитая ей практическую работу в парах и малых группах.
Стоит отметить, что все задания соответствовали выбранной сюжетной линии урока. Считаю поставленные задачи решёнными, достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая атмосфера урока (рабочая, деловая). Главное, что работало на их достижение — разнообразие приёмов, форм, методов, заданий, а также сюжетная линия.
В ходе практической работы мне удавалось создавать ситуацию успеха с помощью дифференцированных заданий, где ребятам были предложены задания такого уровня сложности, которые они могли выполнить, и почувствовать себя успешными.
Контроль был включен в состав других действий. Ученик контролировал: процесс выполнения действия и результат( набирая смайлики ребята проверили правильность своих мнений).
В течение урока чередовались формы работы: общеклассные
и индивидуальные. Прослеживался индивидуальный,
дифференцированный подход в обучении
1. Использовались методы:
а) по источнику знаний
- словесные - беседа (взаимодействие, осуществление обратной связи и развитие устной речи учащихся).
- наглядные
- практические
б) по степени взаимодействия учителя и учащихся:
- беседа,
- самостоятельная работа
в) по характеру познавательной деятельности
- репродуктивные
- проблемные,
- частично-поисковые - постановка проблемы, поиск решений, подтверждений выдвинутых предположений
2. Формы организации деятельности учащихся
-индивидуальные
- в парах
- фронтальные
3. Формы проверки достижений ожидаемого результата.
Самоконтроль.
Использовались методы стимулирования - создание ситуации успеха, поощрения.
IV. Оценка целостности урока
Содержание коллективно-распределительной деятельности на уроке включало элементы развивающего обучения. Такие взаимодействия, как ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа на уроке было организовано на достаточном уровне.
Творческий характер осуществления коллективно-распределенной деятельности, а также учебной деятельности учащихся положительно повлиял на освоение понятий, на положительный эмоциональный настрой учащихся.
V. Анализ самооценки воспитательной стороны урока
Я старалась быть эмоциональной и интересной детям. Это способствовало созданию положительного эмоционального климата на уроке и помогло достижению цели урока.
Я сумела в процессе организации учебной деятельности уделить внимание формированию ценностной ориентации учащихся, их отношению к нравственным аспектам, которые всегда присутствуют на моих уроках: люди, сам ребёнок, окружающий мир и труд.