«Активизация познавательной активности младших школьников через использование технологии развития критического мышления»
«Активизация познавательной активности младших школьников через использование технологии развития критического мышления»
Системно-деятельностный подход предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу важно понять, что, зачем и каким образом изменить в своей деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Активизация познавательной активности младших школьников через использование технологии развития критического мышления»»
Обобщение опыта по теме:
«Активизация познавательной активности младших школьников через использование технологии развития критического мышления»
Актуальность опыта
В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Внедрение нового стандарта не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.
Оформляется новый социальный заказ на выпускника школы, отражающий тенденции развития современного общества. Сущность образования уже не сводится к усвоению знаний, умений и навыков. Для открытого образования приоритетной является цель, которая заключается в том, чтобы, как минимум, дать опыт самоопределения в некоторой сфере, осмысленный ответ человека на вопрос, чему и зачем он намерен учиться. А как максимум – передать ученику техники самоопределения, дать возможность увидеть потенциальные возможности, научить мыслить над выбором и помочь воспитать волю к самоопределению.
Системно-деятельностный подход предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу важно понять, что, зачем и каким образом изменить в своей деятельности.
Реализация собственной учебной деятельности выдвигает школьника на позицию субъекта ее. Ученик действует по принципу «я учусь».
Обеспечение субъектной позиции ученика и системно-деятельностного подхода возможно при переходе с традиционного на технологии активного обучения.
Таким образом, работая над темой, автор опыта выявил следующие противоречия:
- между большим потоком учебной и социальной информации для обучающихся и потребностью в дифференциации необходимого объема учебного материала;
- между недостаточной наглядной обеспеченностью уроков в начальной школе и необходимостью совершенствования организации познавательной активности с применением современных технологий;
- между предлагаемыми методами и приемами для применения на уроках в начальной школе и жизненной необходимостью внедрения активных технологий обучения, развивающих критическое мышление младших школьников.
Использование на уроках различных технологии как раз и позволяет решить поставленные перед учителем задачи. Она соответствует приоритетам современной жизни: не простое знание фактов, не умения как таковые, а способность пользоваться приобретённым, не объём информации, а умение получать её и моделировать.
С 2019 года эта тема стала темой моего самообразования. На первом этапе (2019-2020 учебный год) был изучен имеющийся теоретический материал по этой технологии. На втором этапе (2020-2021 учебный год) – активное использование данной технологии на своих уроках. Считаю, что технология доступна всем заинтересованным и творческим педагогам.
Ведущая педагогическая идея опыта
Анализ программы и учебников, используемых в начальной школе, показал, что рост интенсивности обучения достиг в настоящее время пограничной величины. Здоровьесберегающее значение имеет определение необходимого для обучающегося объема знаний по предмету, что определяется, в том числе, умением критически оценивать учебную информацию, осмысливать ее и применять на практике. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении методики организации познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения посредством использования технологии развития критического мышления.
Технология является личностно-ориентированной и открыта для решения широкого спектра задач в образовательной сфере: развития качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие, воспитания базовых навыков человека открытого информационного пространства.
Основополагающими принципами данного опыта являются:
- научность;
- системность;
- эффективность;
- учет индивидуальных способностей и запросов учащихся;
- перспективность,
- технологичность.
Теоретическая база опыта
Технология «Развитие критического мышления» является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет:
- добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- умение решать проблемы;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
- умение сотрудничать и работать в группе;
- способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Критическое мышление - это оценочное, рефлексивное, развивающееся мышление путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Цель данного педагогического опыта: активизация познавательной активности младших школьников на уроках в начальной школе через применение метода развития критического мышления.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- формирование нового стиля мышления, для которого характерны гибкость, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности;
- формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
- стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
На данном этапе работы, проанализировав требования стандартов образования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования к личным и метапредметным результатам, выделила для себя следующие задачи:
- учить учащихся рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- учить понимать, как различные части информации связаны между собой;
- учить выделять ошибки, нелогичность в рассуждениях;
- делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы,
- учить избегать категоричности в утверждениях;
- учить быть честным в своих рассуждениях;
- выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение;
- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
- отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.
Основная идея технологии развития критического мышления - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире3.
Основные особенности технологии РКМ можно сформулировать следующим образом:
- Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
- Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
- Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
- Умение мыслить критически - это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
Организация учебного процесса
Технология развития критического мышления предполагает структуру урока, состоящую из трёх этапов:
- стадии вызова;
- смысловой стадии;
- стадии рефлексии4.
Приёмы технологии «Развития критического мышления»
Технологические
этапы
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Возможные
приемы и методы
I. Вызов:
- актуализация имеющихся знаний;
- пробуждение интереса к получению новой информации;
- постановка учеником собственных целей обучения
Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе
Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы
Составление списка «известной информации»:
Рассказ-предположение по ключевым словам;
систематизация материала (графическая): кластеры, схемы, таблицы;
верные и неверные утверждения;
перепутанные логические цепочки;
мозговая атака;
проблемные вопросы, и т.д.
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
II. Осмысление содержания:
- получение новой информации;
-корректировка учеником поставленных целей обучения.
Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»
Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации
Методы активного чтения:
«инсерт»;
«фишбоун»;
«идеал»;
ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
диспуты;
поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.
III. Рефлексия:
-размышление, рождение нового знания;
-постановка учеником новых целей обучения
Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации
Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание
Заполнение схем, кластеров, таблиц.
Установление причинно-следственных связей между блоками информации.
Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
Ответы на поставленные вопросы
Организация устных и письменных круглых столов.
Организация различных видов дискуссий, диалогов.
Написание творческих работ.
Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах
Проблемные вопросы и взаимоопрос - один из способов работы в парах.
Используется на стадии «осмысления». Технология применения: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков5.
Мозговая атака.Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом6.
1 этап: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме.
2 этап: Обмен информацией.
Рекомендации к эффективному использованию:
1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;
2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
3. Оперативная запись высказанных предложений.
Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.
Групповая дискуссия. «Дискуссия» от лат. - исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:
- уважение к различным точкам зрения ее участников;
- совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.
Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором - это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления7.
Кластеры. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий проста и логична:
- Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
- Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
- По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
- Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
- Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
- Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
Возможны следующие варианты:
- Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)
- Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.
Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.
В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.
Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
Ключевые термины.Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.
Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.
Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.
При знакомстве с исходным содержанием, учащиеся сопоставляют «свою» версия и версию «оригинального текста». Описанное задание обычно используется на стадии «вызова», однако на стадии «рефлексии» целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала. Предметная сфера не ограничена.
«Корзина» идей, понятий, имен…Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
- Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
- Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
- Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
- Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
- Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
- Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Написание эссе.Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Лекция со стопами. Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально
В своей деятельности я применяю следующие приемы и методы из данной технологии.
Первая стадия – вызов (побуждение), когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать, или что нужно узнать, и для чего это нужно знать. С этой целью используются разные приемы обучения, например составление кластера или ассоциации, в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями или явлениями. Роль учителя на этом этапе невелика, дети должны чувствовать себя комфортно. На этой стадии используется прием «мозгового штурма», который активизирует внимание всех учеников (и слабых, и сильных). У детей появляется интерес к предмету разговора. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной деятельности на данном уроке.
«Загадка».
Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки-описания.
Например, на уроке окружающего мира по теме "Разнообразие животных урок начинается с разгадывания кроссворда, где на пересечении слов появляется ключевое слово - тема урока.
На уроке литературного чтения занятие по теме «Устное народное творчество» я начинаю с описания одного из видов устного народного творчества:
Это один из древнейших жанров русского фольклора. Бытовали и записывались они преимущественно в крестьянской среде. Именно поэтому речь в них идёт главным образом о предметах, близких крестьянину. Здесь и явления природы, орудия труда и обихода, крестьянское жилище, животные и растения, его окружающие (загадки).
Это короткое предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом (пословица).
Это устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение, метафора. Самостоятельно не употребляется. Они употребляются в предложениях для придания яркой художественной окраски фактам, вещам и ситуациям (поговорка).
- Как вы думаете, как, кем и когда составлялись загадки, пословицы и поговорки?
Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Игра «Да – нет».
Учитель зачитает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде: «да» или «нет».
Например, на уроке “Небесные тела” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать вопросы:
- Это планета земной группы? - нет;
- Это планета – гигант? – да;
- Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;
- Это самая большая планета? – да.
Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.
На уроке русского языка, посвященном частям речи, происходит следующий диалог:
- Это самостоятельная часть речи?
-Да.
- Она обозначает предмет?
- Нет.
- Она обозначает действие предмета?
- Нет.
- Признак предмета?
- Да.
- Это прилагательное.
«Дискуссия».
Это обсуждение вопроса по заданной теме. Алгоритм ведения дискуссии предварительно вывешивается на доске, правила ведения дискуссии постоянно повторяются
Правила ведения дискуссии:
1.Выдвигать идеи, слушать внимательно.
2. Не повторяться.
3. Каждое следующее высказывание:
а) либо продолжает предыдущее;
б) либо противоречит предыдущему (опора на текст).
Учащиеся сами оценивают свое участие в дискуссии. Им предлагается личная карточка «Как я оцениваю свое участие в дискуссии?» в 5-балльной системе.
Они отвечают на вопросы:
1) Как я оцениваю свое участие в дискуссии? 1 2 3 4 5
2) Внимательно ли я слушал? 1 2 3 4 5
3) Выдавал ли я интересные идеи? 1 2 3 4 5
«Проблемный вопрос».
Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока.
Например:
- Когда появились первые печатные книги на Руси?
- Каковы отличительные особенности волшебной сказки?
- Что такое олицетворение? эпитет? сравнение? метафора? гипербола?
- Как вы понимаете термин «однородные члены предложения»?
- Как образуются слова?
- Как правильно написать безударное окончание в имени прилагательном?
- Как составить узор, симметричный данному?
Верные- неверные высказывания
Урок окружающего мира по теме "Почва и ее состав"
№
Верные-неверные высказывания
До чтения
После чтения
1
Почва - это тонкий слой земной поверхности
2
При изменении климата почва остается неизменной
3
На состав почвы оказывает влияние животный и растительный мир
4
В состав почвы входит воздух
5
В составе почвы можно обнаружить воду
6
Гумус и перегной - это разные вещества
7
Есть места, где почвенный слой совсем отсутствует
8
1 см почвы образуется в природе достаточно быстро
9
Основное свойство почвы - плодородие
10
Есть еще много других важных свойств почвы
Вторая стадия – осмысление (поиск ответов), поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если что-то не понятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, связать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Для этого используются самые разнообразные приемы: чтение текста с остановками; составление таблиц, диаграмм Венна, дневников двойной записи; развивающая лекция, изложение в паре, «инсерт» – чтение текста с пометками и т. д.
« Дерево предсказаний». Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Например: работа над рассказом Толстого "Прыжок"
Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Как вы думаете, о чём этот рассказ? (Дети предполагают, что об обезьянках, т.к. на иллюстрации обезьяна, или о цирке, где гимнасты исполняют прыжки, или о прыжках в воду.
– Как вы думаете, что будет делать мальчик?
– Может быть, полезет догонять обезьяну и отбирать шляпу?
А я думаю, что он посмеётся со всеми, что ему шляпы жалко, что ли?
– Давайте прочитаем и проверим, как будут развиваться события.
– Что же будет дальше, как вы думаете? – Может быть, мальчик опомнится и аккуратно спустится? А может, он прыгнет, и его поймают в сетку? Или он прыгнет в море?
– Давайте читать дальше
«Круги по воде». Опорное слово - это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.
Например: при изучении темы «Глагол» у нас с ребятами получилось вот такое исследование по теме:
Г - главный член предложения
Л - легко изменяется по родам
А - а так же по числам
Г - говорить, глядеть, гладить - неопределенная форма
О - очень часто – сказуемое
Л - лучше не пытаться определить падеж
При изучении темы «Почва»:
П- перегной
О- очень нужна
Ч- человек, береги!
В- воздух, вода в ее составе
А- Арктика, Антарктида - ее нет.
«Бортовой журнал». Это способ визуализации материала. Учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:
- Что мне известно по данной теме?
- Что нового я узнал из текста?
«Письмо к учителю»Учитель предлагает учащимся написать «Письмо к учителю» (маме, инопланетянину, сказочному герою и т.п).
Памятка написания письма.
1. Я прочитал(а) рассказ
2. Больше всего запомнилось
3. Понравилось
4. Не понравилось
5. Мое эмоциональное состояние
6. Этот рассказ учит меня
«Пятиминутное эссе»помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме, учитель просит учащихся выполнить следующие задания:
1) написать, что нового узнали по данной теме;
2) задать вопрос, на который они не получили ответа.
Учитель собирает работы и использует их при планировании последующих уроков.
Домашнее задание можно задать не в традиционной манере, а предложить детям найти или придумать загадки по пройденной теме, самостоятельно составить кластер, написать синквейн, прочитать новый текст в методике «чтения с пометами».
Результативность опыта
Показателями результативности данного опыта являются показатели проведенного психологического исследования совместно с психологической службой школы учащихся с 1 по 4-й класс.
В ходе работы были подобраны соответствующие принятым показателям - параметры и методики.
Критерии
Показатели
Диагностический инструментарий
1.Уровень развития мышления
1.Умение обобщать
2.Умение анализировать
3.Словесно-логическое мышление
4.Умение исключать лишнее
Методика
Э.Ф. Замбацявичене, методика Г. Витцлака
2.Развитие критического мышления
1.Наличие навыков и компетенций продуктивной работы с информацией
2.Наличие умения устанавливать логически-понятийные связи.
Анализ продуктов учебной деятельности
(кластеры, таблицы, маркировка текста, круги Вена и т.д.)
3.Применение навыков критического мышления в различных типах заданий
Наличие СУУН и компетенций, проявляемых в ходе изучения блоков «Как строен наш язык», «Правописание», «Развитие речи»), включающая урочную и внеклассную деятельность.
Карта динамики успешности обучения
Результативное участие обучающихся в различных интеллектуальных конкурсах, викторинах и т.д.
Результаты диагностики исследования показали положительную динамику развития критического мышления. Более половины обучающихся умеют работать с новой информацией, т.е. могут выделить в ней важные для осмысления линии и установить логически-понятийные связи.
Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся метапредметные умения, такие как:
- умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;
- формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
В результате применения технологии развития критического мышления у учащихся изменяется отношение к урокам. Уроки из нудных и неинтересных становятся познавательными и захватывающими, изменяется отношение детей к собственным ошибками - они перестают бояться их и понимают, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Познавательная активность на высоком уровне. Ученикам нравится получать знания в школе, и они стремятся узнать больше, чем требует учитель.
Критерием результативности опыта является повышение познавательной активности и учебной мотивации младших школьников.
За 4 года обучения ребята принимали активное участие в различных школьных, городских, всероссийских конкурсах и олимпиадах.