Проанализировать стихотворение А. С. Пушкина, чтобы увидеть, насколько мастерски автор рисует картины осени.
Познакомиться с новыми литературными приёмами, позволяющие автору передать всю полноту чувств.
План урока
(На слайдах меняются картины осени, и (учитель в записи читает) звучит стихотворение А. С. Пушкина “Унылая пора! Очей очарованье!” на фоне музыки Чайковского “Времена года”. См. Приложение 1, Приложение 2).
– Согласитесь красивое стихотворение. Всего 8 строк, а сколько чувств. Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением А. С. Пушкина “Унылая пора! Очей очарованье!”.
– На уроке мы должны:
1) Проанализировать стихотворение А. С. Пушкина, чтобы увидеть, насколько мастерски, автор рисует картины осени. 2) Познакомиться с новым литературным приёмом, позволяющим автору передать всю полноту чувств.
– Какие знания мы должны получить на сегодняшнем уроке? (Научиться анализировать стихотворение. Познакомиться с новым литературным приёмом.)
Откроем учебник на с. 70-й, прочитаем стихотворение и более пристально рассмотрим созданные автором лирические образы.
(Читает ученик.)
– Есть ли в стихотворении сюжет или автор пытался передать нам только настроение? (Преобладает настроение) – Как называется произведение, в котором автор передаёт настроение, состояние души? (Это лирическое произведение)
– Давайте ещё раз выясним, какова основная задача лирического произведения? (Основная задача лирического произведения – передать чувства). – Какие чувства передаёт автор? (Чувства восхищения, чувства грусти, т. к. осень уходит). – Зачитайте строки, где автор выражает свои чувства, т. е. что он любит. (Ученик читает всё стихотворение.) – То есть нам пришлось прочитать всё стихотворение. Свои чувства он выразил, одним словом ЛЮБЛЮ.
А дальше следует перечисление с повторяющимся союзом И, ветра шум, и свежее дыханье, и небеса, и солнца луч, и первые морозы, и зимы угрозы. Соответственно, нужно выбирать правильную интонацию перечисления однородных членов предложения. Всё предложение (однородные члены даются через запятую) должно быть прочитано на одном дыхании.
– Прочитайте по себя одно предложение, состоящее из шести строк с интонацией перечисления. (читают про себя)
– А теперь прочитаем вслух.
(Читают 2–3 ученика.)
– Ребята, сейчас каждый ещё раз прочитает стихотворение про себя и читая обратите внимание, что автор больше всего любит в осени?
(Читают про себя.)
– Итак, что же поэт любит? (Пышное природы увяданье.)
– Что вы понимаете под этими словами? (Ответы детей.)
– Увяданье – само слово ассоциируется у нас с чем-то некрасивым, вялым. Но, соединив это слово со словом пышное, автор получает совершенно другой образ. – Что значит пышное? (Красивое, яркое, торжественное.) – Автор, по сути, сам объясняет, что такое пышное увядание. Найдите и прочитайте эти строки.
(Ученик читает 4–8 строки)
В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдалённые седой зимы угрозы.
– Можно ли назвать данное увядание пышным? (Да, можно.) – В багрец и в золото одетые леса. – Встретилось ли вам незнакомое слово или слово, которое мы мало употребляем? (Багрец.)
(На слайде появляется слово БАГРЕЦ).
– Вам предложена словарная статья из толкового словаря русского языка Дмитрия Николаевича Ушакова.
– Слово багрец имеет два значения. Какое значение А.С.Пушкин берёт для своего стихотворения? (Первое значение – красная краска тёмного оттенка, багровая.) – А еще, какое устаревшее слово встретили в стихотворении? (Очи.) – Очи, око – глаз. Это ещё одно устаревшее слово, используемое в поэтической речи. – А что придают устаревшие слова данному произведению? (Они придают таинственность, сказочность, торжественность – очей очарованье.) – Давайте прочитаем первую строчку стихотворения.
Унылая пора! Очей очарованье!
– Автор использует всё тот же приём, слово УНЫЛАЯ рисует нам картины не очень радостные, но следующее за ним восклицание: “Очей очарованье!” придаёт совершенно иное значение и иную интонацию. – Прочитайте только первую строчку выразительно, выбирая правильную интонацию.
(Читает 2–3 ученика.)
– Давайте рассмотрим картины русских художников, которые также как и Пушкин восхищаются осенью. Посмотрите, на 71-й странице вам даны репродукции картин таких художников, как Василий Поленов и Исаак Левитан.
– Почему А. С. Пушкин называет осень унылой порой? (Потому что это пора увяданья природы, листья опадают, деревья стоят голые, краски тускнеют, появляется больше серого.)
– А почему же это все-таки и пора очей очарованье? (Потому что это увяданье очень яркое. Игра цветов. Природа всё разукрасила цветным ковром.)
– И нам, как и Пушкину, как и художникам, нравится смотреть на эти с каждым днём меняющиеся картины.
– Заметили ли вы, как быстро пожелтели листья на деревьях у нас за окном – вот она прощальная краса. Ещё несколько дней и мы уже не увидим такого буйства красок.
– Прощальная краса. Вот ещё одно словосочетание.
– Что интересного вы заметили? (Слова не сочетаются.)
Эти словосочетания содержат в себе противоречие, но это не просто игра слов, это литературный приём под названием ОКСЮМОРОН, т. е. сочетание несочетаемого.
ОКСЮМОРОН – художественный приём; сочетание противоположных, противоречащих друг другу по значению слов в одном художественном образе.(Например, горячий снег; скупой рыцарь; пышное увядание; унылая пора, очей очарованье; прощальная краса, убогая роскошь – Некрасов; сердцу изведать сладчайшую боль – А. Блок).
– Вместе хором проговорим это слово: ОКСЮМОРОН.
Физкультминутка
(Исполняется под музыку.)
– А сейчас представьте одинокий падающий лист. Давайте встанем, и покажем сначала левой рукой, как он падает (взмах рукой), а потом правой рукой (взмах рукой). – Повернёмся к схеме универсальных символов и последим глазами за движением листа. – Пройдите на свои места и поменяйтесь местами.
– Читаем стихотворение ещё раз про себя и представляем картину, которую создаёт автор.
– Сейчас один ученик будет читать стихотворение, а все остальные внимательно слушают и следят за чтением не по учебнику, а по той образной схеме, которую мы попытались создать к данному стихотворению.
(Ученик читает, а на экране мелькают слайды).
Физкультминутка
Домашнее задание:
Выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина
Итог урока
поднимите лист зелёного цвета, если вы оцениваете свою работу на уроке высоко;
поднимите лист жёлтого цвета, если вы работали на уроке хорошо;
и лист красного цвета, если вы считаете, что работали, не достаточно и могли бы лучше.