kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Язык народной и литературной сказки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие устной речи учащихся, их фантазии и творческого мышления через анализ художественного произведения и составление сравнительных характеристик главных героев сказки; совершенствование навыка грамотного и выразительного чтения; формирование умения анализировать прочитанное с опорой на образный язык  литературного произведения; воспитание  любви к  русской литературе  и  гордости за Россию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Язык народной и литературной сказки.»

Предмет: литературное чтение УМК: «Школа России» Класс: 3 «Г» Учитель: Лебедева О.Б.

Тип урока: обобщение

Тема: А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Язык народной и литературной сказки.

Цель: развитие устной речи учащихся, их фантазии и творческого мышления через анализ художественного произведения и составление сравнительных характеристик главных героев сказки; совершенствование навыка грамотного и выразительного чтения; формирование умения анализировать прочитанное с опорой на образный язык литературного произведения; воспитание любви к русской литературе и гордости за Россию.

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

Методы: проблемный диалог, наглядно-иллюстративный, практическая работа.

Формы проведения урока: коллективная, индивидуальная.

Материалы и оборудование:

Для учащихся:

  • учебник

  • карточки с заданием

Для учителя:

  • презентация к уроку;

  • мультимедийная техника;

  • выставка книг











Ход урока

Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап.

Создание учебной мотивации.



- Вспомните, с творчеством какого автора мы познакомились на прошлых уроках литературного чтения? Что вы уже знаете об этом авторе? Кластер на слайде заполняется одновременно с ответами детей. (Слайд 2)

Великий русский писатель, солнце русской поэзии. В прошлом году был юбилей 215 лет. Он написал много произведений для взрослых, сказки для детей.




-Сегодня на уроке литературного чтения мы с вами продолжим работу по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» (Слайд 3)

- Вспомните, какое полное название этой сказки?


Дети слушают, смотрят на портрет писателя, вспоминают известные им факты из биографии поэта. (Мы говорили о творчестве А.С.Пушкина.

Великий русский писатель, солнце русской поэзии. В прошлом году был юбилей 215 лет. Он написал много произведений для взрослых, сказки для детей.)

Дети вспоминают или находят в учебнике полное название сказки А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»



Познавательные УУД: Поиск нужной информации, построение правильного речевого высказывания.

Личностные УУД:

Вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками; выработка учебной мотивации, постановка учащимися целей учебной деятельности на уроке.

Регулятивные УУД:

Осознавать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные УУД: Определять и высказывать свою точку зрения.

2.Актуализация знаний учащихся.

Анализ сказки и составление сравнительных характеристик главных героев.





























































3. Физкультминутка

А.С.Пушкин назвал свое произведение «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

- Каким представляет в названии Пушкин князя Гвидона? Оправдывает ли князь Гвидон это звание?

Докажите своё мнение примерами из текста.

1. Рос не по дням, а по часам. Так обыкновенный ребенок не может, только богатырь.

2. Управляет силами природы. Смог подчинить себе волну.

3. Спас от смерти Лебедь, не пожалел единственной стелы.

Составление характеристики князя Гвидона. (Слайд 4)

-Какие ещё черты характера открываются нам в поступках князя Гвидона?

- А как он относится к своим родителям?










- Что побуждает князя Гвидона завести столько чудес в своем княжестве? Жадность, хвастовство или что-то другое?



- Перечислите чудеса, которые появились на острове.

- Одинаково ли говорят об одном и том же чуде разные герои сказки? Найдите и прочитайте, как говорит о чудесах князь Гвидон, царевна Лебедь, купцы, ткачиха с поварихой.

-Какое из чудес вам понравилось больше всего? Прочитайте. Почему оно вам понравилось?

(Слайд 5 - 7)







-Как вы думаете, почему царевна Лебедь помогает князю Гвидону и исполняет все его желания?

- Какой вы представляете себе царевну Лебедь? Докажите примерами из сказки. Составление характеристики царевны Лебедь (Слайд 8)



-Можно ли назвать царя Салтана грозным? Какие слова больше подойдут к его характеру? (Слайд 9)

Добрый, мягкий, нерешительный, слабохарактерный.

Вспомните, что стало причиной несчастий князя Гвидона и его матери?

Как были наказаны завистницы?


Дети слушают вопросы учителя и аргументировано отвечают.

( Славный и могучий богатырь)

Дети ищут в сказке подтверждение своим мыслям, находят и читают отрывки из сказки.

(«и растет ребенок там

не по дня, а по часам»

«Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли –

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!») Дети делают выводы о душевных качествах князя Гвидона. ( Князь Гвидон очень добрый, он защищает слабых, не жалеет своей единственной стрелы для спасения Царевны Лебеди. Гвидон уважает и очень любит свою мать, просит у нее благословения на княжение и на свадьбу. Ему важно одобрение матери, ее поддержка.)


Дети слушают вопросы, отвечают с опорой на текст сказки.

(Он хочет увидеть своего отца, чудесами заманить в гости к себе на остров.)

Дети слушают вопросы, вспоминают сказку, отвечают на вопросы. (У него на острове появляется белочка, 33 богатыря, царевна Лебедь.) Дети находят и вычитывают подходящие отрывки из сказки, доказывая свое мнение словами автора. ( Они говорят по-разному. Князь Гвидон - с печалью, купцы - с удивлением, Царевна Лебедь спокойно и привычно, ткачиха с поварихой – с завистью и злобой.)

Дети высказывают свое мнение, делятся своими мыслями.

(В благодарность за спасение своей жизни царевна Лебедь исполняет все желания князя. Она его жалеет и сочувствует, пытается во всем помочь.)

Дети думают, вспоминают сказку, выбирают слова для характеристики царя Салтана.

(Он нерешительный и очень мягкий по характеру, зависит от других.)

Дети слушают вопросы, отвечают с опорой на текст сказки. (Причиной всех несчастий стала зависть и злоба родных сестер. Добрый царь Салтан не стал их наказывать, а просто отпустил.)

Познавательные УУД:

Анализ, сравнение, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно-следственных связей, обобщение.

Коммуникативные УУД:

Диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и выслушивание чужого мнения.

Личностные УУД:

Нравственно-этическая ориентация.














Познавательные УУД:

Анализ, синтез, сравнение, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно-следственных связей, обобщение.

Регулятивные УУД:

Контроль за выполнением и результатом своих учебных действий.

Коммуникативные УУД:

Диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и выслушивание чужого мнения.


4.Творческое задание


















- Вспомните, какие сказки А.С. Пушкина вам еще знакомы?

-Сейчас, я предлагаю вам выполнить задание в группах. Я раздам вам карточки с заданием. На каждой будет указано имя сказочного героя из любой другой сказки Пушкина. Вы посовещаетесь со своими соседями и составьте его характеристику по плану. Прочитайте ее классу, не называя сказочного героя. А мы попробуем догадаться, о ком идет речь. На слайде дан план характеристики (Слайд 10)

1. Внешность, характер героя.

2. Поступки и действия героя.

3. Отношения автора к герою.

4. Ваше отношение к герою.

Выступление групп с зачитывание характеристик сказочных героев и коллективное отгадывание сказочных персонажей.

Дети вспоминают и отвечают на вопрос учителя. («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях», «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о золотом петушке»)

Работа в группах по 4 человека. Дети получают карточки с заданными героями сказок Пушкина.( 1группа – старуха из сказки «Золотая рыбка», 2 группа – золотая рыбка , 3 группа – старик из сказки «Золотая рыбка», 4 группа – мачеха из «Сказки о мертвой царевне и 7 богатырях», 5 группа – молодая царевна из «Сказки о мертвой царевне и 7 богатырях».)

Познавательные УУД: Построение речевого высказывания, поиск известной информации.


Коммуникативные УУД:

Работа с партнером, диалог с учителем.


Регулятивные УУД:

Взаимопроверка, контроль и коррекция.


Познавательные УУД:

Смысловое чтение, анализ, синтез, сравнение, построение логической цепочки рассуждений

5.Работа над жанровыми особенностями произведения.




- Можно ли сказки Пушкина сравнить с народными сказками?

- Что у них общего с народными сказками?

-Чем они отличаются?

(Слайд 11)

Общие черты:

Зачин, развитие событий и концовка.

Народные слова и выражения. (Но жена не рукавица, с белой ручки не стряхнешь и за пояс не заткнешь. В путь-дорогу собирался. На море, на окияне…)

Победа добра над злом.

Живет и чудо, и реальность.

-В чем же отличие сказок Пушкина от народных?

Отличия:

Стихотворная форма.

Много эпитетов, сравнительных оборотов речи.

Дети внимательно слушают вопросы учителя и аргументировано отвечают.

( Сказки Пушкина очень похожи на народные. В них всегда добро побеждает зло и хороший конец. Встречается троекратное повторение событий: князь Гвидон 3 раза превращался и летал к отцу, 3 чуда на острове. В сказках есть народные пословицы и поговорки.)

(Сказки Пушкина отличаются от народных тем, что написаны в стихотворной форме.)

Познавательные УУД: Анализ, сравнение, обобщение, построение логической цепочки рассуждений, вывод.

Коммуникативные УУД:

Диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и выслушивание чужого мнения.

Регулятивные УУД:

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.


5.Итог урока. Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу. Давайте вместе подведем его итог. (Слайд 12)

- Что нового удалось нам сегодня узнать о творчестве А.С.Пушкина?

- Какая работа для вас была самая интересная?

-Какое задание оказалось самым трудным?

- Что бы вы хотели узнать о нашем великом поэте?

Домашнее задание: подготовить к следующему уроку иллюстрацию к своей любимой сказке А.С.Пушкина, прочитать или выучить наизусть тот отрывок, который подходит к вашему рисунку.

Дети слушают, отвечают на вопросы, сравнивают свои результаты, делают выводы.


Познавательные УУД:

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные

Умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД:

Оценивание детьми собственной деятельности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Язык народной и литературной сказки.

Автор: Соломатина Ирина Петровна

Дата: 31.12.2020

Номер свидетельства: 569130

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "А. С. Пушкин " Сказка о царе Салтане" "
    ["seo_title"] => string(38) "a-s-pushkin-skazka-o-tsarie-saltanie-1"
    ["file_id"] => string(6) "238994"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444676913"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "конспект урока "сказка о царе Салтане" А.С.Пушкин"
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekturokaskazkaotsariesaltanieaspushkin"
    ["file_id"] => string(6) "256329"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448115320"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока по литературе.А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»"
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekturokapolitieraturieaspushkinskazkaomiertvoitsarievnieiosiemiboghatyriakh"
    ["file_id"] => string(6) "314319"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459679975"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока по литературе.А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»"
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekturokapolitieraturieaspushkinskazkaomiertvoitsarievnieiosiemiboghatyriakh1"
    ["file_id"] => string(6) "314320"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459679981"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Тема  урока: А. С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане…" (Закрепление)"
    ["seo_title"] => string(63) "tiema-uroka-a-s-pushkin-skazka-o-tsarie-saltanie-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "287236"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454439395"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства