1.Организационный этап. Создание учебной мотивации. | - Вспомните, с творчеством какого автора мы познакомились на прошлых уроках литературного чтения? Что вы уже знаете об этом авторе? Кластер на слайде заполняется одновременно с ответами детей. (Слайд 2) Великий русский писатель, солнце русской поэзии. В прошлом году был юбилей 215 лет. Он написал много произведений для взрослых, сказки для детей. -Сегодня на уроке литературного чтения мы с вами продолжим работу по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» (Слайд 3) - Вспомните, какое полное название этой сказки? | Дети слушают, смотрят на портрет писателя, вспоминают известные им факты из биографии поэта. (Мы говорили о творчестве А.С.Пушкина. Великий русский писатель, солнце русской поэзии. В прошлом году был юбилей 215 лет. Он написал много произведений для взрослых, сказки для детей.) Дети вспоминают или находят в учебнике полное название сказки А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» | Познавательные УУД: Поиск нужной информации, построение правильного речевого высказывания. Личностные УУД: Вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками; выработка учебной мотивации, постановка учащимися целей учебной деятельности на уроке. Регулятивные УУД: Осознавать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные УУД: Определять и высказывать свою точку зрения. |
2.Актуализация знаний учащихся. Анализ сказки и составление сравнительных характеристик главных героев. 3. Физкультминутка | А.С.Пушкин назвал свое произведение «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» - Каким представляет в названии Пушкин князя Гвидона? Оправдывает ли князь Гвидон это звание? Докажите своё мнение примерами из текста. 1. Рос не по дням, а по часам. Так обыкновенный ребенок не может, только богатырь. 2. Управляет силами природы. Смог подчинить себе волну. 3. Спас от смерти Лебедь, не пожалел единственной стелы. Составление характеристики князя Гвидона. (Слайд 4) -Какие ещё черты характера открываются нам в поступках князя Гвидона? - А как он относится к своим родителям? - Что побуждает князя Гвидона завести столько чудес в своем княжестве? Жадность, хвастовство или что-то другое? - Перечислите чудеса, которые появились на острове. - Одинаково ли говорят об одном и том же чуде разные герои сказки? Найдите и прочитайте, как говорит о чудесах князь Гвидон, царевна Лебедь, купцы, ткачиха с поварихой. -Какое из чудес вам понравилось больше всего? Прочитайте. Почему оно вам понравилось? (Слайд 5 - 7) -Как вы думаете, почему царевна Лебедь помогает князю Гвидону и исполняет все его желания? - Какой вы представляете себе царевну Лебедь? Докажите примерами из сказки. Составление характеристики царевны Лебедь (Слайд 8) -Можно ли назвать царя Салтана грозным? Какие слова больше подойдут к его характеру? (Слайд 9) Добрый, мягкий, нерешительный, слабохарактерный. Вспомните, что стало причиной несчастий князя Гвидона и его матери? Как были наказаны завистницы? | Дети слушают вопросы учителя и аргументировано отвечают. ( Славный и могучий богатырь) Дети ищут в сказке подтверждение своим мыслям, находят и читают отрывки из сказки. («и растет ребенок там не по дня, а по часам» «Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна; Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли – Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу!») Дети делают выводы о душевных качествах князя Гвидона. ( Князь Гвидон очень добрый, он защищает слабых, не жалеет своей единственной стрелы для спасения Царевны Лебеди. Гвидон уважает и очень любит свою мать, просит у нее благословения на княжение и на свадьбу. Ему важно одобрение матери, ее поддержка.) Дети слушают вопросы, отвечают с опорой на текст сказки. (Он хочет увидеть своего отца, чудесами заманить в гости к себе на остров.) Дети слушают вопросы, вспоминают сказку, отвечают на вопросы. (У него на острове появляется белочка, 33 богатыря, царевна Лебедь.) Дети находят и вычитывают подходящие отрывки из сказки, доказывая свое мнение словами автора. ( Они говорят по-разному. Князь Гвидон - с печалью, купцы - с удивлением, Царевна Лебедь спокойно и привычно, ткачиха с поварихой – с завистью и злобой.) Дети высказывают свое мнение, делятся своими мыслями. (В благодарность за спасение своей жизни царевна Лебедь исполняет все желания князя. Она его жалеет и сочувствует, пытается во всем помочь.) Дети думают, вспоминают сказку, выбирают слова для характеристики царя Салтана. (Он нерешительный и очень мягкий по характеру, зависит от других.) Дети слушают вопросы, отвечают с опорой на текст сказки. (Причиной всех несчастий стала зависть и злоба родных сестер. Добрый царь Салтан не стал их наказывать, а просто отпустил.) | Познавательные УУД: Анализ, сравнение, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно-следственных связей, обобщение. Коммуникативные УУД: Диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и выслушивание чужого мнения. Личностные УУД: Нравственно-этическая ориентация. Познавательные УУД: Анализ, синтез, сравнение, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно-следственных связей, обобщение. Регулятивные УУД: Контроль за выполнением и результатом своих учебных действий. Коммуникативные УУД: Диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и выслушивание чужого мнения. |
4.Творческое задание | - Вспомните, какие сказки А.С. Пушкина вам еще знакомы? -Сейчас, я предлагаю вам выполнить задание в группах. Я раздам вам карточки с заданием. На каждой будет указано имя сказочного героя из любой другой сказки Пушкина. Вы посовещаетесь со своими соседями и составьте его характеристику по плану. Прочитайте ее классу, не называя сказочного героя. А мы попробуем догадаться, о ком идет речь. На слайде дан план характеристики (Слайд 10) 1. Внешность, характер героя. 2. Поступки и действия героя. 3. Отношения автора к герою. 4. Ваше отношение к герою. Выступление групп с зачитывание характеристик сказочных героев и коллективное отгадывание сказочных персонажей. | Дети вспоминают и отвечают на вопрос учителя. («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях», «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о золотом петушке») Работа в группах по 4 человека. Дети получают карточки с заданными героями сказок Пушкина.( 1группа – старуха из сказки «Золотая рыбка», 2 группа – золотая рыбка , 3 группа – старик из сказки «Золотая рыбка», 4 группа – мачеха из «Сказки о мертвой царевне и 7 богатырях», 5 группа – молодая царевна из «Сказки о мертвой царевне и 7 богатырях».) | Познавательные УУД: Построение речевого высказывания, поиск известной информации. Коммуникативные УУД: Работа с партнером, диалог с учителем. Регулятивные УУД: Взаимопроверка, контроль и коррекция. Познавательные УУД: Смысловое чтение, анализ, синтез, сравнение, построение логической цепочки рассуждений |
5.Работа над жанровыми особенностями произведения. | - Можно ли сказки Пушкина сравнить с народными сказками? - Что у них общего с народными сказками? -Чем они отличаются? (Слайд 11) Общие черты: Зачин, развитие событий и концовка. Народные слова и выражения. (Но жена не рукавица, с белой ручки не стряхнешь и за пояс не заткнешь. В путь-дорогу собирался. На море, на окияне…) Победа добра над злом. Живет и чудо, и реальность. -В чем же отличие сказок Пушкина от народных? Отличия: Стихотворная форма. Много эпитетов, сравнительных оборотов речи. | Дети внимательно слушают вопросы учителя и аргументировано отвечают. ( Сказки Пушкина очень похожи на народные. В них всегда добро побеждает зло и хороший конец. Встречается троекратное повторение событий: князь Гвидон 3 раза превращался и летал к отцу, 3 чуда на острове. В сказках есть народные пословицы и поговорки.) (Сказки Пушкина отличаются от народных тем, что написаны в стихотворной форме.) | Познавательные УУД: Анализ, сравнение, обобщение, построение логической цепочки рассуждений, вывод. Коммуникативные УУД: Диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и выслушивание чужого мнения. Регулятивные УУД: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5.Итог урока. Рефлексия. | -Наш урок подходит к концу. Давайте вместе подведем его итог. (Слайд 12) - Что нового удалось нам сегодня узнать о творчестве А.С.Пушкина? - Какая работа для вас была самая интересная? -Какое задание оказалось самым трудным? - Что бы вы хотели узнать о нашем великом поэте? Домашнее задание: подготовить к следующему уроку иллюстрацию к своей любимой сказке А.С.Пушкина, прочитать или выучить наизусть тот отрывок, который подходит к вашему рисунку. | Дети слушают, отвечают на вопросы, сравнивают свои результаты, делают выводы. | Познавательные УУД: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные УУД: Оценивание детьми собственной деятельности. |